Эстетика барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Барокко - это европейская культура XVII - XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность. Барокко появилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилась по всей Европе. Эпоху барокко принято считать началом насаждения основ "западной цивилизации" в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох. Стиль барокко, по мере своего распространения, становится популярным и на Западе и в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Барокко: история появления, значение термина
1.1 Причины появления барокко
1.2 Происхождение термина "барокко"
Глава II. Сущность и примеры воплощения эстетики барокко
2.1. Сущность, принципы и эстетика барокко
2.2 Примеры воплощения эстетики барокко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Естетика бароко.docx

— 43.13 Кб (Скачать)

Историк искусства  М. Дворжак, оппонент Вёльфлина, считал стиль Барокко порождением Маньеризма, но, одновременно, - более высокой ступенью "развития духа" в сравнении с Классицизмом.

Изучая происхождение  термина "барокко", необходимо учитывать  и такие факты, что барокко, представляет собой не до конца изученный стиль. Поэтому барокко можно определить не только как стиль, но и как определенное миропонимание. Подтверждением этому  служит тот факт, что современные  исследователи сравнивают эпоху  барокко, по масштабности, с античностью  и ренессансом.

В настоящее  время термином "барокко" называют ряд историко - региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.

Слово "барокко" используется и как метафора. В  каждом историческом периоде развития искусства видят свое "барокко" -- пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи говорят и пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства. В культурологии известны стили Необарокко, "второго барокко", "ультрабарокко".

В целом, можно  отметить, что понятие "барокко" - в настоящее время получило широкое  распространение в области искусствоведения и литературоведения многих стран. Коренные изменения, которые происходили  в его оценках, свидетельствуют  о том, что "барокко" означает не только характеристику художественно-эстетического  стиля. Напротив, этот термин, становится нарицательным. Современная концепция  барокко признает за этим понятием определенный культурно-исторический статус.

Таким образом, подведем некоторые выводы по данной части нашего изложения.

- термин барокко появляется несколько позже, чем само направление в искусстве. Этимология этого слова, вполне вероятно, происходит от жаргонизма, который сначала обозначал жемчужину неправильной формы, а после использовался как синоним всего грубого и фальшивого;

- такая история  происхождения термина свидетельствует  о том, что в начале под  этим термином подразумевалось  негативная характеристика самой  культурно-исторической эпохи в  целом, часто применялось в  насмешку и в целом давало  оценку всей эпохе с точки  зрения человека XVIII века. Только  значительно позже, в XIX веке, барокко  начинают рассматривать, наряду с ренессансом, как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не может претендовать на приоритетность;

- в настоящее  время термином "барокко" называют  ряд историко- региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах. Понятие "барокко" - в настоящее время получило широкое распространение в области искусствоведения и литературоведения многих стран и за ним признается определенный культурно-исторический статус.

 

Глава II. Сущность и примеры воплощения эстетики барокко

2.1 Сущность, принципы  и эстетика барокко

Теперь, изучив предпосылки  появления и историю  самого термина  "барокко" изучим сущность, принципы и основы эстетики этого стиля.

Изучим особенности  эстетики барокко. Под эстетикой  в целом, понимается сущность и формы  прекрасного в художественном творчестве, искусстве и жизни.

Поговорим о  том, что считалось прекрасным в  искусстве барокко. Для этого  необходимо вспомнить историю этого  художественного стиля. Как мы помним, барокко появилось на фоне кризиса  идей ренессанса, и появилось там  же, где ренессанс достиг наибольшего  расцвета - в Италии. Исходя из этого, прекрасным в барокко подчас считалось  то, что было безобразным в искусстве  ренессанса. Барокко свойственны  контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и  пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию и одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом" напротив, он, сомневается в совей разумности. Своеобразный барочный период (период крушения, упадка) можно обнаружить в любой эпохе.

Именно эти  факты особенно важны при разговоре  об эстетике барокко. Далеко не случайно барокко долгое время рассматривали  как нечто негативное, вырождающееся. Действительно, такое ощущение может  сложиться, если барокко сравнивать исключительно с ренессансом.

В то же время, если смотреть шире, мы увидим, что барокко  начинает отвергать авторитеты и  традиции не сами по себе, а как предрассудки, как отжившую субстанцию. Для барокко  в первую очередь важно не механическое отторжение всего связанного с античностью  и возрождением, нет. Барокко скорее ищет новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко  считали, что он достаточно изучен и  предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко, его извечного антитезиса.

Барокко явилось  развитием принципов, заложенных в  эпоху Возрождения, однако в связи  с радикальным изменением главной  эстетической установки (уже не следование сотворенной природе, а совершенствование  ее в духе идеальных норм красоты) придает этим принципам новый  размах, динамику, декоративность. Любовь к метафоре, к аллегории и эмблеме  достигает теперь, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы  в барокко проступает крепкое  натуральное начало.

Различные виды искусства взаимодействуют в  барокко (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый "театр жизни", сопутствующий  реальному бытию в виде его  праздничного близнеца. Именно поэтому  барокко так активно распространяется по Европе, выражается в разных стихиях - архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Причем, с определенной степенью вероятности можно утверждать, что барокко, например Италии, и барокко Испании - это разные традиции и стили в искусстве. Это связано с тем, что барокко представляет собой скорее общую идею, чем четкие руководства к действию, отсюда вытекают причины такого разного и такого одинакового барокко, стиля который распространился от Латинской Америки до России и везде оставил образцы своего развития.

Художественная  концепция барокко считает основной созидательной силой остроумие, основа этого остроумия - это умение сводить несхожее. Из этого остроумия  рождается особое отношение к  метафоре, эмблеме, что эстетически  представляет собой более изящный  способ выражения художественного  смысла, чем символизация, принятая за основу в эпоху ренессанса.

Барокко во главу  угла ставит способность удивлять, поражать новизной. Именно поэтому  барокко допускает в свои произведения гротескное, безобразное начала, именно поэтому оно так фантастично. Теоретическая мысль барокко  отходит от возрожденческой мысли, что искусство (особенно изобразительное) - это наука, что оно основано на законах логического мышления, что искусство вызвано задачами познания. Напротив, барокко подчеркивает тот факт, что искусство глубоко отличается от логики науки. Остроумие, в барокко, есть признак гениальности. Художественный дар дается Богом, и никакая теория не в состоянии помочь его обрести.

В эпоху барокко  мировоззрение человека не только было расколото, но окончательно потеряло цельность  и гармоничность. Мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания. В этом подлинный  смысл эстетики барокко.

Итак, в целом, Барокко - художественное направление, отражающее кризисную концепцию  мира и личности. Герои барокко - это или экзальтированные мученики, изверившиеся в смысле и ценности жизни, или полные скепсиса утонченные ценители ее прелестей. Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична  в ней присутствуют сомнения в  возможностях человека, ощущения тщетности  бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом.

В целом барокко, как и другие, культурно - исторические стили характеризуют определенное миропонимание и философия, а  также другие специфические черты.

Рассмотрим их подробнее. Для миропонимания человека эпохи барокко характерно то, что  он усматривал главный порядок жизни  в его противоречиях и считал, что нет ничего, что не имело  бы своего антипода.

Историки культуры выделяют как особую категорию в  изучении барокко, так называемую антиномию - несовместимые друг с другом противоположности, которые в совокупности проявляют  определенную гармонию и эстетику. Такая антиномия является чрезвычайно  важной для понимания сущности барокко. Исследователи отмечают, что это "созвучие несозвучного" проявляется  фактически в каждой черте барокко. Наиболее характерными антиномиями  барокко считают:

- отношения хаоса  и порядка;

- человек одновременно  все и ничто;

- противопоставление  жизни и смерти.

- кроме того  есть определенные противопоставления  на таких уровнях познания  бытия, как время, пространство  и мышление.

Для философии  эпохи барокко характерно видеть в самом фундаменте вещей разорванность и противоречие (особенно это заметно при сравнении с характерными для ренессанса тенденциями к гармонии и единству).

Особенностью, специфическими чертами барокко, по сравнению с  другими культурами являются:

- повышенная  эмоциональность;

- явный динамизм;

- эмоциональность,  контрастность образов;

- большое значение  придающиеся иррациональным эффектам и элементам.

Подведем основные итоги изучения настоящего вопроса:

- сущность эстетики  барокко заключается в том,  что в эпоху барокко изменилось  утвердившееся в античности представление  о мире, как о разумном и  постоянном единстве, а также  ренессансное представление о  человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом" напротив, он, сомневается в совей разумности. Таким образом в эстетике барокко прекрасным подчас считалось, то что было безобразным, например в эпоху ренессанса. В то же время, если смотреть шире, мы увидим, что барокко начинает отвергать авторитеты и традиции не сами по себе, а как предрассудки, как отжившую субстанцию. Для барокко в первую очередь важно не механическое отторжение всего связанного с античностью и возрождением, а новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко считали, что он достаточно изучен и предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко.

- барокко как  художественное направление, отражает  кризисную концепцию мира и  личности. Художественная концепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистична: в ней присутствуют сомнения в возможностях человека, ощущения тщетности бытия и обреченности добра на поражение в борьбе со злом;

- особенностью, специфическими чертами барокко,  по сравнению с другими культурами  являются: повышенная эмоциональность;  явный динамизм; эмоциональность,  контрастность образов; большое  значение придается иррациональным  эффектам и элементам. Эти черты  наиболее ярко проявились в  архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных  европейских странах;

2.2 Примеры воплощения  эстетики барокко

Проиллюстрируем описанные выше черты  барокко применительно  к архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах в XVII - XVIII веках. . Сразу оговоримся, что барокко в различных странах Европы, подчас, подразумевало разные культурные тенденции.

Барокко в архитектуре  и скульптуре.

"Отцом"  барокко в архитектуре называют  Микеланджело, поскольку в его  статуях, зданиях, рисунках происходит, одновременно, возврат к духовным  ценностям средневековья и последовательное  открытие новых принципов формообразования. Буанаротти, в последние годы своей жизни, исчерпав возможности классицистической пластики, создавал невиданные ранее экспрессивные формы. Его фигуры в "Сикстинском плафоне" изображены не по правилам пластической анатомии, а согласно иным, иррациональным силам, вызванным к жизни фантазией самого художника. В этом проявился один из первых признаков барокко - избыточность средств и смешение масштабов. Если в искусстве Классицизма все формы четко определены и отграничены друг от друга, то "Сикстинский плафон" Микеланджело, потому и является первым произведением стиля Барокко, что в нем произошло столкновение нарисованных, но скульптурных по осязательности фигур, и невероятного архитектурного каркаса, написанного на потолке, нисколько не согласованного с реальным пространством архитектуры. Дж. Вазари, летописец Возрождения, назвал этот стиль "причудливым, из ряда вон выходящим и новым".

Таким образом, для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть  сложных, обычно криволинейных форм.

Информация о работе Эстетика барокко