Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит подробные ответы на билеты по "Культурологии".

Работа содержит 1 файл

Ответы.docx

— 262.30 Кб (Скачать)

Стремление человека понять и осознать окружающую его природу  создало образы невиданных и невидимых  существ, управляющих миром. Эти  существа находились во всем, что окружало человека - именно так человек определил  осмысленность существования мира и себя самого на той первоначальной стадии. Чем больше человек углублялся в понимание смыслов, окружающих его, тем больше картина мира представлялась ему цельной, созданной великим  и могущественным силой или существом.

  1. Искусство и религия в средневековой культуре.

Для средневекового искусства  характерна тесная связь с религией, выработка различных канонов, которые  разрабатываются в христианстве, мусульманстве, буддизме. Искусство  уделяло внимание прежде всего духовной жизни человека. Изображение являлось комментарием священного текста и призвано было помочь человеку в понимании божественных истин, сосредоточить его мысли на Вечном.

Господствующим видом  искусства была архитектура, подчинившая  себе др. виды пластических искусств. Однако, если в европейской, дальневосточной  и индийской культуре изобразительные  искусства (живопись, скульптура) процветали, то в мусульманской они существовали в весьма ограниченном объёме в связи  с запретом на создание изображений  одушевлённых существ. Главным средством  украшения зданий становятся различные  виды орнамента, имеющего религиозно-философскую  символику. В наибольшей степени  развитая система знаков и символов, связанных с религией, сложилась  в христианском средневековом искусстве.

 В христианской средневековой  культуре выделяют искусство  Византии, Древней Руси и Западной  Европы. Собственно средневековому в Восточной и Западной Европе предшествовал период раннехристианского искусства(2–5 вв.). Эпоха Раннего Средневековья (6–9 вв.) – период поиска и становления художественных форм, соответствующих христианскому вероучению и новому типу мышления. К 10 в. в византийском искусстве складываются каноны в написании икон, тип крестово-купольного храма и система расположения мозаик и росписей на его стенах. В Западной Европе в 10 – нач. 11 в. господствует романское искусство, которому на смену, начиная с сер. 12 в., постепенно приходит готика. Мусульманское искусство, как более молодое по сравнению с христианским, многое заимствовало из достижений последнего, творчески их переработав. Между различными странами и регионами в эпоху Средневековья шёл плодотворный творческий обмен, взаимно их обогащавший.

  1. Искусство ренессанса. Северное и итальянское возрождение.

"Возрождение" (Ренессанс)  – термин, введенный архитектором, живописцем и историком Джорджо  Вазари для определения эпохи,  в которую культурное движение  было призвано возрождать античность  и открывать перспективы развития  западной культуры. Эпоха Средневековья  рассматривалась как перерыв  в развитии культур, представляла  собой период варварства и  невежества. Возрождение зародилось  в Италии, и было связано, прежде  всего, с появлением в феодальном  обществе буржуазных отношений,  и как следствие – возникновение  нового мировоззрения. Началось  возвращение к забытым достижениям  античной культуры. Все перемены  в наибольшей степени проявилось  в творчестве людей искусства. 

 Рост городов и развитие  ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия  конца XV и начала XVI века, изменили  жизнь средневековой Европы. Городская  культура создавала новых людей  и формировала новое отношение  к жизни. Появилось книгопечатание, которое открыло возможности  для распространения литературных  и научных произведений.

 В это время итальянское  общество начинает активно интересоваться  культурой Древней Греции и  Рима, разыскиваются рукописи античных  писателей. Все более самостоятельными  и независимыми от церкви становятся  различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука. В центре  внимания в эпоху Ренессанса  был человек, поэтому мировоззрение  носителей этой культуры обозначают  термином “гуманистическое” (от  лат. humanitas - человечность). Для итальянских гуманистов главным было – направленность человека на самого себя. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках, он наделен Богом свободой воли.

 Гуманисты Возрождения  полагали, что в человеке важно  не его происхождение или социальное  положение, а личностные качества. В качестве “идеального человека”  признавалась сильная, талантливая  и всесторонне развитая личность. Главным достоинством личности  стали считаться гражданские  добродетели. «Надо судить о  человеке по качествам его,  а не по нарядам», как остроумно  говорит один древний автор,  «знаете ли, почему он вам кажется  таким высоким? Вас обманывает  высота его каблуков: цоколь –  ещё не статуя. Измеряйте человека  без ходулей. Пусть он отложит  в сторону свои богатства и  звание и предстанет перед  вами в одной рубашке».№ 

 Гуманистов вдохновляла  античность, служившая для них  источником знаний и образцом  художественного творчества. Искусство  Возрождения заложило основы  европейской культуры Нового  времени. Все основные виды  искусства — живопись, графика,  скульптура, архитектура - очень  изменились.

 В эпохе итальянского  Возрождения принято выделять  несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII—XIV в.), раннее  Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение  (конец XV — первые десятилетия  XVI в.), позднее Возрождение (последние  две трети XVI в.).

Первые три десятилетия  культурного развития Италии в XVI в. на редкость богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного  и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых  мировоззренческих позиций, а разных видов искусства – на основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и  широкое признание в итальянском  обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного  развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущественно на неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля. Эстетика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих мастеров – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо, Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о любви. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и художественного стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в культуре Высокого Возрождения.

К ценностям Ренессанса активно  приобщались не только придворно-аристократические  круги, но и часть духовенства  католической церкви. Меценатство стало  весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В стране, где  сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей, привлекавших к  себе на службу художников и архитекторов, литераторов и историков, политических мыслителей и философов, оказывались  главнейшими средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителей Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником средств существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика.

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных  явлений. Они очевидны в зарождающейся  драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в  борьбе с роковыми силами, противостоящими  ему. Признаки наметившихся кризисных  явлений складываются и в резко  проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и  трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального земного града.

Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления. С этим связано появление маньеризма – нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности, рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на «подражание» натуре, а на «преображение» ее. «Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе – прежде всего творчество поэтов». К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное направление – барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

 СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Возрождение представляло собой  международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Сегодня  появился специальный термин «Северное  Возрождение», который описывает  особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают  «не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности  Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного  Возрождения было то, что оно происходило  в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран  в силу исторических причин отсутствовало  такое обилие памятников античности, как в Италии».

Реформация (от лат. reformatio – преобразование) представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики.

Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483–1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы  католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства  вообще, права Церкви на земельные  богатства, отвергая католическое Священное  предание в целом. Под идейным  знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524–1526 гг. в Германии, Нидерландах  и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в  узком смысле реформация – проведение религиозных преобразований в его  духе).

Немецкое Возрождение  стало завершением духовного (лютеранская  реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. С творчеством трех художников – Грюневальда (между 1470 и 1475–1528), Дюрера (1471–1528) иГольбейна Младшего (1497 или 1498–1543) – связан «золотой век» немецкой живописи. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения.

Выдающимся представителем Возрождения в Германии, творчество которого определяло немецкое искусство  в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры  Дюрер. Считается, что Дюрер был  равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра  занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками –  от серебряного штифта и тростникового  пера до итальянского карандаша, угля, акварели Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов – крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).

Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он – единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».

Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд и Лукас Кранах Старший (1472–1553).

Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок) Гольбейна  Младшего, его картинам на религиозные  темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства  Ренессанса, монументальная цельность  композиции («Мертвый Христос», 1521). Грюневальд, жизнь которого еще мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения: чувства для него господствуют над разумом, a субъективность – над объективным анализом. Гений художника воплотился в главном произведении – «Изенгеймском алтаре» (1512–1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество, связанное с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма.

Среди талантливых творцов  немецкого Возрождения почетное место занимает портретист Лукас  Кранах Старший, придворный художник Фридриха Мудрого и друг М. Лютера, благодаря деятельности которого особое развитие получил пейзаж. Он положил начало школе пейзажа, известной под названием Дунайской школы.

Английский Ренессанс  прославился не столько живописью  и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI – начало XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564–1616). Конец XVI века – период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его именуют еще «елизаветинской эпохой». Вырос престиж театра; актеров, ранее презираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож. В 1576 году в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже несколько. Труппа Шекспира, получившая в 1589 году статус королевской, сменила не одну сцену, пока, наконец, в 1598–1599 гг. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр «Глобус». Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.

Первые комедии Шекспира, в частности «Много шума из ничего» (1598), проникнуты оптимизмом. Однако на рубеже XVI и XVII вв. его мировосприятие изменилось. Последние годы правления  Елизаветы были отмечены народными  волнениями и экономическим упадком. Падал авторитет государства  и Церкви. В трагедиях «Ромео и  Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Герои Шекспира – мыслящие, чувствующие  и страдающие личности, которые переживают утрату жизненных ориентиров, а окружающий мир неспособен помочь им обрести  себя.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"