Эстетика барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Барокко - это европейская культура XVII - XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность. Барокко появилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилась по всей Европе. Эпоху барокко принято считать началом насаждения основ "западной цивилизации" в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох. Стиль барокко, по мере своего распространения, становится популярным и на Западе и в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Барокко: история появления, значение термина
1.1 Причины появления барокко
1.2 Происхождение термина "барокко"
Глава II. Сущность и примеры воплощения эстетики барокко
2.1. Сущность, принципы и эстетика барокко
2.2 Примеры воплощения эстетики барокко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Естетика бароко.docx

— 43.13 Кб (Скачать)

Проанализируем  особенности барочной архитектуры  и скульптуры по странам.

В Итальянской  архитектуре самым видным представителем стал Карло Мадерна. Главное его творение - фасад церкви Санта-Сусанна, законченный в 1603 году. Основной фигурой в развитии скульптуры барокко стал Лоренцо Бернини. Кроме этих деятелей, свой вклад в развитие Барокко оставили П. Кортона, Г. Гварини, Р. Райнальди и Б. Лорена.

Первые его  произведения в этом стиле относятся  к 1620 году. В отдельную школу Барокко  Италии выделяют так называемое сицилийское  барокко, которое развилось после  землетрясения 1693 года.

Стиль барокко  в архитектуре получает распространение  в Испании, Германии, Фландрии, Нидерландах, России, Франции.

В Испании наиболее популярный памятник барокко -- собор в Сантьяго-де-Компостела. В этой стране архитектурное барокко получает название "чурригиреско" (в честь архитектора Хосе Чуригеры). Испанское барокко распространилось от туда и в Латинскую Америку, где смешалось с национальными архитектурными традициями, в результате чего появился самый вычурный тип Барокко - ультрабороккко.

Во Франции  стиль барокко представлен гораздо  скромнее. К французскому барокко  обычно причисляют Версальский дворец, Здание Французской академии наук, Люксембургский дворец и др. Характерная  черта стиля архитектуры барокко  во Франции - определенный стиль садово-паркового  искусства (Версальский парк). Во Франции, в XVIII веке, стиль барокко преобразовался в рококо, которое в свою очередь  распространилось по всей Европе.

Во Фландрии архитектура барокко представлена ансамблем Гранд-Пласс (Брюссель), а также дом Рубенса в Антверпене.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый  и Летний дворцу в Сан-Суси.

В России барокко  появляется в XVII веке и получает развитие в эпоху Петра, при строительстве  Санкт-Петербурга и достигает своего апогея при Елизавете Петровне. Основные имена, с которыми связано барокко  в русской архитектуре это  Б. Растрелли, Д. Трезини и С. Чевакинский. Наиболее значимое произведение - Петергоф.

В целом барокко  как архитектурный стиль начался  еще в XVI веке (где ассоциируется  с именем Микеланджело) и завершился в конце XVIII века. Этот стиль получил  большое распространение в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании  и России. Главная черта - пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Перейдем к  музыке барокко.

Условно, под  музыкой барокко подразумевают  множество композиторских стилей существовавших в Европе в течении 150 лет, в XVII - XVIII веках. Тут необходимо заметить что, термин "барокко" в отношении музыки стал применяться относительно недавно (с начала XX века).

Основные инструменты  музыки барокко - виола, лютня, барочная гитара и барочная скрипка.

Основные значимые моменты в истории музыки барокко - создание оперы в Италии, оратории (раскрытие музыкальными средствами драматического содержания) также в  Италии, а также кантаты и сонаты.

Основной лейтмотив  инструментальной музыки - создание инструментальных ансамблей с ведущей ролью  скрипки. Также развивается жанр сюиты.

Исторически музыку барокко делят на:

- музыку раннего  барокко - 1600 - 1654 гг. (основной представитель  - Клаудио Монтерведи; характерные черты - переходный период от музыки ренессанса);

- музыку зрелого  барокко - 1654 - 1707 гг. (представители  - Жан Батист Люпи, Арканджело Карелли, отличается от раннего, распространением нового стиля, усилением разделения музыкальных форм, особенно в опере);

- и музыку  позднего барокко - 1707 - 1764 гг. (представители  Антонио Вивальди, Иоганн Бах. Характерные черты - переход к музыке классицизма).

Музыка Барокко  развивалась в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции и Австрии  и была своего рода переходной моделью  от музыки возрождения к музыке классицизма. Основные события этот периода - создание оперы, оратории, кантаты, сонаты сюиты.

Изучим литературу барокко.

Писатели эпохи  барокко воспринимали реальный мир  как сон или своего рода иллюзию. Характерная черта - сочетание реальности и аллегории. В литературе этого  периода широко используются метафоры, оксюмороны, антитезисы, а также  характерно стремление к разнообразию и энциклопедизму. Литература барокко  отмечена символизмом, вниманию к теме бренности, непостоянства, ночи и сна. При этом действия литературных произведений нередко переносятся в античный мир, в поэзии распространяется вычурность, метафоричность.

Характерный для  литературы барокко жанры - это сонет, сатирический роман, пастораль, кончетти и др.

Выдающиеся представители  литературы барокко - Г. Гриммельсгаузен, П. Кальдерон, Д. Марино (Италия), Луис де Гонгора и Арготте (Испания), В. Вуатюр (Франция), Ф. Прокопович, М. Ломоносов, С. Полоцкий (Россия).

Обзорно рассмотрим живопись.

Стиль барокко  в живописи характеризуется динамизмом композиций, аристократичностью, необычностью сюжетов. Наиболее узнаваемые черты - цветистость  и динамичность.

В Италии живопись барокко представлена такими мастерами  как Микеланджело Меризи, Андреа дель Поццо, братья Карраччи. Из школ барокко в Италии наиболее известна венецианская. Картины в основном пишутся на религиозные темы, сравнивая жизнь современников художника и эллинов, при этом большое внимание уделяется определенным жестам, которые указывают на характерность.

Во Франции  барокко в живописи представлена в основном работами живописца Иасента Рига, а также его подражателей Симона Вуэ и Шарля Лебрена. Характерная черта - парадные портреты.

В Испании барокко  ассоциируется с именами Веласкеса  и Эль Греко. Характерна декоративность, противопоставление реального и идеального, смешного и возвышенного, некая капризность, ирреальность, воображение и т.д. Наиболее это выразилось в работах Эль Греко. Веласкес прославился как мастер характерологического портрета. В целом барокко в Испании представляет расцвет живописи этой страны.

Определенным  образом барокко воздействовало и на живопись Фламандии. Расцвет этого стиля приходится на первую половину XVII века и представлен творчеством Рубенса и Ван Дейка. Барокко здесь ориентировалось не на чувства зрителя, а на их рациональное отношение и спокойное отношение к жизни.

В целом художники  барокко открыли искусству приемы пространственной интерпретации формы, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в радости и  трагедии составляет основу прекрасного  в живописи барокко.

Барокко - в живописи, это пышность, декоративность, величие, замысловатость, текучесть, порыв, страсть, экстаз, артистизм, личностность. Оно было призвано возвеличивать католическую церковь и короля. Все в искусстве утверждало человека как частицу космоса. Одна из постоянных его тем - тема божественного государя.

Таким образом, выскажем ряд промежуточных выводов  относительно сущности и принципов  барокко:

- описанные выше  черты барокко применялись в  архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных  европейских странах в XVII - XVIII веках, причем барокко в различных  странах Европы, подчас, подразумевало  разные культурные тенденции.

- барокко как  архитектурный стиль начался  еще в XVI веке (где ассоциируется  с именем Микеланджело) и завершился  в конце XVIII века. Этот стиль  получил большое распространение  в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании и России. Главная черта - пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм;

- музыка Барокко  развивалась в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции и  Австрии и была своего рода  переходной моделью от музыки  возрождения к музыке классицизма.  Основные события этот периода  - создание оперы, оратории, кантаты,  сонаты сюиты;

- характерная  черта барокко в литературе - сочетание  реальности и аллегории, широко  используются метафоры, оксюмороны, антитезисы. Литература барокко  отмечена символизмом, вниманию  к теме бренности, непостоянства,  ночи и сна. Основные жанры  - это сонет, сатирический роман,  пастораль, кончетти и др.;

- Стиль барокко  в живописи характеризуется динамизмом  композиций, аристократичностью, необычностью  сюжетов. Наиболее узнаваемые  черты - цветистость и динамичность. Развивалось барокко в живописи  в основном в Италии, Испании,  Фламандии и Франции.

Таким образом, мы рассмотрели сущность и основные принципы барокко в архитектуре  и скульптуре, музыке, литературе и  искусстве в разных европейских  странах и пришли к общему выводу, о том, что барокко в различных  странах Европы, подчас, подразумевало  разные культурные тенденции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, в соответствии с  поставленными целями и задачами выскажем несколько основополагающих для этой работы выводов.

В соответствии с задачами, мы первоначально выделили предпосылки развития барокко. Основными  выводами здесь послужат следующие  положения.

Хронологически, барокко появилось в XVII веке, в  Италии, на фоне кризиса идей ренессанса. Сама Италия в этот период утрачивает экономическое и политическое значение и становится разобщенной полуколонией, вместе с тем продолжая быть культурным центром Европы. Постепенно в силу этих, социально-экономических причин, начинает рождаться новый стиль, первая задача которого было создание иллюзии богатства и могущества, возвышение католической церкви и итальянской  знати, которые кроме культурных рычагов влияния не имели ничего.

В то же время  рассматривать эпоху барокко  исключительно как время перехода от Возрождения к Просвещению  не верно. Барокко представляет собой  самостоятельную фазу в развитии искусства и причинами ее появления  являются не только экономические и  политические проблемы Италии. Тем  более что барокко, хотя и появилось  в Италии, очень быстро распространилось по всей Европе. Исходя из этого, можно  утверждать, что барокко отражало настроения всего европейского общества, было востребовано, а значит, не могло  развиться без предпосылок, причем эти предпосылки были во многом различны в разных европейских странах.

Идеологической  основой распространения барокко  в Европе стало общее ослабление духовной культуры, раскол церкви - как  следствие падение ее авторитета, борьбой учений, которые отражали интересы различных классов. В это  же время усиливается роль институтов государства, обостряется борьба светских и религиозных начал. Бурно развивается  естественные науки - оптика, физика, термодинамика  и география. А значит, появляются предпосылки для основного лейтмотива барокко - отвержения души, антропоцентризма и ренессанса в целом, в пользу просвещения и разума.

Остановимся на истории термина "барокко".

Термин барокко  появляется несколько позже, чем  само направление в искусстве. Этимология этого слова, вполне вероятно, происходит от жаргонизма, который сначала обозначал  жемчужину неправильной формы, а  после использовался как синоним  всего грубого и фальшивого. Такая  история происхождения термина  свидетельствует о том, что в  начале под этим термином подразумевалось  негативная характеристика самой культурно-исторической эпохи в целом, часто применялось  в насмешку и в целом давало оценку всей эпохе с точки зрения человека XVIII века. Только значительно позже, в XIX веке, барокко начинают рассматривать, наряду с ренессансом, как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не может претендовать на приоритетность.

В настоящее  время термином "барокко" называют ряд историко- региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах. Понятие "барокко" - в настоящее время получило широкое распространение в области искусствоведения и литературоведения многих стран и за ним признается определенный культурно-исторический статус.

Перейдем к  сущности принципам и основам  эстетики барокко.

Сущность эстетики барокко заключается в том, что  в эту эпоху изменилось утвердившееся  в античности представление о  мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление  о человеке, как о разумнейшем  существе. Человек перестал ощущать  себя "разумнейшим существом" напротив, он, сомневается в совей разумности. Таким образом в эстетике барокко прекрасным подчас считалось, то что было безобразным, например в эпоху ренессанса. В то же время, если смотреть шире, мы увидим, что барокко начинает отвергать авторитеты и традиции не сами по себе, а как предрассудки, как отжившую субстанцию. Для барокко в первую очередь важно не механическое отторжение всего связанного с античностью и возрождением, а новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко считали, что он достаточно изучен и предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко.

Информация о работе Эстетика барокко