Факторы мультимедиа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление факторов мультимедиа влияющих на развитие психических процессов (интеллектуальной лабильности, креативности мышления).
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты факторов мультимедиа.
2. Рассмотреть область применения мультимедиа.
3. Выявить взаимосвязь между применением мультимедиа и развитием психических процессов обучающихся начального профессионального образования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Мультимедиа как новое аудиовизуальное средство массовой коммуникации ………………………………………………………………….. 5
1.1.Основные понятия темы ……………………………………………….…. 5
1.2.Область применения мультимедиа ………………………………………. 8
1.3.Факторы мультимедиа в образовании ………………………………….... 13
Глава 2. Изучение влияния средств мультимедиа на развитие творческих способностей и интеллектуальной лабильности у обучающихся ………….. 20
2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования ……………. 20
2.2. Алгоритм проведения исследования ……………………………………. 21
Заключение ……………………………………………………………………. 28
Список литературы …………………………………………………………… 30
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Факторы мультимедиа.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

1. Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и отражает быстроту выполнения заданий. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) считается низким уровнем беглости, выполнение 5-8 заданий – средним уровнем и выполнение 9-10 заданий – высоким уровнем.

2. Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность быстро переходить от одного аспекта к другому. При высоком уровне 80 % рисунков можно отнести  к различным категориям, возможно объединением всех рисунков общим сюжетом. Средний уровень – 50-80 % рисунков можно отнести  к различным категориям. Низкий уровень -  к различным категориям можно отнести менее половины рисунков.

3.  Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Высокий уровень – более 10 баллов, средний уровень – 5-9 баллов, низкий уровень – 0-4 балла.

4.  Разработанность. Высокий уровень этого показателя представлен хорошей разработанностью практически всех рисунков. Средний уровень –  детальная разработанность 40-80 % рисунков. Низкий уровень схематичность рисунков.

 

Таблица 1

Показатели  уровня креативности у обучающихся 1подгруппы постоянно пользующихся средствами мультимедия (в %)
 
  Показатели
Уровни беглость гибкость оригинальность разработанность
Высокий 58 25 33 17
Средний 33 58 42 29
Низкий 9 17 25 54
 
 

Таблица 2

Показатели  уровня креативности у обучающихся 2 подгруппы
не пользующихся средствами мультимедия (в %)
 
  Показатели
Уровни беглость гибкость оригинальность разработанность
Высокий 23 15 23 15
Средний 54 62 46 27
Низкий 23 23 31 58
 
 

      Исходя  из полученных данных, приведенных  в таблицах 1 и 2, можно говорить, что  уровень беглости у обучающихся  постоянно пользующихся средствами мультимедиа значительно превышают показатели в подгруппе 2. Можно сделать вывод, что использование средств мультимедиа способствует развитию темпов выполнения заданий, и, значит, у обучающихся хорошо развита интеллектуальная лабильность.

   

     Рис.1.  Сравнение показателей беглости.

   Уровень гибкости у обучающихся  подгруппы 1 не значительно, но превышают показатели в подгруппе 2.

   Можно сделать вывод, что использование  средств мультимедиа повышает уровень информированности, способствует развитию интеллектуального потенциала.

   

     Рис.2.  Сравнение показателей гибкости. 

     Высокий  уровень оригинальности в характеризует  способность у обучающихся выдвигать  идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью, т.е. гибкостью, неконфликтностью в поведении. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.  В подгруппе 1 высокий уровень наблюдается  у большего числа обучающихся и, возможно, это так же является влиянием использования средств мультимедиа.

   

     Рис.3.  Сравнение показателей оригинальности. 

     Показатели  разработанности в обеих группах  не имеют значительных различий.

   

     Рис.4.  Сравнение показателей разработанности. 

     Тестирование  по методике «Интеллектуальная лабильность» позволяет определить уровень способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок. Методика состоит из 40 несложных заданий, которые выполняются на специальных бланках. На выполнение каждого задания отводится 3-5 секунд. Оценка производится по количеству ошибок. Ошибочным считается и пропущенное задание. Высокий уровень при наличии 0-4 ошибок, средний уровень – 5-9 ошибок, более 10 ошибок – низкий уровень. При высоком уровне лабильности отмечается хорошая способность к обучению, а при низком – значительные трудности в восприятии  нового материала.

     Результаты  тестирования наглядно представлены в  таблице 3. 

Таблица 3 

Показатели  уровня интеллектуальной лабильности  у обучающихся

 в  двух подгруппах (в %) 

    Уровни 1 подгруппа 2 подгруппа
    Высокий 17 -
    Средний 50 54
    Низкий 33 46
 
 

     Следует отметить, что по результатам тестирования уровня интеллектуальной лабильности подгруппы обучающихся так же заметно различаются. В подгруппе обучающихся, постоянно пользующихся средствами мультимедиа показатели выше, чем в подгруппе обучающихся, не пользующихся средствами мультимедиа.  

Рис. 5. Сравнение показателей уровня интеллектуальной лабильности

у обучающихся 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Понятие "мультимедиа" настолько широко и расплывчато, что в него можно включить огромный спектр программного и аппаратного обеспечения, от 8-битной звуковой платы и накопителя для компакт-дисков с одинарной скоростью до профессиональных программ и компьютеров, используемых при создании специальных киноэффектов и даже целых компьютерных фильмов.

     Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и  аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.

     Мультимедиа - продукты можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, на какие группы потребителей они ориентированны. Одна предназначена для тех, кто имеет компьютер дома, - это обучающие, развивающие программы, всевозможные энциклопедии и справочники, графические программы, простые музыкальные редакторы и т.п. Компакт-диски с программами пользуются такой популярностью у пользователей домашних мультимедиа-систем, что количество предлагаемых на рынке наименований компакт-дисков ежегодно удваивается. Другая категория - это бизнес-приложения. Здесь мультимедиа служит для иных целей. С ее помощью оживают презентации, становится возможным организовать видеоконференции "вживую", а голосовая почта настолько хорошо заменяет офисную АТС, что обычный телефон начинает восприниматься как архаизм. А есть еще немногочисленная группа продуктов, ориентированных исключительно на профессионалов. Для них предлагаются средства производства видеофильмов, компьютерной графики, а также домашние музыкальные студии.

   Благодаря появлению и стремительному развитию компьютерной индустрии к существующим аудиовизуальным средствам массовой коммуникации добавились новые перспективные мультимедийные системы в виде синтеза разнообразных «сред», управляемых интерактивными приложениями. Способность к непрестанному и стремительному развитию является одним из основных факторов мультимедиа.

          Исследование, проведенное на базе строительного отделения ГОУ СПО СО «Асбестовский  политехникум» позволяет предположить, что использование обучающимися средств мультимедиа способствует интеллектуальной активности, развитию творческих способностей, интеллектуальной лабильности,  что, в свою очередь, позволяет обучающимся быть более гибкими в различных сферах своей жизни, быстро переключаться, находить новые оригинальные решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник./Под ред. проф. Г.А.Титоренко. — М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2001.

2. Годин В.В., Корнеев И.К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. — М.: «ИНФРА-М», 1999.

3. Информационные системы в экономике: Учебник. / Под ред. проф. В.В. Дика. — М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии. Издание 3-е дополненное и переработанное. Том 1,2. М- 1998г.

5. Ефимова О., Моисеев М., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. - М.,1997

6. Корнеев И.К., Година Т.А. Информационные технологии в управлении: Учеб. пособие для вузов/ ГУУ. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.

7. Кузнецов Е. Ю., Осман В. М. Персональные компьютеры и программируемые микрокалькуляторы: Учеб. пособие для ВТУЗов - М.: Высш. шк. - 1991 г.

8. Макеева Т.Г. Тестируем детей – Ростов н/Дону: Феникс, 2007 г.

9. Мэнсфилд Р. WINDOWS’95 для занятых. - Санкт-Петербург., 1997.

10. Растригин Л. А. С компьютером наедине - М.: Радио и связь, - 1990 г.

11. Степанова А. Н. Информатика. Питер – 2003.

12. Стинсон К. WINDOWS’95.-М., 1997.

13. Тестов, В. А. Стратегия образования в современных условиях/ В. А. Тестов// Педагогика. – 2005.

14. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. Москва. «РиП-холдинг» 2004г.

15. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователей. М.:ИНФРА,1997г.

16. Фигурнов В.Э."IBM PC для пользователя". - М.: ИНФРА-М, 1995.

17. Журнал «Информатика и образование» 2003-№3 

Приложение  № 1

Министерство  общего и профессионального  образования

Государственное образовательное учреждение

среднего  профессионального  образования Свердловской области

АСБЕСТОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ

г. Асбест, ул. Ладыженского, 7,                                                                            тел. 2-72-92

Информация о работе Факторы мультимедиа