Юнг К. Г. «Душа и миф шесть архетипов»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Юнгу, особенно после введения им в научный оборот понятия «архетипов», удалось связать воедино самые отдаленные области мира мифологических преданий. Его идея о том, что мифы всех народов и эпох имеют общие архетипические корни в коллективном бессознательном всего человечества, обладает удивительной притягательностью и широко используется в современном научном мире. Кроме того, имеющийся в первой части анализ мифов и ритуалов, в основании которых лежат архетипы Младенца и Девы, дополняется специальной мифологической феноменологией еще четырех архетипов коллективного бессознательного – Матери, Возрождения, Духа и Трикстера.

Содержание

Введение стр. 1

1. Сущность мифологии. стр. 1

2. Предвечный младенец в

предвечные времена стр.6

3. Психология архетипа младенца стр. 10

4. Феноменология архетипа младенца стр. 12

5. Кора стр. 13

6. Психологические аспекты Коры стр. 15

7. Эпилегомены стр. 16

8. Архетипика мифа стр. 16

9. О возрождении стр. 18

Работа содержит 1 файл

Юнг К.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

   Элевсин был местом нахождения Коры, в этом нахождении усматривалось нечто  одновременно субъективное и объективное. Объективно у участника возникала  мысль о богине, вновь обретающей свою дочь, а значит и саму себя. Субъективно та же вспышка откровения давала ему возможность осознать свою непрерывность и непрерывное существование живых существ. Софокл называет достигших и видевших в Элевсине «трижды счастливыми», только для них в смерти существует жизнь, для всех остальных царство теней безрадостно и беспощадно.

   Согласно  Элевсийской мифологеме, Элевсин  был местом, где вновь была найдена  Кора. Элевсин был местом рождения-того вечно повторяющегося космического события, которое обеспечивало непрерывность в жизни Аттике и во всем мире. Название Элевсин несколько напоминает по звучанию слово «прибытие». Кора исчезла и разыскивалась, но каким образом она была найдена и даже кто именно был найден остается для нас тайной и, очевидно, было тайной для посвященных.

  1. Элевсинский парадокс.

   Участники Элевсинских мистерий были едины  в своем понимании происходящего, благодаря чему они внезапно прозревали путем непосредственного видения  и интуиции. Мы не знаем, Играли ли вообще слова какую-нибудь роль в ритуалах инициации в Элевсине и Аграи. Едва ли там присутствовало нечто подобное проповеди. Здесь имели место отдельные литургические восклицания, но ни о чем похожем на речь документы нам не сообщают. Это была безмолвная инициация, ведшая к обретению знания, которое не нужно, да и не возможно облечь в слова.

   В этом не облеченном в слова знании и  бытии первые два элемента парадокса-обладание  сверх индивидуальной судьбой как  своей собственной и всем бытием как своим собственным-не противоречат друг другу. Только третий элемент кажется противоречащим реальности-убеждение в том, что полное и счастливое обладание всем сущим как своим собственным даруется исключительно тем, кто «видел» в Элевсине и кто «знает». 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРЫ. 

      Интересующий  нас образ Коры принадлежит к типу анимы в том случае, когда он наблюдается у мужчины, и к типу супраординатной личности у женщины. Важной чертой психических образов является то, что они имеют двусторонний характер, они биополярны и колеблются между их позитивным и негативным значениями.

      Мать-Земля  играет важную роль в бессознательном  женщины, т.к. все ее проявления характеризуются  как «могущественные». Это божественное существо в классическом смысле слова.

      Человеческие  образы-это мать и дочь, отец и  сын, король и королева, бог и богиня. Териоморфными символами являются дракон, змея, слон, лев, медведь и др. могучие звери или же паук, краб, бабочка, жук, червь и т.п.. Растительные символы-это в основном цветы (лотос и роза). Они ведут к геометрическим фигурам, таким как круг, сфера, квадрат, четырехугольник, часы, небесный свод.

      Можно заключить, что каждая мать содержит в себе свою дочь, а каждая дочь-свою мать, и что каждая женщина простирается назад-в свою мать и вперед-в свою дочь. Женщина живет раньше как  мать, а позже как дочь. Жизнь индивида преобразуется в тип и становится подлинным архетипом женской судьбы вообще. Подобно «супраординатной личности», анима биополярна и поэтому может являться в один момент позитивной, а в следующий негативной: молодой-старой, матерью-девой, доброй феей-злой ведьмой, святой-падший. Тем страхом, который мужчина испытывает к женскому полу, они в большинстве случаев обязаны проекции образа анимы. В младенческом возрасте у мужчины-обычно материнская анима, у взрослого мужчины-образ более молодой женщины. А в старости мужчина находит компенсацию в образе очень молодой девушки или даже ребенка. 

ЭПИЛЕГОМЕНЫ. 

Элевсийское чудо.

      Сначала (по Элевсийской версии) дочь Деметры, а затем (по Аркадской версии) сама Деметра была насильно взята замуж и стала матерью. У Деметры было две дочери, Деспойна от Посейдона и Персефона от Зевса.

      В свете слияния прошлого и будущего становится понятным «подземный» аспект Элевсинских мистерий. Он находит  разрешение элевсинской загадки  не в семени и побеге, где содержится весь подземный мир душ предков, а в чуде. Исследователя религии интересует смысл «чуда» независимо от того, как он осуществляется. И в античное время не могло быть по-другому. Этот смысл в откровении некой силы. Чудесный смысл также подтверждается многочисленными сообщениями о чудесах. Чудо заставляет говорить о нем везде и всегда. О мистерии же молчат. И чудо в том смысле, что бытие, со всеми его парадоксами-это чудо. Именно поэтому чудеса и богоявления были увидены в Элевсине: чудо происхождения, проявляющееся в тех образах, в которых оно обнаружило себя в определенный период мировой истории. 

2. АРХЕТИПИКА  МИФА. 

  1. Понятие архетипа.

   Понятие Великой Матери принадлежит к  области сравнительной религии  и охватывает множество разнообразных  типов богини-матери. «Архетип»-это вовсе не новый термин т.к.  он употреблялся еще до св. Августина и был синонимом классического понятия «Идеи». Все психологическое изначально имеет форму, это также должно быть верным и в отношении индивидуальных функций, особенно тех, которые происходят непосредственно из бессознательной предрасположенности. Важнейшей из них является творческая фантазия. В продуктах фантазии изначальные образы становятся видимыми, и здесь понятие архетипа находит свое специфическое применение.

   Архетип сам по себе пуст и чисто формален, он не что иное, как возможность представления. Наследуются не представления как таковые, а только их формы, и в этом отношении они в любом случае соответствуют инстинктам, которые также определены лишь в отношении формы.

  1. Архетип матери

   Как и  любой другой архетип, архетип матери обнаруживает практически безграничное разнообразие в своих проявлениях. Первыми по важности являются мать, бабушка, мачеха, свекровь (теща). Далее  идет любая женщина, с которой  человек состоит  в каких-то отношениях, например, няня, гувернантка или отдаленная прародительница.

   Другие  символы присутствуют в вещах, выражающих цель стремления к спасению: рай, царство божие, небесный Иерусалим. Вещи, вызывающие у нас набожность, такие как церковь, город, страна, земля, море, преисподняя и луна, или просто какой-то предмет, - все они могут быть материнскими символами.

   Архетип ни коем образом не является просто раздражающим предрассудком, хотя и  может стать им при неправильном восприятии. Архетипические же образы как таковые принадлежат к высочайшим ценностям человеческой души; именно они с незапамятных времен населяли небеса всех народов. И отказ от них нанес бы непоправимый ущерб.

  1. Комплекс матери.

   Архетип матери формирует основу так называемого  материнского комплекса. Мать всегда играет активную роль в возникновении тревоги, особенно в детских неврозах. В любом случае при нарушении инстинктов ребенка происходит канстеляция архетипов, которые, в свою очередь, продуцируют фантазию, присутствующие в отношениях между ребенком и его матерью в качестве чуждых и часто вызывающих страх элементов.

Комплекс матери и сына.

      Мать  является первой женщиной, с которой  будущий мужчина имеет связь, и она не может не играть-будь то явно или скрыто, сознательно  или бессознательно-на мужественности сына. Сын же, в свою очередь, растет, все больше осознавая женственность своей матери, и бессознательно, инстинктивно, поддается этому. По этой причине комплекс матери у сына не должен рассматриваться как более серьезный, чем у дочери.

Комплекс матери у дочери.

      а) Гипертрофия материнского элемента-преобладание женской стороны означает усиление женских инстинктов по сравнению  со всеми материнскими инстинктами. Она живет лишь для других и  ее жизнь протекает в более  или менее сложной идентификации со всеми объектами ее заботы.

      б) Чрезмерное развитие Эроса-это не означает, что комплекс, вызванный у дочери такой матерью, обязательно приводит к гипертрофии материнских инстинктов. Совсем наоборот, этот инстинкт может  исчезнуть. Вместо этого происходит чрезмерное развитие Эроса, и это всегда ведет к бессознательной связи с отцом.

      в) Отождествление с матерью-если комплекс матери в женщине не приводит к  сверхнормальному развитию Эроса, то он ведет к отождествлению с матерью  и парализует женскую инициативу дочери. Девушка настолько привязана к своей матери, что приближение мужчины порождает в ней исключительно замешательство и волнение.

      г) Сопротивление матери-«Все, что угодно, лишь бы это отличалось от Матери!»  Дочь этого типа, знает чего она не хочет, но обычно она находится в полной растерянности, когда речь идет о выборе ее собственной судьбы. В негативной форме противостояния все ее инстинкты сконцентрированы на матери, и поэтому они бесполезны в формировании ее жизни.

  1. Позитивные аспекты комплекса матери.

Мать.

      Мать-это  материнская любовь, мой опыт и  моя тайна. Положительный аспект чрезмерного развития материнского инстинкта, идентичен тому хорошо известному образу матери, который прославлялся во все времена и на всех языках. Это-материнская любовь наиболее трогательное и незабываемое воспоминание в нашей жизни, которое является таинственной причиной развития и перемен; любовь, которая символизирует возвращение домой, убежище и долгую тишину, которая есть начало и конец всего существующего.

Чрезмерное развитие Эроса.

      Часто этот тип развивается как реакция  на мать. Женщина этого типа направляет горящий луч своего Эроса на мужчину, чья жизнь подавляется материнской  заботливостью, и тем самым она  вызывает моральный конфликт. Если женщина этого типа остается бессознательной, относительно значения ее функций, то она сама пострадает от войны, которую разжигает. Сознательность же превращает ее в освободительницу и спасительницу. 
 

Дочь и только.

      Судьба  такой женщины зависит от случайности, она не способна найти себя сама даже приблизительно без помощи мужчины. Ее буквально должны похитить и увезти от матери. В этом случае женщина, возможно, откроет для себя, кем она является на самом деле. Такие женщины могут стать преданными, готовыми на самопожертвование женами для мужей.

Негативный комплекс матери.

      У женщины с этим типом комплекса  матери-наилучшие из всех шансы на в высшей степени успешный брак на протяжении второй половины жизни. Реальное преодоление комплекса возможно только через полное его изживание

  1. Заключение.

   Душа-это  часть сокровенной тайны жизни  и, как и всякий организм, она обладает своей собственной структурой и  формой. И вопрос о «происхождении»  этой психической структуры и  ее элементов, т.е. архетипов, как таковой  является метафизическим и поэтому не может получить ответа. Структура-это что-то данное, предпосылка, которую в каждом случае мы находим как уже присутствующую. Это мать, матрица, то есть форма, в которую выливается весь опыт. С другой стороны, отец представляет динамизм архетипа, т.к. состоит как из формы, так и из энергии

   Носителем архетипа является прежде всего конкретная мать, т.к. сначала жизнь ребенка  неотделима от нее и представляет собой состояние бессознательной  идентичности. С пробуждением Я-сознания связь между ними ослабевает, и сознание вступает в оппозицию по отношению к бессознательному, т.е. по отношению к своему собственному предусловию. 

О ВОЗРОЖДЕНИИ. 

  1. Формы возрождения.

Метемпсихоз.

      Метемпсихоз или возрождение душ. Согласно этому  воззрению, жизнь человека продлевается во времени посредством различных телесных воплощений; или, с другой стороны-представляет  собой последовательную цепь событий, прерываемую различными перевоплощениями.

Перевоплощение.

      Когда человек  воплощается или рождается, он может припоминать, что он прожил ряд предыдущих жизней и они были его собственными. Как правило, перевоплощение означает возрождение в человеческом теле.

Воскрешение

      Этот  термин означает восстановление человеческой жизни после смерти. Воскрешенное существо становится иным и несущественным , когда изменяются только общие условия его существования, т.е. когда человек оказывается в др. месте или иначе устроенном теле.

Возрождение.

      Возрождение возможно без изменения существа, т.к. личность, переживающая обновление, не изменяется по своей природе, а заживление, укрепление или улучшение происходит только с отдельными ее функциями или частями. Посредством возрождения могут быть излечены даже телесные болезни.

Информация о работе Юнг К. Г. «Душа и миф шесть архетипов»