Русская культура второй половины XІX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:08, реферат

Описание работы

На развитие культуры и общественной мысли первой половины XIX века огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине XIX века.

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 50.60 Кб (Скачать)

  В крепостной России не было специальных музыкальных учебных заведений. Обучение музыке происходило либо частным образом, либо в музыкальных классах при различных учебных заведениях, имевших очень ограниченные образовательные цели. Придворная капелла готовила только церковных певчих. В сущности, история профессионального музыкального образования в России начинается только с 60-х годов XIXв., т.е. со времени возникновения Петербургской и Московской консерваторий - крупнейших центров подготовки национальных музыкальных кадров. В 60-е годы музыкальная критика активно выступает за утверждение демократического направления в музыке, за просвещение и воспитания ее слушателей. Формирование передовой музыкальной мысли происходило на основе принципов революционно-демократической эстетики Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Принципы эти мели важное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры.

Развитие  русской национальной музыки происходило  разными путями, подтверждавшими  самостоятельность формирования композиторского  мастерства. Во главе Петербургской  композиторской школы стояла “Могучая кучка”, в Москве - гениальный русский  композитор П.И. Чайковский.

Идеи  русского демократического движения 60-х  годов XIXв. нашли творческое отражение  в сотрудничестве деятелей музыкальной  культуры Петербурга, известной под  названием “балакиревский кружок”, или “Новая русская музыкальная  школа”.

Основная  задача русского музыкального общества, как говорилось в уставе, заключалась  в развитии музыкального образования  и вкуса к музыке в России и  поощрении отечественных талантов. Создание Петербургской и Московской консерваторий подготовило благоприятные условия для пропаганды русской музыки профессиональными музыкантами.

Блестящие успехи русской исполнительной школы  стали достижением мировой музыкальной  культуры. Европейские страны и далекая  Америка смогли ознакомиться с мастерством  выдающихся русских музыкантов и  с лучшими произведениями русских  композиторов.

Множество концертных поездок за границу совершил Рубинштейн, завоевав мировую славу  величайшего пианиста. Начиная с 40-х годов, он регулярно гастролировал  по городам Западной Европы.

Большим успехом пользовалось концертирование  замечательной русской пианистки  А.Н. Есиповой, выступавшей в Австралии, Германии, Франции, Венгрии, Бельгии, Англии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Критический реализм в живописи второй половины XIX века.

      Русская культура демократизация живопись.

  Вторая половина XIX века стала важным этапом в развитии русского изобразительного искусства. Этот период часто характеризуют как "расцвет русского искусства". Оно стало подлинно великим, активно вторгаясь в жизнь и отражая ее, или решая проблемы, поставленные временем. В русской живописи существовало два основных направления, которые принято называть "академическое", выражавшее дворянско-буржуазные взгляды, и "передвижническое", то есть демократическое.

  Академия художеств, в стенах которой и разгорелся спор, была создана в середине XVIII века. За многие годы своего существования она воспитала большое число знаменитых русских художников, среди которых О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.В. Басин и многие другие. Ярким представителем академической школы живописи во второй половине XIX века стал исторический живописец Г.И. Семирадский, принимавший участие в росписи храма Христа Спасителя.

Началом перелома в живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего, картины В.Г. Перова "Приезд станового на следствие", "Сельский крестный ход на Пасхе" и другие.

В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел  знаменитый "бунт четырнадцати". Лучшие выпускники решительно отказались от конкурса на золотую медаль, порвали  с академией и создали художественную артель. Старшиной и идейным руководителем  артели был И.Н. Крамской. Товарищи считали  его и П.М Третьякова самыми компетентными  художниками.

К концу 60-х гг. новые эстетические идеи так  завладели умами русских художников, что появилась потребность в  создании новой, более широкой, чем Петербургская артель художников, организации, которая бы объединила художников реалистов всей России. Так возникла идея учреждения Товарищества передвижных выставок, предложенная Григорием Григорьевичем Мясоедовым.

В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах. Товарищество организовало выставки в Петербурге и в Москве, после чего они показывались в Киеве, Одессе, Риге, Казани, Кишиневе и других городах. Товарищество превратилось в центр художественной жизни  России, значительно потеснив Академию художеств. Товарищество многим было обязано  критику В.В. Стасову и П.М. Третьякову. Большое значение для Товарищества и для развития русского искусства  имела собирательная деятельность П.М. Третьякова, создавшего одну из лучших в мире по своему богатству и значению национальных галерей. Третьяков сделал свою галерею картин публичной. В 1892 г. она была передана в дар Москве. К этому времени галерея Павла  Михайловича Третьякова насчитывала  около 2 тыс. картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.

Расцвет передвижных выставок приходился на 70-80-е гг. XIX века. Всего было устроено 48 выcтавок. Искусcтво передвижников  развивало критический реализм. С демократических позиций оно  правдиво изображало жизнь, прославляло  величие народа.

Выдающимся  русским художником, достигшим в  своем творчестве высочайших вершин, бал И.Е. Репин. В 1871 г. огромный успех  выпал на долю его картины "Бурлаки  на Волге", о которой Стасов писал: "Художник со смелостью, у нас  беспримерной, окунулся с головой  во всю глубину народной жизни, народных интересов, народной, щемящей действительности".

В исторической живописи ведущее место занимали картины одного из самых крупных  художников XIX века В.И. Сурикова, который  внес огромный вклад в ее развитие. Он глубоко изучал историю, жизнь  и быт русского народа. В его  картинах изображены важнейшие исторические события. В его картине "Богатыри" символически показаны сила и мощь русского народа, его мужество и  готовность дать отпор.

В жанре  бытовой (жанровой) живописи передвижники затронули самые острые темы действительности. Талантливый художник Владимир Егорович Маковский в картинах "Крах банка", "На бульваре", " Не пущу!" и  других отразил быт новой, капиталистической  России. Социальные мотивы нашли отражения  в картинах В.Г. Перова "Проводы  покойника", "Тройка", "Чаепитие в Мытищах", Н.А. Ярошенко "Кочегар", "Всюду жизнь", В.М. Максимова "Семейный раздел", Г.Г. Мясоедова "Земство  обедает".

Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета. Глубокий психологизм, удивительное умение передать характер, внутренний мир, высокая техника отличали портреты работы И.Н. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина). Демократические  взгляды Крамского нашли отражение  в портретах крестьян, показывавших их душевное богатство, социальный протест ("Полесовщик", "Мика Моисеев", "Крестьянин с уздечкой"). Прекрасные портреты писали также И.Е. Репин (Мусоргского, Толстого), В.Г. Перов (Островского, Даля, Достоевского, "Странник"). Глубокий психологизм, т.е. умение показать характер человека во всей его сложности и  многоплановости и одновременно строгая простота, почти аскетизм средств выражения отличали портретное изображение у передвижников. Портретисты  искали и находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей русского народа - писателей, художников, музыкантов, общественных деятелей.

Ко второй половине XIX века относится расцвет  пейзажной живописи, Картины Шишкина, Левитана, Куинджи, Саврасова, Поленова относятся к числу шедевров мировой  живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов любил в природе простое и  скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Его знаменитая картина "Грачи прилетели " поражает такого рода соединением "обыкновенности" мотива с редкостной поэтичностью его  истолкования.

В картинах Ивана Ивановича Шишкина "Лесные дали", "Корабельная роща", "Рожь" запечатлены красота и мощь русского леса, захватывающий размах необозримых  российских просторов. Его картины  утверждают величие и неповторимую прелесть русской природы.

Лучшие  традиции пейзажной живописи передвижников  были обобщены и развиты в творчестве выдающегося художника Исаака Ильича Левитана. В его полотнах "Вечер. Золотой лес", "Вечерний звон", "Март" и многих других передается все красочное богатство русского пейзажа.

Особое  место в русском искусстве  второй половины 19 века, занимают работы художника-мариниста И.К. Айвазовского и художника-баталиста В.В. Верещагина. Эти художники не входили в  состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу

Излюбленной темой Ивана Константиновича  Айвазовского было море. Он изображал  море всю свою жизнь в различных  его состояниях, при разном освещении. Его картины "Девятый вал", "Черное море" и многие другие широко известны в мире.

Василий Васильевич Верещагин вошел в  число крупнейших мастеров, подняв на небывалую высоту батально-исторический жанр, осудив жестокость и бесчеловечность  войн. Циклы картин посвящены военным  действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. Выставки его работ в Европе и Америке пользовались большим успехом.

После отмены крепостного права ускорился  темп развития капитализма в России. Строительство приобрело огромный размах. Сооружались банки, универсальные  магазины, фабричные здания, казармы  для рабочих, склады, вокзалы и  доходные дома. Цели торговой конкуренции  заставляли искать наиболее дешевые, экономически выгодные конструкции. Технический  процесс стал научной задачей  строителей.

Кризис  архитектуры как искусства начался  еще в 30-40-е годы, кода благородный  русский классицизм выродился под  высочайшим покровительством Николая I в сухой, казарменный, казенный стиль.

Таким образом, если вторая половина XIXв. для  русского изобразительного искусства  стала эпохой расцвета, то эти же годы для русской архитектуры  были годами ее деградации в художественном отношении.

Оценивая  в целом искусство второй половины века, можно заметить, что различные  его виды в разной степени отразили передовые демократические идеи времени. Последовательнее и с наибольшей творческой емкостью это сделала  живопись. Традиции реалистического  искусства передвижников составляют подлинную сокровищницу национального художественного наследия. 
 
 
 
 

Заключение

  Падение крепостного права и последующие реформы открыли новую эпоху в развитии просвещения и науки в России. Социальное и экономическое развитие страны требовали более высокого уровня развития системы народного образования. Поэтому реформа народного образования стала неотъемлемой частью социальных преобразований второй половины века.

  После 1861г. в России увеличивается сеть начальных школ. Они делились на: 1) церковно-приходские школы; 2) школы, открытые земствами; 3) крестьянские школы грамоты. Общая грамотность всего населения в 1860г. составила 6%, а в 1897г. - 21%.

Среднее образование развивалось гораздо  медленнее. Основными типами средних  школ были гимназии и реальные училища. На основании специального министерского  циркумера был ограничен прием  в гимназию детей малоимущих родителей. И все же, с 60-х годов до середины 90-х число учащихся в мужских  средних учебных заведениях возросло в 6 раз и составляло более 150 000. положительным  было создание реальных училищ, где  основное внимание уделялось изучению точных наук и естествознанию.

  Дальнейшие распространение получило высшее образование. К существующим 7 университетам присоединились еще 2 в Одессе и Томске. Более высокими темпами расширялось высшее техническое образование. Существенным достижением было открытие высших женских институтов - Бестужевских курсов и женского медицинского института в Петербурге, высших женских курсов в Москве. Всего к концу века в вузах России обучалось около 30 тыс. студентов, из низ 2.5 тыс. женщин.

Значительную  роль в распространении образования  играли различные общественные организации, публичные библиотеки и читальни, музеи, печать, другие общедоступные  средства просвещения и самообразования. Вторая половина века стала периодом новых выдающихся открытий русской науки в области естествознания и математики. И.М. Сеченов являлся основоположником отечественной физиологической школы и естественнонаучного направления в психологии, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

Информация о работе Русская культура второй половины XІX в