Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит подробные ответы на билеты по "Культурологии".

Работа содержит 1 файл

Ответы.docx

— 262.30 Кб (Скачать)

 

 Но Родиной Просвещения  является Франция где для мыслителей эпохи Просвещения был характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Они сочетали зрелую философичность мысли с юношеской влюбленностью в поэзию, увлеченность естественнонаучными и математическими исследованиями — с постоянным участием в общественно-политической жизни своих стран. Ярчайшим памятником эпохи Просвещения является созданная во Франции “Энциклопедия искусств, наук и ремесел” (1751-1780), грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. “Энциклопедия” стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний XVIII века, но и грандиозным гимном силе разума и прогресса, декларировавшим новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран. Душой этого поистине эпохального мероприятия был Дени Дидро, прославившийся не только как критик и общественный деятель, но и как талантливейший литератор и теоретик искусства.

 Острая литературная  борьба в XVIII веке велась прежде всего вокруг возникшей в это время совершенно новой эстетической позиции, сформулированной прежде всего французскими просветителями, основным требованием которой было активное вмешательство художника в общественную жизнь. В рамках этого подхода среди многообразия литературных школ и направлений наиболее ярко вырисовываются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был как основателем и главой школы французского материализма в философии, так и создателем школы реализма в литературе и искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отражение процесса отчуждения личности в западноевропейском искусстве XIX века.

Социальное и духовное отчуждение. Отчуждение стало одной  из важнейших характеристик индустриального  общества. Из сферы производственных отношений отчуждение распространилось и на социальные нормы.

Колониализм. Подчинение более  отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением  политического и экономического господства, а сопровождалось подавлением  локальных культур во имя универсализма  западной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштабный характер.

Антагонизм человека и  техники. Наступление техницизма всегда встречало противодействие со стороны  гуманитарно ориентированных слоев интеллигенции. Именно антагонизм техницизма и контркультуры является важной характеристикой культуры индустриального общества.

Экологические границы индустриализма. Индустриальное общество основано на «жестких» технологиях, осуществляющих принцип «человек-покоритель природы». Природа рассматривается как  внешний объект, а не как среда  обитания. Хотя такая мировоззренческая  установка способствовала высокой  эффективности производства, она  же стала причиной глобальных процессов  экологической деградации. Другим следствием стала чрезмерная урбанизация планеты, создавшая тяжелые условия для  физического существования человека.

Особенности и противоречия культуры буржуазного индустриального  общества нашли свое продолжение  и в современном постиндустриальном обществе.

Духовная культура XIX в. развивалась  и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов  в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей  буржуазного образа жизни, с одной  стороны, и критическом неприятии  буржуазного общества, с другой. Отсюда -- появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.

Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения  в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Художественная культура эпохи романтизма.

Романтизм в своем конкретно-историческом выражении в различных видах  искусства и литературы давно  закончил свое развитие как основной, доминирующий на протяжении нескольких десятилетий в свою культурную эпоху, метод художественного освоения действительности. Однако творения романтиков остались бессмертны, представляя собой  бесценный вклад в сокровищницу человеческой культуры. В романтизме внутренний мир души человека, «сокровенная жизнь его сердца», раскрылся  наиболее полным образом; свобода и  необходимое направление развития были даны всем неопределенным стремлениям  к лучшему, возвышенному, стремящемуся находить удовлетворение в идеалах, творимых фантазией.

Истоки романтизма как  совокупности идейно-эстетических, философских, художественных принципов, в той  или иной мере определявших различные  формы общественного сознания, несомненно – в классической немецкой философии, в первую очередь – в учениях  идеализма, в эстетических теориях  и концепциях позднего просветительства, в частности – культуртрегерства. Большинство представлений о  романтизме и многие домыслы о нем, спорные вопросы его изучения – связаны с трансформацией самого этого направления идеологической жизни эпохи. Значительные изменения в общественной жизни отдельных стран и Европы в целом, в национальных литературах (главным образом – в Германии и немецкой литературе) привели к тому, что изначальная революционная литературная доктрина стала основой народнической, консервативной по духу, идеологической доктрины. Сам по себе феномен романтизма чрезвычайно сложен и в своей многогранной разноликости, и в глубокой противоречивости. Актуальность этой научной проблемы не уменьшилась с течением времени, только возрастает, поскольку романтизм, столь уже от нас далекий хронологически, простирает свое эстетическое и идейно-философское влияние до наших дней.

Залогом поразительного успеха современного – романтического искусства  – один из выдающихся теоретиков романтизма Ф. Шлегель считал смелое соединение «интереса к реальности» с  идеалом. «Прекрасной заслугой современной  поэзии является то, что многое доброе и великое, которое недооценивалось, вытеснялось, отвергалось в конституциях, в обществе, школьной премудрости, находило у нее то защиту и убежище, то заботу и родину. Сюда, как в единственное чистое место греховного столетия, сложили немногие благородные люди, словно на алтарь человечества, цветы  своей возвышенной жизни, лучшее из всего, что они сделали, мыслили, чем наслаждались и к чему стремились»[1].

 

На исходе века Просвещения, давшего цивилизацию и культуру всему человечеству и прошедшего под знаком французской революции, остро обозначился кризис рационализма и человеческого знания вообще. Рухнули  казавшиеся незыблемыми вековые  феодальные институты, порвались все  прежние экономические и социальные, нравственные и этические, правовые связи между людьми. Полную отчужденность  от высоких гуманистических идеалов  демонстрировали иные популярные в  те годы «ведущие умы», писатели и поэты, «насмешники», но не наставники нации  и учителя народа. Просветительская идеология оказалась идеологией «буржуазных иллюзий». Яркие и  привлекательные, сколь и абстрактные, лозунги всеобщей свободы, равенства  и братства выглядели жестокой насмешкой  в эпоху, когда вся Европа превратилась в обширный театр бесконечных  военных действий: «целый свет ждал своей участи».[2] Немцам пришлось пережить «национальное унижение» – оккупацию  Германии наполеоновскими «освободительными» войсками в 1806 году. Русским еще предстояло защитить свою независимость и свободу  в Отечественной войне 1812 года, многое изменившей в умонастроениях русского общества, до того преклонявшегося  перед французской культурой. Уроки  французской революции (Ф. Шлегель  называл ее «универсальным землетрясением») более вдохновляли консерваторов, нежели «друзей народа». Просветительская вера в развитие как закон общественной жизни была дискредитирована; последствия  решительного разрыва со старым миром  были ужасающими. Настроения «мировой скорби» и «мрачное разочарование  человечества в своем назначении» (Ф. Достоевский) подавляли волю. Где  и в чем было искать спасения?

Романтики утверждали веру в  господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу; основанием мироздания они полагали духовное бытие. В этом была очевидная сила и таинственное обаяние романтической мысли.

Феномен культуры как целостной  системы сложен и многогранен. Культура есть явление «органическое» (И. А. Ильин), поскольку захватывает самую  глубину человеческой души и слагается  на путях живой, таинственной целесообразности.[3] Цивилизация может усваиваться  внешне и поверхностно и не требует  всей полноты душевного участия. Мировое состояние, утверждали романтики, не что иное, как осуществление  духа. Оно, согласно Гегелю, принимает  конкретные формы, проявляясь в состоянии  образования, наук, религии, искусства  и т. д. Культура внедрена во все сферы  человеческой деятельности. Но для  чего человеку культура? В чем ее предназначение в жизни человека и общества? Прежде всего, как и  все другие виды деятельности, культура является специфическим способом утверждения  человека в мире. Культура создается  именно духовной, свободной по своей  сути деятельностью человека, в которой  он воплощает свои творческие потенции; в каждом его творении надо искать воплощение его духовного мира, характера, таланта.

Искусство, способное проникать  в глубинную суть явлений и  всего существующего, призвано не просто и не только отобразить в специфических художественных формах всеобщее состояние мира, а перейти от этого неопределенного представления к образам, воплощающим «определенные характеры и действия»[4]. Литература – один из «языков» культуры. Всякое классическое воспитание и высшая культура духа основываются, был убежден Ф. Шлегель, на таких общепризнанных мировых шедеврах, как величественные гомеровские поэмы или же «Божественная комедия» Данте, необычайно искусный роман Сервантеса «Дон Кихот» и подобные им книги, «глубочайшие создания» человеческого ума и фантазии.

Общие принципы развития и  функционирования культуры, ее базовые  характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества, типологически едины. Специфика  каждого типа культуры на первый взгляд неочевидна, поскольку процессы, определяющие жизнедеятельность общества и личности, гуманистические параметры ее саморазвития, вроде бы одинаковы. Саму сущность культуры, ее структуру, характер культуротворчества, связи его с другими формами человеческой деятельности, общественных отношений и духовной жизни людей изучает теория культуры. В систему культурологического знания входит морфология культуры, которая занимается отбором, систематизацией и исследованием фактов культуры, т. е. объективных, предметных результатов культуротворчества, которые осваиваются людьми в их деятельности и тем самым передаются из поколения в поколение, образуя культурную традицию. В целостном оригинальном феномене культуры история занимает особое место. Именно история культуры дает понимание культуры эпохи как составной части единой общечеловеческой культуры, синтезируя различные области культуротворчества (материального, социального, духовного), философию, религию, искусство, этику.

Вопрос о судьбах культуры – это вопрос о судьбах мировой  цивилизации. Народ может иметь  древнюю и утонченную духовную культуру, но в вопросах внешней цивилизации (одежда, жилище, пути сообщения, промышленная техника и т. д.) являть картину  отсталости и первобытности. Народ  может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка. Современные достижения человечества поражают воображение; совершенствуются средства информации, связи, передвижения, расширяется в невиданных масштабах  производство предметов потребления, быта, отдыха, способствующих комфортности жизни. Однако в недрах цивилизации  нарастает разрушительный потенциал, грозящий гибелью «оснований планетарного бытия». Брошен вызов культуре. Настораживают  противоречивые, если не сказать ужасающие, итоги XX века с его двумя мировыми войнами, бесконечными социальными  и расовыми конфликтами, угрозой  применения оружия массового уничтожения, обесцениванием человеческой жизни, возвращением к языческим идолам, оккультизму. Развенчан один из мифов идеологов  Просвещения – вера во всемогущество  человеческого разума, его гуманистическую  направленность и неодолимость прогресса. На уровне массового сознания это  породило безнадежный пессимизм  и ложный оптимизм. Единственный путь спасения человечества – обращение  к культуре в самом широком  смысле, включая всю систему гуманитарного  знания, великие, тысячелетиями создававшиеся  духовные ценности религии, философии, искусства, литературы, этики, традиции жизни. Романтическое наследие в  этом актуализированном контексте  бесценно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реализм творческий метод и художественное направление второй половине 19 века.

Теоретико-эстетический позитивизм, оказывавший столь огромное воздействие  на европейскую, в том числе и  русскую, литературную мысль во второй половине XIX в., со всей очевидностью обнаружил  на рубеже двух столетий кризис своей  методологии. В некоторых литературоведческих  вариантах позитивизм имел определенные, порой значительные, достижения. Это  относится, прежде всего, к так называемым академическим школам в литературоведении, сосредоточившим преимущественное внимание на исторических аспектах литературного  процесса. Замечательная систематизация историко-литературных фактов даже без  их серьезного генетического объяснения имела немаловажное значение.

 Но, конечно, развитие  науки о литературе осуществлялось прежде всего и процессе преодоления позитивизма. Так происходило, в частности, тогда, когда исследователь пренебрегал обязательными философско-позитивистскими рекомендациями относительно установления пресловутых «факторов», якобы влиявших на литературное развитие, а рассматривал художественные явления широко, вне схем, в свободном взаимодействии и индивидуальном своеобразии. Впрочем, такой протест против концепции позитивистского детерминизма порождал другие крайности — теории имманентности, преувеличение автономности художественных явлений. Достоинством такого преодоления позитивизма было углубленное внимание к индивидуальному художественному факту и к его большому историко-литературному функционированию. Это особенно отчетливо выразилось в компаративистских и «психологических» направлениях литературоведческой мысли. В целом, конечно, и эти направления имели своим методологическим фундаментом философско-эстетический позитивизм; они не преодолели описательности, не овладели принципами конкретно-исторического анализа и синтеза.

 Уязвимость позитивистской  методологии бросалась в глаза  при попытках ее использования  в характеристике современных  литературных процессов и особенно в случаях прогнозирования будущего художественного развития. Ни в том, ни в другом случае позитивизм не мог дать сколько-нибудь убедительных выводов и ответов.

 Рубеж двух веков — период чрезвычайно усложнившихся связей между литературой и общественной жизнью, литературой и новым читателем, активным участником этой жизни, период формирования нового содержания искусства, особенно его активной, «субъективной» стороны — той художественной тенденциозности, которая тогда же получила название партийности, период крупных изменений в господствовавшем во второй половине XIX в. реалистическом направлении, в творческом методе, определявшем данное направление.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"