Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:08, реферат
На развитие культуры и общественной мысли первой половины XIX века огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 года, вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине XIX века.
В 60-х годах сложился тот основной тип трехгодичной земской школы с одним учителем, который был распространен и на все остальные сельские начальные школы. Одновременно широкое развитие получают крестьянские школы грамоты. Возникавшие по собственному почину населения и на его средства, эти школы способствовали развитию земских школ, в которые они начали преобразовываться в 70-80г.г. XIX века.
Согласно официальным данным, число учащихся низших учебных заведений России в 1863г. по всем ведомствам составляло 954 600 человек. [4, с.115] Данные эти значительно преувеличены. На протяжении же 60-х годов не наблюдалось большого увеличения количества школ и учащихся в них.
Одной из первых мер правительства в наступлении на народное образование было назначение на пост министра народного просвещения Д.А. Толстого, ярого сторонника реакционного курса, вошедшего в состав комиссии по выработке мер для борьбы против социализма и нигилизма.
В 1871г.
было утверждено новое “Положение
о народных училищах”. Не внося в
изменения в структуру
Общие условия и особенности развития науки. Реформа 1861г. и вступление России на путь капитализма создали новые условия для развития научной мысли. Несмотря на сохранение пережитков крепостничества в стране, производительные силы в пореформенный период, получили значительно большие возможности для своего роста.
Для развития
естествознания второй половины XIX века
характерными были дифференциация наук
и появление таких новых
Передовая
русская наука развивалась в неразрывной
связи с революционно-демократической
философией, которая способствовала формированию
стихийного естественнонаучного материализма
у многих деятелей естественных наук.
2. Демократизация культуры во второй половине XIX века
Отличительной стороной русской культуры XIX века была ее демократизация, наличие в ней свежих сил разночинной демократической молодежи. Русская наука во второй половине XIX века развивается в неразрывной связи с достижениями мировой культуры, внося в это развитие неоценимый вклад. Борьба передовых демократических элементов с реакционным направлением в русской науке второй половины XIX века завершилось событием всемирно - исторической значимости - в 90-х годах Россия стала родиной ленинизма - высшего достижения русской и мировой культуры.
Периодическую печать этого времени характеризует большое оживление. Вступление России на путь капиталистического развития, общественный подъем после Крымской войны, смерть Николая I и ослабление цензурного гнета, хотя законы о печати и оставались неизменными до 1865г., - таковы предпосылки этого оживления. Кроме новых “толстых” журналов, которые вместе с прежними задавали тон в печати, появилось много специализированных, сельскохозяйственных, педагогических, посвященных различным видам искусства, рассчитанных на различные группы и слои населения России. [4, с.189]
Особенно выросла газетная периодика, в том числе провинциальная, чему способствовала отмена запретов на издание частных газет и журналов универсального характера. Смягчив цензурный режим, правительство Александра II пыталось воздействовать на общественное мнение с помощью собственных органов печати. Например, газеты Министерства внутренних дел “Северская почта”. Ожесточенные споры в печати, в том числе и между демократами, шли и по другим насущным проблемам. Выступление “Колокола” против “Современника” были связаны с либеральными колебаниями Герцена, а споры между “Современником” и “Русским словом” отразили мучительные теоретические искания деятелей революционной демократии в трудное для нее время. Вместе с тем они предвещали новый этап в развитии демократического движения в стране.
Реалистическая литература 60-х годов с большим успехом развивала традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы. Она была представлена прозаиками и поэтами разных поколений, идейно-творческих позиций и разной степени дарования. В ее многообразии с большей отчетливостью, чем в предыдущий период, проявились две основные тенденции.
Необходимо отметить, что в развитии реалистической литературы рассматриваются два течения. Они нередко враждовали, по каждому из них и обоим вместе противостояли литературные течения, всецело связанные с либеральными политическим кругами. Первое из них представляли авторы произведений так называемой “обличительной” литературы, в критике русских порядков не поднимавшейся выше дозволенного и произведений, в которых “новые люди” изображались как приверженцы теории и практики “малых дел”, т.е. мелочной реформаторской деятельности, не затрагивающей самих основ существующего строя; второе - реакционное течение представляли авторы антинигилистских романов, где “новые люди” изображались явно клеветнически, как нравственные уроды и преступники.
Смена периодов в русском освободительном движении сказалась и на развитии поэзии, вызвав одну из крупнейших в ее истории перегруппировку сил. К началу 60-х годов полностью исчерпали себя не только эпигонский романтизм в лице, например, В.Г. Бенедиктова, но и поэзия славянофилов, представлявшая собой разновидность поэзии романтической.
Однако в связи с требованиями времени ее творцы отказались от изображения демонических чувств, экзотики, непременной приподнятости слога и других романтических условностей, но сохранили субъективистское восприятие мира. Реальные предметы и явления служили для них лишь условными знаками или импульсами для выражений собственного духовного мира.
Одним из главных мотивов лирики поэтов “чистого искусства” является мотив слияния с природой, погружения в ее тайны и красоту. Но сущность слияния и погружения они видят не в постижении реальной жизни природы и ее реальной красоты. Главное для них - собственные сокровенные чувства, раскрытие самих себя.
Гражданская поэзия демократов основывалась на традициях и принципах, нередко прямо противоположных “чистой поэзии”. Для нее огромное значение имел осмысленный с точки зрения новых задач освободительной борьбы опыт поэзии декабристов, проникнутой гражданским пафосом, поэзии Лермонтова с ее неукротимым духом протеста, поэзии Кольцова, связанной своими корнями с устным народным творчеством, сатирой Гоголя и свойственной ему патетикой. Новаторство поэтов - демократов неразрывно с идеей полного социального переустройства, ставшей для них “идеей века”, с революционно-критическим отношением к действительности, диктуемым кровной близостью к народу и готовностью к любым жертвам во имя его счастья.
Достижения драматургии этого времени неразрывны с достижениями русской реалистической школы искусства в целом. Кроме А.Н. Островского, большой вклад в развитие драматургии внесли М.Е. Салтыков-Щедрин и А.В. Сухово-Кобылин; ее влияние испытали также А.Ф. Писемский, Н.С. Лесков, А.К. Толстой, А.А. Потехин. Однако они решали разные идейно-творческие задачи. [6, с. 60]
Революционно-демократическое направление в развитии драматургии 60-х годов представляют драматические произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, включенные в его сатирические циклы, и главным образом пьесы “Смерть Пазухина” и “Тени”. Крупным достижением драматургии 60-х годов является трилогия А.В. Сухово-Кобылина: “Свадьба Кречинского” (1854), “Дело” (1861) и “Смерть Тарелкина” (1869).
Также самые выдающиеся достижением драматургии 60-х годов и всей второй половины XIX века Являются пьесы А.Н. Островского, стоящие в одном ряду с классической русской поэзии. По выражению Гончарова, Островский достроил здание, в основание которого краеугольные камни положил Грибоедов, Пушкин и Гоголь. За исключением некоторых пьес славянофильского периода, его драматургия проникнута критическим пафосом. В этом он ближе всего к традициям Гоголя и его школы, но, развивая эти традиции, Островский создал свою собственную драматургическую систему.
В 80-х годах либерально-народнические издания продолжали еще оставаться господствующим направлением общественной мысли России. Но народническая идеология претерпела значительную внутреннюю эволюцию; отходя от революционных традиций предшествующих десятилетий, она постепенно вырождается в либерализм, а подчас тесно связывается и с более правыми течениями общественной мысли.
Наследники декадентов - современные модернисты - называют в качестве своего предтечи и датского мистика Серена Кьеркегора, который еще в 40-х прошлого века выступил с концепцией человека как существа всегда несчастного, отторгнутого от своей внутренней неповторимой сущности условиями внешнего существования и способного постигнуть себя во всей полноте лишь в вере в бога. Зарождение и развитие русского декадентства имели свои особенности, обусловленные своеобразием социальных противоречий русской жизни конца XIX начала XX века, отразившихся и во многих областях гуманитарной культуры, в частности в журналистике и критике.
Первой
попыткой теоретического обоснования
русского символизма как литературно-общественного
направления декадентского
Литературной
трибуной русского декадентства становится
в 90-х годах журнал “Северный
вестник”, главным сотрудником которого
критик А.Л. Волынский, сразу же определившийся
как “борец за идеализм”. С 1893г. вокруг
“Северного вестника” объединяются
писатели - символисты Д.С. Мережковский,
Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Соллогуб
и др. В политическом отделе “Северного
вестника” помещались статьи оппозиционно-либерального
содержания, но главной его задачей
оставалось все же пропаганда философского
идеализма и модернистской
В 80-х годах либеральная журналистика обогатилась новым органом - “Русской мыслью”. Редактором его стал В.А. Гольцев. В делах литературных Гольцев старался держаться “золотой середины”. Борьбу разночинного и дворянского течений в литературе он считал нежелательной крайностью и призвал к слиянию двух культур.
Русская
поэзия XIX века была чрезвычайно разнообразна:
появилось много новых поэтов,
завоевавших широкую
К середине
50-х годов русский
Театр второй половины XIX века неразрывно связан с именем Островского, который внес неоценимый вклад в историю театра. В период творчества А.Н. Островского Малый театр сохранял положение главного центра театральной культуры. Его звали “Домом Щепкина”, в нем живы были и развивались традиции отца сценического реализма. Вместе с тем Малый театр по праву зовется “Домом Островского”.
Иностранные театры в столицах существовали на казенные деньги. На их содержание отпускалось гораздо больше средств, чем на русские театры. Так, лучшим итальянским актерам в год платили 30 000 рублей, французским - 10 000 рублей, а русским всего 1400 рублей.
В период подготовки буржуазных реформ правительственные круги обсуждали и некоторые вопросы преобразования театра. Так, в 1856-1858г.г. работал секретный театральный комитет. Хотя этот комитет и мог поставить вопрос о ликвидации правительственной театральной монополии, убыточной для государства с финансовой стороны, театральная реформа, однако, не была проведена.
К началу второй половины XIX века в музыкальной культуре России уже сложились прочные национальные традиции, ведущие начало от творчества Глинки и Даргомыжского. В это время четко обозначаются пути развития русской оперы, симфонизма, русского романса и других важных направлений музыкального творчества. Общий подъем культуры в 60-е годы способствовал бурному расцвету русской национальной музыки, углублению ее реалистических традиций, пропаганде музыкальных знаний и музыкальных кадров. В условиях, когда русская профессиональная музыка была призвана стать музыкой для широких народных масс, особую остроту приобретал вопрос о профессиональном музыкальном образовании.