Художники - передвижники

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Вторая половина XIX века отмечена в истории государства событиями Крымской войны (1853-1856 г.г.), ее неудачами и поражением, бунтами и возмущениями крестьян. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. 19 февраля 1961 года Александр II издал указ об отмене крепостного права. Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве.

Работа содержит 1 файл

контр..docx

— 44.75 Кб (Скачать)

         В 1865 году появилась новая картина  Перова – «Проводы покойника» (ГТГ). По зимней дороге медленно, с трудом движется лошаденка,  запряженная в сани. Бедная крестьянская  семья провожает в последний  путь своего кормильца. Тяжелый  горем веет от всей картины.  Она, как песня народная, вылилась  из самого сердца художника.  Художник достигает в своей  картине огромного обобщения:  кажется словно в этом трагическом  полотне вся крестьянская Русь  оплакивает свою горькую крестьянскую  долю. «Переводы покойника» - самое  примечательное творение Перова.

          А вот другая картина – «Последний  кабак у заставы» (1868, ГТГ). Холодный, пронизывающий ветер метет поземку,  дорога уходит за ворота заставы.  У обочины дороги приютился  последний городской кабак, где  крестьяне пропивают свои последние гроши. Тоска и тревога, щемящие душу, разлиты в беспокойном свечении окон, в покорной женской фигурке, в унылом вечернем небе, на фоне которого четко вырисовываются столбы заставы. Они как символ того порядка, в котором живет крестьянская Русь, «хранимая» двуглавым орлом.

         Горячее сочувствие «униженным  и оскорбленным», протест против  уродства современной жизни определили  замысел не только « Последнего  кабака у заставы», но и такой  картины как «Тройка. Ученики-мастеровые  везут воду» (1866, ГТГ). В картине  «Утопленница» (1867, ГТГ) скупыми  живописными средствами и точно  найденным композиционным решением  художник придал заурядному эпизоду  из «полицейской хроники» характер  высокой человеческой трагедии.   «Проводы покойника», «Тройка. Ученики мастеровые везут воду», «Последний кабак у заставы», «Утопленница» - это картины, в которых выразилась глубокая скорбь художника, это сочувствие судьбе обездоленных людей. И сейчас они не оставляют нас равнодушными.

          Перов был не только художником  – жанристом. С 1870-х г.г. главное  место в творчестве Перова  чаще всего становились деятели  передовой русской культуры: драматург  А.Н. Островский (1871), поэт А.Н. Майков (1872), художник А.К. Саврасов, писатель  В.И. Даль (1872), доктор В.В. Бессонов (1869). Сила портретов Перова –  в глубокой психологической выразительности. Художника и героев его портретов сближали общие взгляды и требования к жизни и к искусству. Это были требования правды и искренности.

         С 1871г. по 1882г. Перов преподавал  в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учениками  Перова были многие впоследствии  известные русские художники:  М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, А.С.  Архипов.

         Творчество Перова оставило глубокий  след в истории русского искусства.  Тема народных страданий, искусство  реалистичного психологического  портрета развивалось современниками  и последователями Перова, членами  Товарищества передвижных художественных  выставок.

    4. И.Е.Репин (1844-1930) – яркий представитель критического реализма в русской жизни

    Высшим достижением передвижнического реализма стала деятельность Ильи Ефимовича Репина. Он родился 24 июля 1844 года в маленьком городке Чугуево, близ Харькова, в семье военного поселенца. С раннего детства Репин увлекся рисованием. Интерес к рисованию вскоре стал настоящей страстью и определил дальнейшую судьбу Репина. Видя непреодолимое стремление сына, родители отдали его учиться к местным живописцам. Но заветная мечта юноши – учиться в Петербургской академии художеств, стать настоящим художником – осуществилась еще очень не скоро. Только выполнив крупный заказ – роспись одной из церквей в окрестностях Чугуева, Репин заработал достаточно денег на поездку. 1 ноября 1863 года он приехал в Петербург. Репин поступил в рисовальную школу, где познакомился с И.Н.Крамским, ставшим его учителем. Через год, после усиленных занятий в школе, Репин был принят в Академию художеств. И.Н.Крамской, оказал большое влияние на формирование общественных идеалов и реалистического мастерства Репина. После окончания Академии художеств с Большой золотой медалью, он получил возможность поехать во Францию в пенсионерскую поездку. Вера в свои способности позволяла Репину не слишком дорожить зарубежной академической командировкой. Приобретя известность, он позднее совершил пять творческих поездок за границу (1881-1883, 1887, 1889, 1893 и 1900).

    И.В.Репину удавались все жанры живописи, причем ведущим началом неизменно  оставалось устремление к монументальной картине с героической трактовкой роли народа.

    Эти качества дарования художника проявились уже в первом из созданных им значительных творений – в “Бурлаках на Волге” (1870-1873), для исполнения которого он на три года отсрочил выезд за границу. Эта картина была задумана под непосредственным впечатлением увиденной в жизни сцены. Репин не только заставляет зрителя почувствовать всю тяжесть подневольного труда бурлацкой артели, но и раскрывает глубоко и многогранно характер каждого бурлака, могучую духовную силу, поддерживающую этих людей. О картине восторженно отзывались знаменитый критик В.В. Стасов, писатель Ф.М. Достоевский. Картина стала подлинным событием в художественной жизни России 70-х годов.

    Характернейшие  черты искусства Репина – простота, естественность изображаемых событий, доходчивость и яркость живописного  языка. Одно из лучших произведений художника – картина “Крестный ход в Курской губернии” (1880-1883, ГТГ). Жаркий июльский полдень. Нещадно палит солнце. По широкой дороге прямо на зрителя движется огромная толпа народа: церковные певчие, нищие, странники, местная знать во главе с помещицей. Пыль, поднятая сотнями идущих по дороге людей, столбом стоит над толпою и, едва различимые в пыльном мореве колышутся над толпой иконы и хоругви крестного хода. Кажется за раму задвинут кусок реальной действительности; стоит сделать шаг – и мы сами окажемся в центре шумной разноголосой толпы: так естественно выглядит изображенная сцена. В пестро одетой, шумной процессии живут и запоминаются лица и характеры каждого – от горбатого юноши странника, до важной барыни, несущей икону.

    Картину справедливо называют энциклопедией  русской жизни пореформенных  лет. С огромной художественной силой  раскрыл Репин в ней классовые  противоречия общества, покусав представителей всех классов. Он нарисовал широчайшую панораму современной ему действительности: нищету, жалкое прозябание деревенской бедноты, наглость полицейских, спесивость богатеев.

    Одна  из наиболее ярких страниц творчества Репина – созданные им портреты. Выразительность человеческого  лица, позы, одежды человека, всегда необычайно привлекала художника. Важнейшая особенность  репинских портретов – глубокий психологизм образов, богатство  и разнообразие композиционного и колористического решения, каждый раз взаимосвязанного с личностью портретируемого. Великолепны портреты Л.Н. Толстого (1887), дочери художника Нади (1881), актрисы П.А. Стрепитовой (1882). В живом контрасте красоты и страдания, жизни и надвигающейся смерти запечатлен М.П. Мусоргский (1881).

    Репин был человеком страстным и  увлекающимся. Ему было свойственно  чувство личной причастности к наиболее важным и значительным событиям эпохи, чувство современности. Оно особенно полно проявилось в картинах о  революционном народничестве, в  произведениях, глубоко раскрывающих освободительные идеи русского искусства  эпохи, его революционную направленность. Наиболее известны среди них “Арест пропагандиста” (1880-1892), “Не ждали” (1884-1888) и “Отказ от исповеди” (1879-1885). Последняя картина особенно драматична. “Отказ от исповеди” была задумана Репиным после того, как он вместе с В.В. Стасовым прочел стихотворение писателя Н.М. Минского “Последняя исповедь”.

    В своих картинах Репин обычно использует все существующее разнообразие красок. В “Отказе от исповеди” художник избирает строгую монохромную гамму. Лишь бледное лицо заключенного и черный силуэт фигуры священника выделяются на темном фоне камеры.

        В отраженной художником в картине “Не ждали” гамме психологических реакций на события – изумления, недоверия, радости – безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвративщегося из ссылки сына. Герой картины, не отрекаясь от прошлого, ждет не сострадания и прощения, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, который когда-то заставил его покинуть родной дом. Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема, имеющая широкое общечеловеческое значение.

    Склонность  к психологическому драматизму в  обрисовке ситуаций складывается и  в исторической живописи Репина. Художник стремиться показать исторических героев в мгновения предельной душевной напряженности. Эта тенденция достигает  кульминации в картине “Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года” (1885, ГТГ). Содержание картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуации и характеров, говорит о “вечной” калиции наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь.

    Над картиной “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”  (1878-1891, ГРМ) Репин работал более 12 лет. Это большое полотно – гимн смелым, сильным, свободным людям, прославление жизнерадостного веселья, доблести и мужества народа. В “Запорожцах” живописная манера Репина отличается особой сочностью, фигуры людей пластичны, лица экспрессивны, красочные одежды написаны ярко и звучно.

    Последняя крупная работа художника – грандиозный  групповой портрет “Торжественное заседание Государственного Совета” (1901 -1903, ГРМ).  Для этой картины Репин делает с натуры большое количество этюдов с царских сановников, членов Государственного Совета. Написанные в 2-3 сеанса этюды поражают остротой и силой характеристики, великолепием живописи, в которой сочетаются четкость форм и декоративность цвета.

    Работа  над полотном подточила силы художника. Отказалась служить кисть правой руки, ослабло зрение. Но художник продалжал  неустанно работать.

    5. В.Н. Суриков (1848-1916) – один из величайших исторических живописцев мира 

    Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске, детство провел в  селе Сухой Бузим, в 60 км от Красноярска. Его предки по отцовской линии  пришли в Сибирь с Дона в дружине  Ермака. Мальчик рос среди суровой  природы, среди вольных людей  с бунтарскими казачьими душами, среди политических ссыльных.

    Рисовать  мальчик начал рано. Когда Васе было 8 лет, его отдали в уездное  училище в Красноярске, где он стал серьёзно заниматься рисованием. Его первым учителем был Николай  Васильевич Гребнев.     После  окончания уездного училища Василий  Суриков поступил писцом в канцелярию  губернского управления. Внезапно умер отец, надо было кормить мать, младших  брата и сестру. Казалось, не будет  конца этой однообразной, скучной  жизни.

    Однажды, нарисовав на деловой бумаге муху, совсем как живую, он получил предложение  от своего начальника Замятина давать уроки рисования его дочери. Позднее  Замятин выхлопотал Василию Ивановичу  разрешение учиться в Петербургскую  академию художеств. Но денег на поездку  у Сурикова не было.

    Один  из крупных сибирских золотопромышленников заинтересовавшись судьбой талантливого юноши, предложил ему средства на поездку в Петербург и на обучение в Академии. Сурикову было тогда 21 год.

       На первом экзамене в Академию  – по рисованию гипсовых моделей  – Василий Суриков провалился. Но через несколько месяцев  после подготовки в Рисовальной  школе в 1869 году, Суриков благополучно  сдал экзамены и начал посещать  классы Академии. Его учитель  стал Чистяков. Окончив Академию в 1875 году, Суриков переехал в Москву, где принял участие в росписи храма Христа Спасителя.

      Замысел «Утра стрелецкой казни» (1881, ПТГ) возник у Сурикова  ещё до прихода в Академию  и с ней он хотел вступить  в родное искусство. Первая  значительная картина Сурикова  создавалась три года и воплотила  народную трагедию в эпоху  столкновения 2-х миров – старого,  уходящего мира стрельцов, преданных  царице Софьи, и нового мира  – мира реформ и преобразований, который создал молодой царь  Петр – умный, но горячий  и жестокий. Не саму казнь, а  «торжественность последних минут  перед казнью» хотел, по его  словам, передать художник в картине. 

     Каждый из стрельцов по-своему  ждет конца: один в полном  отчаянии, онемев от сознания  приближающейся гибели; другие, по  русскому обычаю, истово прощаются  с народом, принимая смерть  мужественно и достойно, а рыжий  стрелец слева сморит на царя  с такой ненавистью и столько  в нем бунтарской силы, что  кажется – сама смерть ему  не страшна.

           Вторая большая работа Сурикова  – «Меньшиков в Березовке» (1883, ГТГ). В старой невзрачной избушке  сидит когда-то могущественный  вельможа, соратник Петра I Александр Меньшиков. Попавший в немилость, лишенный всех почестей и богатств, он доживал свои дни в глуши, в далекой ссылке. Образ небритого, растрепанного человека в тулупе, размышляющего в полном бездействии о превратностях судьбы, очень убедителен и силен. Равнодушное оцепенение сына, печальные глаза, сидящей у ног отца старшей дочери, бывшей царской невесты, скорбная поза младшей дочери, читающей у стола Евангелие, и рука отца с драгоценным перстнем, в безысходной тоске сжатая в кулак, - все это великолепно передает трагедию семьи.

Информация о работе Художники - передвижники