Юнг К. Г. «Душа и миф шесть архетипов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Юнгу, особенно после введения им в научный оборот понятия «архетипов», удалось связать воедино самые отдаленные области мира мифологических преданий. Его идея о том, что мифы всех народов и эпох имеют общие архетипические корни в коллективном бессознательном всего человечества, обладает удивительной притягательностью и широко используется в современном научном мире. Кроме того, имеющийся в первой части анализ мифов и ритуалов, в основании которых лежат архетипы Младенца и Девы, дополняется специальной мифологической феноменологией еще четырех архетипов коллективного бессознательного – Матери, Возрождения, Духа и Трикстера.

Содержание

Введение стр. 1

1. Сущность мифологии. стр. 1

2. Предвечный младенец в

предвечные времена стр.6

3. Психология архетипа младенца стр. 10

4. Феноменология архетипа младенца стр. 12

5. Кора стр. 13

6. Психологические аспекты Коры стр. 15

7. Эпилегомены стр. 16

8. Архетипика мифа стр. 16

9. О возрождении стр. 18

Работа содержит 1 файл

Юнг К.doc

— 144.00 Кб (Скачать)
  1. Дионис.

   Дионис  ребенок был прибит к берегу в  сундуке со своей матерью. Другая опекунья Диониса, Ино, мать бога-младенца Палемона, также появляется как морская  богиня. Основная стихия, чьим символом является море, обладает той особенностью, что плыть по морю и выходить из него означает одно и то же. Дионис находится в иных отношениях с Предвечным Младенцем. Он настолько близок к нему, что является обертоном к основному тону. Мальчик, плывущий верхом на дельфине, чаще изображается с атрибутом Диониса, чем какого-либо другого бога. Ни в одном другом культе, за исключением культа Зевса, детство не является столь важным, как в культе Диониса.

   Дионис  тождествен, с одной стороны, эмблеме, которую носили по кругу при отправлении его культа, и символу, скрытому в корзине, а именно – фаллосу. С другой же стороны, Дионис тождествен также «бородатому богу», который в одной из своих форм является «мужчиной и женщиной» в одном лице. Дионис был двуполым не только в «женоподобных» поздних изображениях

   Вскормленный  роем маленьких существ (пчелами), было что-то от бога мертвых; и его критская пещера, и его другое святилище на горе Ликаон были местом мертвых. И здесь, в этом мире склепов, все его символы также появляются на могилах. 

   ПСИХОЛОГИЯ  АРХЕТИПА МЛАДЕНЦА. 

   До  сих пор мифологические мотивы обычно изучались обособленными областями  науки, такими как мифология, этнология, история культуры и история религии. Был накоплен достаточный эмпирический материал для далеко идущих психологических выводов, не хватало лишь необходимых предпосылок. Благодаря многочисленным исследованиям стало понятно, что без гипотезы о темной стороне души, т.е. о бессознательном, психопатология неврозов и многих психозов обойтись не может. То же можно сказать и о психологии сновидений, в них, как и в продуктах психоза, присутствуют бесчисленные взаимосвязи, параллели которым можно найти только среди мифологических идей.

   В мифах  архетипы заключены в упорядоченный  и непосредственно понятный контекст, а в сказках это обычно невразумительная, иррациональная, последовательность образов, которая не лишена некой скрытой связанности. У примитивных народов, мифы-это история племени, передаваемая из уст в уста, из поколения в поколение. Дикарь не мыслит сознательно-его мысли появляются сами. Спонтанность акта мышления зависит не от его сознания, но от его бессознательного. Отсюда его страх перед магическими воздействиями, которые могут в любой момент стать ему поперек дороги. Примитивная ментальность не изобретает мифы, она их переживает. Мифы-это проявления до сознательной души, непроизвольные высказывания о событиях в бессознательной психике. Мифы имеют жизненно важное значение. Они не просто демонстрируют психическую жизнь примитивного племени, они есть сама эта жизнь. И если племя теряет свое мифологическое наследие, оно незамедлительно распадается и разлагается, как человек, который потерял свою душу.

   Относится ли миф к солнцу или луне, отцу или матери, сексуальности, огню или  воде. Его смысл никогда не был  и не будет сознательным. Архетипы всегда были и по-прежнему остаются живыми психическими силами, которые требуют, чтобы их восприняли всерьез и которые странным образом утверждают свою силу. Они всегда несли защиту и спасение, а их разрушение ведет к потере души, известной нам из психологии дикарей.

1. Архетип как  связь с прошлым.

      Архетип-зто  психический орган, присущий всем нам, является элементом нашей психической  структуры и, следовательно, жизненно важным и необходимым компонентом  нашего психического хозяйства. Он олицетворяет определенные инстинктивные данные о темной, примитивной душе-реальные, но невидимые корни сознания. Для архетипа нет рационального заменителя, как его нет для мозжечка или почек. Поэтому возникает вопрос: какова биологическая цель архетипа? Ответить на него задача психолога.

2.Функция архетипа.

      Мотив младенца представляет не только то, что  существовало в далеком прошлом, но и кое-что, существующее сейчас. Это  система, функционирующая в настоящем, цель которой заключается в том, чтобы компенсировать или скорректировать неизбежные односторонности и нелепости сознания. Прогресс жизнеспособен только при взаимном сотрудничестве сознательного и бессознательного.

  1. Будущность архетипа.

   Одна  из существенных черт мотива младенца-это  его будущность. Младенец-это возможное будущее. Поэтому появление этого мотива в психологии индивида, означает предчувствие будущего развития. Жизнь-это движение, устремленное в будущее, а не остановка или попутная струя.

  1. Единство и множественность мотива младенца.

   Если множественность встречается у нормальных людей, она служит выражением все еще не полного синтеза личности. Личность еще пребывает во множественном состоянии: то есть эго может присутствовать, однако оно в состоянии переживать свою целостность только в таких формах общности, как семья, племя, нация, но не в рамках собственной личности.

5.Бог-младенец  и герой-младенец.

      Иногда  «младенец» выглядит скорее как бог-младенец, а иногда как юный герой. Общим  для обоих типов является чудесное рождение и невзгоды раннего детства-покинутость и несущие опасность гонения. По своей природе бог абсолютно сверхъестествен. У героя природа человека, но он является «полу божественным». Мотив «меньше малого, но больше большого» дополняет бессилие младенца посредством его столь же удивительных деяний. 
 

Феноменология архетипа младенца. 

  1. Покинутость младенца.

   Покинутость, незащищенность, подверженность опасностям и т.д. – все это характеристики неопределенных истоков «младенца» и его таинственного и чудесного  рождения. «Младенец» возникает как символическое содержание, явственно отделенное или даже изолированное от своего источника (матери). «Младенец» означает нечто, развивающееся в направлении независимости. Сделать это он может лишь отделив себя от своих начал: поэтому покинутость-необходимое условие, а не просто сопутствующий симптом.

  1. Непобедимость младенца.

   «Младенец» - это символ целостности, охватывающий глубинные начала Природы. Он представляет самое сильное желание, присущее каждому существу - желание самореализации. Он является воплощением неспособности поступать иначе, оснащенной всеми силами природы и инстинктов. Он теперь-«свет, который выше всякого света», и сила, содержащая в себе все силы небес и преисподней. Он, который обладает вечной не телесностью и поэтому является вечной панацеей («носителем исцеления»).

  1. Гермафродизм младенца.

   Большинство космогонических богов имеет  бисексуальную природу. Гермафродитизм означает не что иное, как союз наиболее сильных и крайних противоположностей. Гермафродит мало-помалу превратился в того, кто подавляет конфликты и приносит исцеление, и он приобрел это значение на относительно ранних стадиях цивилизации. По мере развития цивилизации бисексуальное первобытное существо превращается в символ единства личности, символ самости, в котором примиряется война противоположностей.

  1. Младенец как начало и конец.

«Младенец»-возродившийся  в новом ребенке. Он и начало и  конец, изначальное и конечное создание. Начальное творение произошло еще  до возникновения человека, а завершающее  будет тогда, когда его не станет. Говоря психологическим языком, это означает, что «младенец» символизирует досознательную и послесознательную сущность человека.

Заключение.

      Ни  один архетип не может быть сведен к простой формуле. Это сосуд  который нам никогда не опорожнить и не наполнить. Архетипы - нерушимые элементы бессознательного, которые постоянно изменяют свою форму. 

КОРА.

  1. Анадиомена.

   Афродита-Анадиомена появляется из глубокого моря, выходя из раковины мидии, принесенной ветром, и приветствуется богиней земли  в пестром одеянии. Она является воплощением изначальной девы (первичной Коры). Анадиомена ближе всех стоит к истокам.

  1. Парадоксы мифологической идеи.

   Сама  возможность существования греческих  богов, причина их способности внушать  веру-в их идеальности. Если историк решится занять позицию в соответствии с таким пониманием, чтобы воспринимать духовные проявления духовно, а религию-релегиозно, он тут же заметит парадокс. Прежде всего, идея происхождения и истока есть идея, которую каждое живое существо переживает при своем рождении и до определенной степени реализует ее. 
 

  1. Богини-девы.

   Девичество  Артемиды по сравнению с девичеством  Афины-дикий мир природы. В ней  уравновешиваются грубые реальности-непокаренная девственность и ужас рождения. Девичество Афины исключает саму возможность ее подчинения мужчине, девичество же Артемиды предполагает такую возможность. Связь между Артемидой Корой и ее матерью слабее, чем между Корой Персефоной и Деметрой. Но Лето не забыта когда мы пробуждаем образ Артемиды: Лето здесь, она любуется танцующей Артемидой. Великие мифологические поэты античности, такие как Эсхил, и эксперты по древним мифологемам, такие, как Каллимах, решились намекнуть, что существовала только одна Кора и одна мать, а именно дочь Деметры, зовется ли она Артемидой или Персефоной.

  1. Геката.

   Как и  солнце, третья богиня Геката принадлежит  к миру Деметры-Персефоны. Маленькая  группа, триада ярких индивидуальных образов: Мать, Дочь и Богиня Луны-Гекату. Их священные скульптуры легко спутать, т.к. атрибутом каждой из них является факел. Эта эмблема согласуется с эпитетом утренняя звезда, который неоднократно упоминается в связи с Гекатой. И поэтому ее называют «приносящей свет».

  1. Деметра.

   Все три  аспекта-Богиня Мать, Богиня Зерна и  Богиня Эзотерических мистерий-принадлежат  фигуре Деметры, ни один из них нельзя  от нее отмыслить. Образ зерна совмещает в себе образы и начала и конца, и матери и дочери, и именно поэтому он выходит за пределы индивидуального к вечному и универсальному. Именно зерно уходит в землю, именно зерно скошенное, когда оно нальется золотом, но ставшим полным и здоровым семенем, остается целым, матерью и дочерью воедино. Символичность зерна в религии Деметры подтверждается на каждом шагу

   Свинья-это  животное, которое приносят  в  жертву Деметре. Традиционно считалось, что Деметра примет такую жертву, как беременную свинью. Животное-мать – подходящее приношение Богине-Матери

Как символы  богинь свинья и зерно являются наилучшими параллелями. В идее Деметры присутствуют элементы разложения, связанные с  подземной жизнью Коры.

  1. Персефона.

   Кору, рожденную от брака в Фигалии  подобного браку Немезеды, называли «Владычицей», т. е. одним из ритуальных имен Персефоны. В царстве Гадеса правит Персефона, навсегда ставшая  выражением уникальности и небытия. Ее уникальность, если рассматривать ее философски, образует то, в отношении чего даже небытие существует. В «Илиаде» при каждом упоминании она получает титул «ужасная», который в равной степени  предполагает почитание и страх, также она неразрывно связана с правителем мира мертвых. Ее мужа называют Гадесом, иногда Зевсом подземного мира.

   Слово «Персефона» вполне может быть доэллинским  словом, которое со временем приобрело  греческую форму, скорее всего оно  связано с именем убийцы Медузы-Персея и может быть понятно на греческом  языке как «та, которая была убита Персеем». У Персея, в свою очередь, много общего с Гадесом.

  1. Индонезийские образы Коры.

   Можно привести странное уравнивание свадьбы  и смерти, свадебной комнаты и  могилы. Свадьба в этой связи носит  характер убийства, брак сохраняет свое истинное значение как союз женщины и мужчины. Можно говорить о взаимосвязи смерти и плодородия, но последнее остается для нас настолько неясным, что мы усматриваем его символ в беременной свинье

   Другая  своеобразная связь – связь между  двусмысленным эпизодом похищения Коры Гекатой. Сфера влияния Гекаты-луна. Гекате соответствует собака-животное воющее на луну, что для греков было последней степенью непристойности

   Третья  странная связь-это связь с растением, которое служит пищей всему человечеству. Это не просто вопрос случайной связи между луной и определенными явлениями в человеческой и растительной жизни

  1. Кора в Элевсине.

   Кроме Гомеровского Олимпа, мы можем встретить  изначальный мифологический образ  Коры и в Элевсине. Принимая образ  Деметры, мы осознаем универсальный принцип жизни, который заключается в том, чтобы познать гонения, утраты, насилие, не понимая смысла происходящего, гневаться и горевать, но затем вновь обрести все и заново родиться. Участники Эливсинских мистерий отождествляют себя с Деметрой. В мистерии Элевсина мог быть посвящен каждый, кто говорил по-гречески и никогда не участвовал в кровопролитии, будь то мужчина или женщина, и сливаться с богиней в одно целое. Посвященным считался человек, прошедший обряд инициации. Эта инициации вела прежде всего к «Подземной Персефоне», Повелительнице Мертвых.

Информация о работе Юнг К. Г. «Душа и миф шесть архетипов»