Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:08, реферат
На развитие культуры и общественной мысли первой половины XIX века огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине XIX века.
Введение
В истории культуры России XIX век занимает особое место. Это время небывалого взлета русской культуры, время, когда Россия выдвинула гениев во всех во всех областях духовной культуры - в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д.
Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их.
В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху “Золотым веком русской культуры”.
На развитие культуры и общественной мысли первой половины XIX века огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине XIX века. Рост промышленности, совершенствование техники производства настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приобщение буржуазии к культуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше.
1. Условия развития и характерные черты русской культуры
во второй половины XIX века
Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX века определялся общественно политическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60-70-х гг., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.
Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать, во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды - истины, ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный интерес во всем мире.
По подсчетам историков в середине XIX века число грамотных людей составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях - 18 тыс., а в 6 университетах - 3,5 тыс. студентов. 80% учащихся средней и высшей школ были дворяне. [3, с. 140]
В период школьных реформ 60-х гг. для низших сословий расширилась сеть начальных школ, народных городских, сельских и уездных училищ, церковно-приходских школ. В городах также возникали новые учебные заведения - воскресные школы для взрослых. С конца 80-х гг. их деятельность активизировалась.
В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882г. был открыт женский медицинский институт. К концу XIX века в России функционировало более 60-ти государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.
В 80-90-х гг. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851-1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа; братья А.Н. и И.Н. Гранаты, А.С. Суворин (1834-1912), Ф.Ф. Павленков (1839-1900), П.Г. Сойкин (1862-1938).
Во второй половине XIX века по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек.
В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898г. был открыт Императорский Русский музей.
Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIX века - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки.
В стране возникали новые научные центры: Общество людей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей, Русское техническое общество (1866).
Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). Работа его “Основы химии” была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана 8 раз.
Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905).
25 апреля
1825г. на заседании Русского
физико-химического общества
А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания испытательных аппаратов. В 1876г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей.
Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Научные интересы И.П. Павлова (1849-1936) представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о высшей нервной деятельности.
Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) - русский ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего дня своего значения.
Общественно-политическая жизнь, рост национального самосознания, усиление классовой борьбы вызвали развитие гуманитарных наук. В области историко-экономической науки одной из серьезных работ была книга В.В. Берви-Флеровского “Положение рабочего класса в России”.
В пореформенные годы получили разработку филология и лингвистика. И.И. Срезневский (1812-1880) подготовил работы по истории старославянского языка и древнерусской литературе. Его заслугой является также создание петербургской школы славистов. В.И. Даль (1801-1872) - создатель “Толкового словаря живого великорусского языка”, который в отличие от академических словарей того времени, содержит лексику живой народной речи.
Разработка истории России осуществлялась рядом крупных историков. В 50-70-х гг. над 29-томным изданием “История России с древнейших времен” работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержавия в истории России. [5, с.66]
Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX века был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления.
На вторую половину XIX века и первую половину XXв. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910).
После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения, Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.
К 80-м гг. относится начало творчества А.П. Чехова (1860-1904).
В 80-х гг. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко (1853-1921) - писатель-демократ.
М. Горький (1868-1936), рано познавший суровую школу жизни, полную “свинцовых мерзостей”, в начале литературной деятельности развивал лучшие традиции романтизма XIX века.
На рубеже веков критическим реализмом было проникнуто также творчество таких замечательных писателей как В.В. Вересаев (1867-1945), который отразил в своих произведениях духовные искания интеллигенции в этот период. [1, с. 45]
Правдивое отражение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым - вот, что отличало творчество писателей реалистов.
Литература России представлена не только произведениями русских писателей - она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов России черпали в русской классической литературе.
С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. Конец XIX начало ХХ вв. - период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусорского, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова и многих других.
В музыкальной культуре второй половины XIX века. Особое место занимает “Могучая кучка” или “Новая музыкальная школа”. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В. Стасова (1834-1906).
Композиторы “Могучей кучки” в своем творчестве развеяли традиции классической музыки М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки. В период деятельности “Могучей кучки” были созданы одни из лучших произведений кружковцев.
Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х гг. XIX века. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова в Товарищество передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.
В истории русской педагогики и просвещения середины второй половины XIXв. Выдающееся место принадлежит замечательным русским деятелям культуры: ученому-медику Н.И. Пирогову, педагогу К.Д. Ушинскому, ученому-анатому и педагогу П.Ф. Лесгафту и писателю Л.Н. Толстому. Противоречивые и умеренные по своим политическим взглядам, лучшие представители русской педагогической мысли в своей практической деятельности разработали передовые для той эпохи методы и систему воспитания, поставили ряд вопросов имевших целью преодолеть безграмотность и невежество народа. Во всей своей деятельности они руководствовались чувством высокой любви к родине и ее народу.
Н.И. Пирогов (1810-1881) в 1856г. опубликовал в “Морском сборнике” статью “Вопросы жизни”, с которой началось широкое обсуждение проблемы воспитания и образования. В ходе обсуждения появились специальные педагогические журналы, различные по своей направленности и с разных позиций обсуждавшие затронутые вопросы. [6, с. 126]
Однако ограниченность воззрений Пирогова, вытекающая из его либеральных иллюзий, не умаляет значения той большой деятельности, которую он развернул на поприще просвещения, выработав свою программу преобразований учебных заведений России, свою методику обучения. Прогрессивные педагогические взгляды Пирогова имели большое общественное звучание в развернувшейся борьбе против рутины, схоластики николаевской школы. И именно ее приветствовали и поддерживали Герцен, Чернышевский и Добролюбов, критикуя вместе с тем его слабые стороны.
Реформы 60-х годов в области образования последовали за крестьянской реформой 1861г. в области суда, управления, местного самоуправления, цензуры и других сторон русской жизни, и свидетельствовали о том, что феодальная монархия делала шаг на пути превращения ее в буржуазную монархию.
Преобразования в области просвещения, как и все реформы 60-ч годов, проводимые государством помещиков-крепостников, носили половинчатый характер.
Реформированная
школа по-прежнему находилась под
полным контролем царской бюрократии
и духовенства и продолжала сохранять
сословно-крепостнические
В 1860г. после четырехлетней работы, было завершено, наконец, составление проекта реформы начальной школы. Его опубликовали в печати и подвергли широкому обсуждению.
С учетом поступивших замечаний в 1862г. Министерство народного просвещения создает новый “Проект устройства общеобразовательных учебных заведений”. Он содержал некоторые прогрессивные начала, предусматривал, например, необходимую связь и преемственность между низшей и средней школой.
Однако,
утвержденной 14 июля 1864г. “Положение о
начальных народных училищах” значительно
отличалось от проекта 1862г. В нем
не было и следа какой-либо связи
и преемственности между