Художники - передвижники

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Вторая половина XIX века отмечена в истории государства событиями Крымской войны (1853-1856 г.г.), ее неудачами и поражением, бунтами и возмущениями крестьян. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. 19 февраля 1961 года Александр II издал указ об отмене крепостного права. Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве.

Работа содержит 1 файл

контр..docx

— 44.75 Кб (Скачать)

Введение 
 

    Вторая  половина XIX века отмечена в истории  государства событиями Крымской войны (1853-1856 г.г.), ее неудачами и  поражением, бунтами и возмущениями крестьян. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем  России. 19 февраля 1961 года Александр II издал указ об отмене крепостного  права. Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие  ниспровергатели старых принципов  и правил в искусстве. Представители  нового метода в искусстве – критического реомума, распространившегося в России во второй половине XIX в., призывали бороться с угнетением и деспотизмом, с безнравственностью современного им социального строя. Громовым ударом прозвучала в 1855 г. диссертация Н.Г. Чернышевского ”Эстетическое отношение искусства к действительности”, в которой он заложил основы материалистической эстетики. Поколение борцов – революционеров, живущих мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении недостатка прекрасного в жизни, а в отражение самой жизни во всей широте и многогранности ее проявлений. “ Прекрасное - есть жизнь”, - утверждал Чернышевский, но художник должен уметь объяснить ее, вынести о ней свое суждение, свой приговор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.История  создания и развития  движения передвижников 

    Художники горячо взялись за осуществление  эстетической программы. Их внимание все более и более привлекала действительность. Все больше картин бытового жанра, ранее считавшегося ”низким” и недостойным высокого назначения искусства, стало появляться на выставках.

    Среди живописцев первыми пошли на пути критического реомума московские художники  – выпускники Московского училища  живописи и ваяния ( с 1866 г. – Училище  живописи, ваяния и зодчества ). Училище  находилось в отдалении от царского двора и его надзора, оно стояло ближе к жизни народа и его  нуждам, чем Петербургская академия художеств. В Училище был открыт доступ детям крестьян, мещан, мелких чиновников, то есть разночинцев. Они приходили в Москву часто без гроша в кармане, но с горячим желанием овладеть мастерством и рассказать с помощью кисти и резца о переполнявших их души наблюдениях.

    Крупнейшим  представителем московской группы художников, творческим методом которых стал критический реализм, был Василий  Григорьевич Перов. В своих картинах Перов обличал всю несправедливость и порочность царского режима, грубость купечества, отдавая симпатии тем, кто страдает от произвола властей, кто слаб и угнетен.

    Социально – критические настроения, характерные  для 60-х годов, проникали и в  классы Академии художеств. 9 ноября 1863 года разразился так называемый “ бунт четырнадцати ”. 14 лучших выпускников Петербургской академии художеств, допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от академического начальства права свободного выбора темы конкурсной картины. Они намеревались написать картины на острые социальные темы, обличающие самодержавие, тогда как им были заданы один мифологический сюжет и один, для пейзажистов, классический ландшафтный сюжет. Получив отказ “бунтари” вышли из состава Академии и организовали свою Артель художников по примеру общин, описанных Чернышевским в романе “Что делать?”. Во главе “бунта четырнадцати” и Петербургской артели художников стоял Иван Николаевич Крамской, в будущем крупнейший русский портретист и автор ряда выдающихся монументальных произведений.

        Почин Артели оказал серьезное влияние на умы современников. Но время требовало организации более высокого типа. Ее основой должны были стать не профессиональная работа на паях, а прежде всего единство мировоззренческих принципов.

    Так возникла идея учреждения Товарищества передвижных художественных  выставок, предложенная живописцем Григорием  Григорьевичем Мясоедовым (1834-1911 г.г.)

    2 ноября 1870 года был утвержден  устав творческого содружества.  Под ним стояли подписи 15 мастеров, в том числе В.Г. Перова, И.Н.  Крамского, Г.Г. Мясоедова, А.К.  Саврасова и других. Крамской  стал душой объединения.

    Товарищество  должно было не только устраивать выставки картин в Москве и Петербурге, но и перевозить их по другим городам  России, знакомя тем самым широкие  слои русского общества с достижениями нового искусства и возбуждая в народе интерес и любовь к живописи. Высшим органом Товарищества было общее собрание. Для ведения текущих дел избиралось правление. Представить произведение на жюри очередной выставки мог любой сторонний художник. Если его работа не отвергалась, он получал права экспонента, дававшие совещательный голос на собрании и обеспечивавшие долю дохода от входной платы, делившейся между всеми участниками выставки. Экспонент, зарекомендовавший себя на ряде выставок, мог баллотироваться в члены Товарищества. Будучи избранным, он приобретал привилегию выставлять работы без жюри.

    В конце 1871 года состоялась первая передвижная  выставка. С этого времени началось триумфальное шествие русского демократического искусства, его неслыханное до сих пор “вторжение” в жизнь и сознание русского общества. Продажа картин проводившаяся на передвижных выставках Товарищества, давала художникам средства к существованию. Товарищество постоянно пополнялось новыми талантами. От выставки к выставке оно крепло, превращаясь в собирательный центр прогрессивных сил изобразительного искусства всей страны, и своей самоотверженной деятельностью подлинно обеспечило проникновение прогрессивного демократического искусства в самую толщу народных масс России.

    1870- 1890-е годы были лучшими в  истории Товарищества, когда все  наиболее талантливые художники  шли под его знамена. За это  время (по 1897 г.) передвижники, как  стали называться члены Товарищества, устроили 25 выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе и  ряде других городов огромной  России. Всего за 53 года существования  Товарищества их было 48. Именно  в 70-90-е годы XIX века живопись была очень популярна и действенна. Она не только воспитывала вкус, но и формировала общественные взгляды русской интеллигенции. Молодежь нередко воспринимала картины передвижников как призыв к свершению самодержавия, она находила в них ответы на важнейшие вопросы современности. Никогда еще звание художника в России не было столь почетно и уважаемо. Никогда еще искусство в России не оказывало столь активного революционизируещего влияния на общество, как это было во времена передвижников.

    Выдающуюся  роль в развитии искусства передвижников  сыграл Владимир Васильевич Стасов (1824-1906 г.г.), известный художественный критик. В.В. Стасов, друг и защитник многих художников, был страстным защитником идей и принципов Товарищества передвижников.

    В своих многочисленных журнальных статьях  и обзорах Стасов со свойственной ему горячностью и эмоциональностью пропагандировал лучшие произведения передвижников, объясняя публике цели и задачи нового художественного  направления.

    Одно  из ведущих мест в творчестве передвижников  занимала жанровая живопись (живопись бытового жанра), наиболее тесно связанная  с современностью. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту  народного быта (“Приход колдуна на крестьянскую свадьбу” В.М.Максимова, 1875, ГТГ), не только страдания, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (“Бурлаки на Волге” И.Е.Репина, 1870-1873, ГРМ), богатство и величие родной природы (произведения А.К. Саврасова, А.И.Куинджи, И.И.Левитана, И.И.Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В.И. Сурикова) и революционного освободительного движения (“Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди” И.Е. Репина). 

      Стремление шире охватить различные  стороны общественной жизни, выявить  сложное переплетение положительных  и негативных явлений действительности  влечет передвижников к обогащению  жанрового репертуара живописи. Наряду  с бытовой картиной, господствовавшей в предшествующее десятилетие, в 1870-е г.г. значительно вырастает роль портрета и пейзажа, а позже исторической живописи. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров – в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает живопись глубиной обрисовки характеров. На стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет ( “Полесовщик” И.Н.Крамского; “Кочегар” и “Курсистка” Н.А. Ярошенко ). Развивая отдельные жанры, передвижники в качестве идеала, к которому должно стремиться искусство, мыслили единство, синтез всех жанровых слагаемых в форме “хоровой картины”, где главным действующим лицом выступала бы масса народа. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х г.г. И.Е. Репиным, В.И. Суриковым, творчество которых представляет вершины передвижнического реализма. 
 

    2. И.Н. Крамской – пример бескорыстного и самоотверженного служения людям 

    Товарищество  с первых дней его существования возглавлял – идейно и организационно – Иван Николаевич Крамской (1837-1887 г.г.).

    И.Н. Крамской был сыном провинциального  писца. Его отец рано умер и мальчику пришлось начать рано работать. Он был  и переписчиком в канцелярии, и  подмастерьем у иконописца, и ретушером  у бродячего фотографа. С 1857 по 1863 г.г. Крамской – студент Петербургской  Академии художеств. Там он стал своеобразным центром притяжения для всех тех, кто горячо стремился к торжеству демократических начал в национальной живописи.

    Инициатор “бунта 14” (9 ноября 1963 г.), Крамской писал об этом дне: “Это единственный день, о котором я вспоминаю с чистой и искренней радостью”.

    Вся жизнь И.Н.Крамского, художника-демократа, крупного теоретика и критика, педагога и признанного главы Товарищества передвижников, похожа на этот “честно и хорошо прожитый” день, когда впервые проявился его природный дар организатора. Крамской был одним из ведущих членов Товарищества передвижных выставок до последних лет своей жизни, и не случайно лучший период деятельности организации совпал с периодом наивысших достижений художника. Важную роль Крамской сыграл в том, что товарищество передвижных художественных выставок стало школой передового русского искусства. Всю свою многогранную деятельность он посвятил одной цели – борьбе за победу реалистического искусства.

    Биография художника – пример безграничной честности, бескорыстия, твердых принципов  и убеждений. Авторитет Крамского  был столь велик, что современники называли его “разумом передвижников”, а Стасов считал, что критические статьи Крамского по вопросам изобразительного искусства написаны не менее талантливо, чем критические статьи Белинского по вопросам литературы.

    Портрет – любимый жанр художника. “Автопортрет” (1867, ГТГ) – одно из произведений художника, созданный в зрелый период творчества. Здесь Крамской – представитель разночинной интеллигенции, прошедший сложный путь жизненных испытаний. Пафос гражданских идей пронизывающий полотно, стал неотъемлемым качеством лучших портретов художника, созданных им и позднее в 70-е годы. Крамской принял активное участие в претворении в жизнь задуманного П.М. Третьяковым плана создания галереи портретов выдающихся деятелей национальной культуры. Портрет Л.Н.Толстого (1873), был первым изображением великого писателя, сделанным с натуры, и по степени выражения “диалектики души”, цельности характера, особой проясненности и глубины мысли является лучшим среди других живописных характеристик писателя, сделанных позднее.

    Портрет Л,Н, Толстого, как и многие другие портреты “Людей, дорогих наций”: И.А. Гончарова (1874), Н.А. Некрасова (1877), М.Е. Салтыкова-Щедрина (1879), был заказан и приобретен собирателем П.М. Третьяковым, с которым художник был связан тесной дружбой.   

      В наследии художника большое место занимают портреты людей из народа (“Полесовщики”, 1874; “Крестьянин с уздечкой”, 1883). Это не только яркие личности, но и социальные типы.

    Однако  самая дорогая, самая близкая  тема – это тема жертвенной судьбы революционера, тема совести. Говоря иначе  – это высокая тема бескорыстного  и самоотверженного служения людям. Эту тему художник вынашивал многие годы, с выражением ее были связаны наибольшие сложности.

    “Христос в пустыне” (1872) – одно из значительнейших тематических картин русского изобразительного искусства. Мучительные раздумья, готовность пожертвовать собой ради общего блага составляют содержание образа Христа. В образе Христа надо видеть мысленную связь с проблемой гражданской роли русской интеллигенции, с готовностью ее лучших представителей к самопожертвованию в борьбе с социальной несправедливостью. Картина показанная на второй передвижной выставке Товарищества, привлекла всеобщее внимание – так страстно и сурово прозвучала в ней тема раздумий о выборе жизненного пути.

    В 80-е годы Крамской создает ряд  интересных картин: “Русалки” (1871) по мотивам повести Н.В. Гоголя “Майская ночь”, “Лунная ночь” (1880), “Неутешное горе” (1884). Среди его многочисленных портретов есть и композиционные: “Портрет И.М. Шишкина” (1873), “Некрасов в период последних песен” (1877-1878), “Неизвестная” (1883).

    С 1863 по 1868 годы Крамской преподавал в  Рисовальной школе Общества поощрения  художников. У него прошли начальное  обучение И.Е.Репин, Ф.А.Васильев, В.М.Васнецов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. В. Г. Перов (1834 - 1882) – певец «униженных и оскорбленных» России 

         Василий Григорьевич Перов   родился в январе 1834 года в  городе Тобольске в семье прокурора,  человека просвещенного и свободомыслящего, принимавшего в своем доме  ссыльных декабристов. Грамоте  он учился у дьяка, потом  - в народном училище.

         В детстве и юности Перову  пришлось много поездить по  России, пока наконец 18-летним  юношей он не попал в Москву, где поступил в Московское  училище живописи и ваяния. Демократическая  атмосфера училища и Москва  с ее литературными и театральными  традициями сформировали художественные  взгляды и общественную позицию  будущего живописца. Вскоре после  окончания Училища появились  три картины Перова, которые стали  как бы образцами для многих  мастеров той поры. Это были  «Проповедь в селе» (1861г.), «Чаепитие  в Мытищах» (1862г.), «Сельский крестный  ход на пасхе», (1861, все три в  ГТГ). В этих картинах с едким  сарказмом бичует он безнравственность  и ханжество духовенства. «Сельский  крестный ход на пасхе» принес  художнику большую известность  и много неприятностей от царской  цензуры. Друзья опасались, как  бы художник не попал из-за  нее в ссылку в Саловецкий  монастырь.

Информация о работе Художники - передвижники