Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия культура.
2. Культурология как наука: статус, предмет, методы.
3. Структура культуры. Понятие материальной и духовной культуры.
4. Соотношение официальной культуры, субкультуры и контркультуры.
5. Понятие высокой и элитарной культуры.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 114.35 Кб (Скачать)
  1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия культура.

Подходы понимания:

  1. Ценностный – совокупность материальных и дух.ценностей, создаваем.людьми
  2. Философско-пнтропологический – результат саморазвития, разума и нравственности, исключая социальный фактор
  3. Социальный – в любом общ-ве сущ-ют некие культурно-творческие силы, кот.не дают ему скатиться к состоянию хаоса (формируют культуру)
  4. Деятельностный – культура – результат деятельности человека

Культура – вторая природа, имеющая  искусственное происхождение.

Культура – совокупность артефактов.

Культура  – совокупный способ и продукт  чел.деятельности +внутренний мир человека.

 

  1. Культурология как наука: статус, предмет, методы.

Лесли Уайт – основоположеннник  культурологии (Конец 40х – начало 50х гг)

Культурология носит интегративный  хар-р. Возникла на междисциплинарном  стыке.

Этапы становления  к-ры:

  1. Философский (5-3в.до н.э.) – попытка объяснить культуру на уровне высоких абстракций
  2. Эмпирический (конец15в.) – процесс накопления экспериментального материала благодаря ВГО и проникновению европейцев на др.континенты и страны
  3. Становление культурологии как науки (вт.пол.19в.) – Систематизация знаний
  4. Эвристический – раскрытие творческого потенциала К.с тем, чтобы использ-ть ее в междисциплин.исследов-ях.

Предметом культурологии явл-ся весь мир человека как сфера и результат его деят-ти.

Методы культурологии:

    • Сравнительный анализ -  позволяет обнаруживать общие закономерности культурного процесса
    • Культурологическая реконструкция -  моделирования К.в качестве целостной системы
    • Метод проблематизации – выделение проблемы, без кот.понять культ-ию невозможно (в средневековье – религия)
    • Метод актуализации – сопоставления разных к-р.

 

 

    1. Структура культуры. Понятие материальной и духовной культуры.

 
Структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.С другой стороны, это "живая" (т.е. сиюмоментная, сегодняшняя) человеческая деятельность. 
В зависимости от носителя к-ру можно разделить на мировую и национальную культуру. 
1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. 
2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности

Материальная к-ра явл-ся результатом не только материального произв-ва, но также включает в себя к-ру труда, жилища (топоса), к-ру своего тела и физич.к-ру.

Духовная к-ра – сложное многослойное образование, включающее познават.к-ру, нравственную, правовую, религиозную, эстетическую и худож-ую.

Между этими к-ми не существует четких границ. Критерием отнесения объекта к матер.или дух.к-ре являются те потребности чел-ка, кот.он призван удовлетворять в первую очередь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Соотношение официальной   культуры, субкультуры и контркультуры.

Ценности, нормы, установки, разделенные  большинством общ-ва, составляют доминирующую или официальную культуру. Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от сложности организации данного общества и количества населения страны.В то же время общество включает группы людей, которые развивают определённые культурные комплексы, характерные только для этих групп, такие группы называют субкультурами.

Ценности, образ жизни, стиль поведения, язык, характерные для той или  иной соц.группы, называется субкультурой.

Субкультура автономна, однако не противостоит официальной и не пытается ее вытеснить. Она служит своеобразным средством  самоидентификации человека.

Однако в каждой субкультуре  присутствует контролируемый потенциал, который при определенных обстоятельствах (напр.:кризис) может способствовать перерастанию субкультур в культуру (напр.:христианство) в условиях кризиса.

Контркультура — специфический вид субкультуры. Течение, которое отрицает ценности и противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

Контркультура - это субкультура, резко  отличающаяся от господствующей и являющаяся прямым вызовом ей.

Появление контркультурных тенденций  вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует  реалиям нового времени. Поэтому  контркультура появляется как отрицание  устаревших культурных форм, как утверждение  новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных  тенденций является потребность  в самоутверждении.

 

5 Понятие высокой и  элитарной культуры.

Высокая культура- произведения лит-ры и искусства, исследующие жизнь человека и общ-ва во всех ньюансах их проявления, поднимающие вечные и приходящие ценности.

Доступна достаточно широкому кругу  потребителей, но воспринимается напряжением  души и разума.

Высокая к-ра = классика

Элитарная к-ра – крайне субъективна и по форме, и по содержанию, в центре ее художник, вокруг кот.вращается весь остальной мир. Кредо выразил Пабло Пикассо: «Я пишу не то, что вижу, а так, как мыслю». Это все направления авангарда и отчасти пост-модернизм.

Для восприятия этой к-ры требуется  спец.подготовка.

Элитарная к-ра = заповедник для избранных.

 

6 Народная и  массовая культуры: общая характеристика

Народная к-ра возникает вместе с этносом, носит ярко-выраженный национальный хар-р, анонимна.

Массовая к-ра развив-ся вместе с буржуазными отнош-ми, достигает своего пика в середине 20в.с развитием электронных СМИ; интегративна по своей сути, всегда имеет автора.

Популярность массовой к-ры объясняется простотой восприятия. Масс.к-ра эксплуатирует основные инстинкты  человека (Агрессия, либидо – по Фрейду)

В массовой к-ре выделяют:

  1. Высокую массовую к-ру, вплотную примык.к элитарной
  2. Посредственная масс.к-ра
  3. Вульгарная масс.к-ра

 

    1. Функции культуры.
  1. Адаптивная – ф-ция приспособл-я к окр.миру и себе подобным
  1. Познавательная – имеет 2 вектора: 1 – направл.на изучение внешнего мира, 2 – во внутрь, на познание себя самого
  2. Информативная – предполагает передачу опыта от поколения к поколению
  3. Аксеологическая (ценностная) – предполагает выработку сис-мы ценностей и опред-е их иерархий
  4. Коммуникативная – язык письменный, устный, специальный
  5. Нормативно-регулятивная – разработка норм, правил, стандартов, регламентир.ф-ции общ-ва
  6. Социальная – состоит во включении человека в об-во: семья, СМИ, школа и др.

Воспитательная -  воспитательная – культурология воспитывает в человеке положительные социальные потребности, формирует идеалы, к которым он стремится, совершенствует внутренний мир человека и при этом организацию общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Культура и цивилизация.

Культура возникает вместе с  этносом; фиксирует уникальность, неповторимость (язык, история, традиции, гео);  характер-т  духовный компонент (в т.ч.религию); процесс.

Цивилизация появляется на определенной ступени развития челов.общ-ва;  подчеркивает общее, характ.различные социумы; тяготеет больше к матер.-производ.характеристикам; результат.

Тем не менее, к-ра и цивил-ция неразрывно связаны между собой. К-ра порождает  цивил-ю, кот.явл-ся обязат-ой ступенью в развитии каждой к-ры.

 

9. Типология культуры: основные  подходы

Подходы понимания культуры:

  1. Ценностный – совокупность матер.и дух.ценностей, создаваем.людьми
  2. Философско-антропогенный – результат саморазвития, разума и нравственности, исключая социальный фактор
  3. Социальный – в любом обществе сущ-ют некие культурно-творческие силы, кот.не дают ему скатиться к состоянию хаоса (формируют культуру)
  4. Деятельностный – культура – результат деятельности человека

 

  1. Конфуцианско-даосистский тип культуры

Особенностью китая явл-ся то, что  в основе культуры не религия, а ритуализированная  этика.

В эпоху династии Чжоу (XI в. до н.э) - культ Неба и Чжоу. На Небо перешло  представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем. Чжоуский ван (правитель) стал считаться  сыном Неба, а китайская империя - Поднебесной. Считалось, что великое  Небо карает недостойных и вознаграждает  добродетельных.

Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который  они включали собственно Китай и  окружающую его варварскую периферию.

Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного тождества  противоположностей, где многое и  единое не отрицают друг друга, все  различия относительны. В каждом явлении  природы, будь то цветок, животное, или  водопад, просвечивается богатство  всей природы, ее мудрость.

Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому  его не нужно переделывать.Творчество принадлежит Небу. Поэтому китайский мудрец говорил: "Я излагаю, а не говорю". Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Ему китайцы обязаны художественно-эстетической практикой, которая и по сей день, поражает человечество своей близостью к природе.

Творец Даосизма Лао Цзы: «Необходимо следовать дао (путь), ибо человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует дао, а дао следует естественности».

Дао - это нечто всеобъемлющее,все и ничто, оно стоит надо всем и царит во всем.

Природа рассматривает Дау как  абсолютное соверш-во, поскольку она  постоянно изменяется.

Второе начало китайской культуры - конфуцианство. Его создатель - Кун Фу-цзы. Идея: Люди страдают потому, что в стране царит хаос, а для того, чтобы избавиться от него, следует возвратиться к дедовским обычаям и порядкам. Но сделать это нужно сознательно: каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны. Лишь тогда общество исцелится от своего недуга. Это открытие и легло в основу конфуцианской этико-социальной программы, задавшей вектор культурно-исторического развития Китая.

Конфуций создал крепкое сильное  централизованное гос-во, где верхи  – это те, кто думают и отдают распоряжения, и низы – те, кто  слушают и выполняют.Разделение проходит по критерию образованности, образов-е – одно из центральных  ценностей.

 С точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание  непосредственно от природы. Природа  награждает ее талантом, и ее  талант - следствие могучего творческого  процесса в природе.

№1 – «Сяо» - сыновья почтительность.

 

  1. Индо-буддийский тип культуры 
  2. Космическое мировидение.

Все существующее в миречастицы  единого всеобъемлющего целого, единого  организма Космоса/Абсолюта/Брахмана. Космос – живой одухотворенный мир. Самопогруженное сомнамбулическое сознание существует во всей материи, нет ничего неодушевленного. Жизнь  каждого живого существа соответствует  ритму бытия

  1. Религиозно-этическая доминанта. 

Праведная жизнь, поддерживающая божественный космический порядок  находится в центре внимания индо-буддийского  типа ментальности. Процессы природы  неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны  религиозным предписаниям. Поведение  подчиняется религиозно-этическим  предписаниям.

  1. Дхарма-  обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны ыполнять свой долг
  2. Карма – сумма праведных и неправедных дел живого существа, определяющая его судьбу в последующих перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и проч. в последующих воплощениях. Последствия совершенного зла нельзя исправить покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений – соединение с Абсолютом.
  3. Сансара – повторяющиеся циклы рождения и смерти в материальном мире.
  4. Мокша – преодоление закона кармы, освобождение от оков материального существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом, вечное блаженство

        7. Равновесие  двух полюсов жизненных целей. На одном полюсе жизненный целей, заявленных в кульуте, – отрешенность от мира, аскетизм, самоуглубленность. Посох отшельника стал одним из символов индо-буддйской культуры.На другом полюсе – жизнерадостность, гедонизм, беззаботность. Гедонизм никогда не осуждался традиционными этическими нормами.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"