Художники - передвижники

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Вторая половина XIX века отмечена в истории государства событиями Крымской войны (1853-1856 г.г.), ее неудачами и поражением, бунтами и возмущениями крестьян. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. 19 февраля 1961 года Александр II издал указ об отмене крепостного права. Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве.

Работа содержит 1 файл

контр..docx

— 44.75 Кб (Скачать)

      Картину «Боярыня Морозова» (ГТГ)  Суриков задумал еще в 1881г., но закончил он это замечательное  произведение только в 1887 году. Эта картина – вершина творчества  Сурикова, его великолепного живописного  мастерства. Но живописная красота  здесь не самоцель, она служит  характеристике исторической реальности, глубокому раскрытия замысла картины. Перед нами Русь XVII века – яркая, цветная, праздничная. В таком контексте темное пятно одежд боярыни Морозовой воспринимается как диссонанс, усиливающий ощущение драматизма момента. Связи со старой верой не порваны, а только рвутся. Это отзывается болью, испугом, злорадством, тяжелой думой – целой гаммой противоречивых чувств в сердцах людей. Переломные этапы истории порождают раскол в обществе, в душе народа, но в этих страданиях сказываются глубинные черты национального характера – мужество, самоотверженность, бесстрашие перед лицом испытаний, сочувствие чужому горю.

     С начала 1890-х годов Суриков  от трагически заостренных исторических  сюжетов переходит к освещению  героических страниц национальной  истории. Для полотна «Покорение  Сибири Ермаком» (1895, ГРМ) Суриков  3 года по крупицам собирал  исторические и бытовые детали из жизни минусинских татар, хакасов и остяков, в казачьих станицах искал образы своих предков – донских казаков. Картина глубоко патриотична, она рассказывает об одном из замечательнейших моментов в истории России. Главное действующие лицо в картине, как почти во всех других произведениях Сурикова, - народ. Художник не отделяет Ермака от его войска. По-иному изображен татарский хан Кучум. На лицах его всадников, расположившихся высоко над обрывом вокруг хана, выражение полной растерянности. В «Покорении Сибири Ермаком» вместо героев – жертв, таких как стрельцы, опальный Меньшиков или боярыня Морозова – победоносная дружина Ермака под разрывающимися стягами. Окончательная разрядка трагического напряжения по сравнению с историческим циклом 1880-х годов – в картине «Переход Сурикова через Альпы» (1899, ГРМ). Если в картинах 1880-х г.г. сила исторических обстоятельств одолевала героический характер, то в картинах 1890-х г.г. сила характера торжествует над драматизмом исторических обстоятельств.

     Суриков блестяще разрешает тему  патриотизма в картине «Переход  Сурикова через Альпы». Картина  не случайно имеет вертикальную  форму. Это дает возможность  зрителю ощутить отвесную пропасть  в горах, куда неудержимо скользят  русские солдаты. Возле них  Суворов. Он командует переходом,  он делит с ними все лишения,  и ему нельзя не верить.

     Последние крупное полотно Сурикова  «Степан Разин» (1903-1910, ГРМ).

Суриков был одним из величайших исторических живописцев мира. Свои монументальные по содержанию и форме полотна  он посвятил крупным событиям русской  истории. Их главная тема –  народные движения, их главный герой –  русский народ, народная масса, беспредельно разнообразная, богатая индивидуальностями, борющаяся, страдающая, торжествующая. Творчество Сурикова наряду с творчеством  Репина ознаменовало собой вершину  искусства передвижников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Передвижнические идеи проникли  во все жанры живописи: пейзаж (Саврасов Алексей Кондратьевич, Иван Иванович Шишкин, Архип Иванович  Куинджи), исторический жанр (Николай  Николаевич Ге, Суриков, Репин  и другие). Испытали воздействие  реалистических принципов искусства  передвижников Иван  Константинович  Айвазовский, маринист и баталист  Василий Васильевич Верещагин,  которые не были членами Товарищества.

     Проникновение передвижнических  идей во все жанры, их влияние,  сказавшиеся на лучших произведениях  художников, не входящих в Товарищество, еще раз свидетельствуют о  том, что движение передвижников  явилось главным фактором истории  русского изобразительного искусства  второй половины XIX века. Оно составило эпоху не только в национальной и в мировой культуре. Творчество передвижников и близких к ним мастеров аккумулировало  лучшие гуманистические традиции, наиболее полно и последовательно выразило основные требования и вкусы эпохи. Это было время высшего расцвета критического реализма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литература 

  1. И.И. Пикулев  «Русское изобразительное искусство», М.: Просвещение, 1977г.
  2. Энциклопедический словарь юного художника, М.: Педагогика, 1983г.
  3. Рассказы о художниках в 2-х т., т. I, - М.: Изобразительное искусство, 1982г.
  4. А. Алтаев «Пасынки Академии» в кн. Алтаева А. Повести. М.: Детская литература, 1972г.

Информация о работе Художники - передвижники