Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия культура.
2. Культурология как наука: статус, предмет, методы.
3. Структура культуры. Понятие материальной и духовной культуры.
4. Соотношение официальной культуры, субкультуры и контркультуры.
5. Понятие высокой и элитарной культуры.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 114.35 Кб (Скачать)

Представители: Джордани Бруно, Кардана (врач, математик), Николо МакКнавели

 

 

 

28 Искусство итальянского  Возрождения как отражение нового  мироощущения.

Из-за переходного  характера эпохи Возрождения  хронологические рамки этого  исторического периода установить довольно трудно.

 Признаки: гуманизм, антропоцентризм, модификация  христианской традиции, возрождение  античности

 хронология : Проторенессанс (дученто и треченто  – XII-XIII – XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение  (кватроченто XIV-XV вв.), Высокое Возрождение  (чинквеченто XV-XVI вв.).

 Итальянское Возрождение  представляет собой не одно  общеитальянское движение, а ряд  либо одновременных, либо чередующихся  движений в разных центрах  Италии. Раздробленность Италии  служила здесь не последней  причиной. Наиболее полно черты  Возрождения проявились во Флоренции,  Риме. Милан, Неаполь и Венеция  также пережили эту эпоху, но  не столь интенсивно, как Флоренция.

Почему в культуре и  эстетике Возрождения присутствовала такая четкая ориентация на человека? С социологической точки зрения причиной независимости человека, его  растущего самоутверждения стала  городская культура. В городе более  чем где-либо человек открывал достоинства  нормальной, обычной жизни. Это происходило  потому, что горожане были более  независимыми людьми, чем крестьяне. Немалую роль в формировании особого менталитета играло и простое товарное производство. Итальянские города расцвели не только в силу указанных причин, но и из-за активного участия их в транзитной торговле. (Соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов даже являлось одной из причин раздробленности Италии). В VIII-IX веках Средиземное море вновь становится местом сосредоточения торговых путей.

Новое нарождающееся мироощущение человека нуждалось в мировоззренческой  опоре. Эпоха Возрождения — это  обращение к античности. Но вся  культура этого периода лишний раз  доказывает, что Возрождения в  чистом виде, Возрождения как такового не бывает. Бог становится ближе  к человеку. Он мыслится пантеистически (бог слит с миром, он одухотворяет мир). Поэтому-то мир и влечет человека. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной  из главных мировоззренческих задач  эпохи Возрождения.

Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в  мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает  такой пристальный интерес к  визуальному восприятию, отсюда –  расцвет пространственных видов  искусства (живописи, скульптуры, архитектуры.). Ведь именно эти искусства, по убеждению  деятелей Возрождения, позволяет более  точно запечатлеть Божественную красоту. Поэтому культура Возрождения  носит отчетливый художественный характер. Противоречивость культуры Возрождения: радость самоутверждения и трагизм  мироощущения. Наличие этих двух перекрещивающихся  тенденций (античность и модификация  католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения. С  одной стороны, человек Возрождения  познал радость самоутверждения, с  другой стороны, постиг всю трагичность  своего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом.

 

 

29 Специфика Северного  Возрождения.

Сев.Возр.распространяется на страны севернее Альп (Германия, Англия, Франция, Недерланды и др.) Возникло под влиянием Итальянского Возр.

Черты:

    • Элитарная к-ра (носители – образ.слои общ-ва)
    • Антропоцентризм – человек подним-ся до уровня Бога
    • Диалогичность
    • Ярко выраж.нац.хар-р, патриотизм
    • К-ра сев.возр.формировалась двумя тенденциями:
    1. Светский гуманизм
    1. Движ-ие за реформу церкви
    • Гуманизм (В отличие от Ит., Сев.Гум.складывался на базе университетов и даже спец.кафедр)

Представители: Эразм Роттердамский (Нидерланды)

                             Иоган Рейтхлин, Ульрих фон Гуттен (Германия)

                             Томас Мор (Англия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 Реформация как культурное  явление. Новая протестантская  этика.

Реформация – широкое религиозно-политич.движ-е, направл.на реформу католич.церкви,результатом  кот.стал раскол последней и отделение  от нее новой ветви – протеставнства, представл.3мя основными конфессиями:

    • Лютеранство
    • Кальвенизм
    • Англиканство

Начало реформ-ции связывают  с именем Мартина Лютера – нем.священника, кот.31.10.1917г.на дверях своей церкви в  Виттенберге, прибил 95 тезисов, направл.на реформу католич.церкви . Основная суть – возращ-е к начальному католицизму.

Основные положения:

    1. Путь спасения лежит через глубокую личную веру
    2. Между верующим и Богом  не должно быть никаких посредников, а свою жизнь верующий сверяет со свящ.писанием. Для этого Лютер перевел библию на нем.язык с латыни (20лет!)
    3. Запрет на индульгенцию и отмена института монашества
    4. Отмена института папства (папа – сын сатаны)
    5. Максим.уменьшение культа (церк.обрядов). Из 7 Лютер оставил только 2: крещение и причещение
    6. Отказ от поклонения иконам, св.мощам, отказ от культа Божьей матери и всех святых

Новые ценности:

    1. Новое отношение к человеку и его роли в общ-ве. Главная роль – труд, трудиться с полной отдачей сил

Наградой за такой труд явл.Божье  внимание в виде заработ.денег. деньги, зараб.честным трудом – божий  знак милость. Против бродяг примен-ся принудит.работа

    1. Новое понимание милосердия – «дать не рыбу, а удочку», т.е.дать возможность заработать.
    2. Крайний аскетизм – пустая трата денег очень порицалась (грех!)
    3. Принцип предопределенности: «Все в руках божьих». Все воспринималось как испытание.

 

31  Культура XVII века: своеобразие эпохи и новый тип ментальности.

17в. – век безбожья: одни ценности  уходили в прошлое, другие только  формировались.

17в. – фейерверк научных открытий, особенно в области естественных  и точных наук: медицина, математика, заложены основы генетики (Гук), физики (Ньютон), асрономии (Кипплер).

Основн.черты:

    1. Сциентизм – наука рассматривалась как одна из ведущих ссил
    2. Рационализм
    3. Антропоцентризм – «Чел. – хозяин природы; способ-ть к познанию дана человеку от природы
    4. Деизм – преуменьшение роли Бога
    5. Секуляризация – формир-ие светской к-ры
    6. Индивидуализм
    7. Полистилизм (смешение стилей) Барокко-позднее возр.-класс-зм-роккоко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32 Проблема мировосприятия  в культуре барокко.

Барокко - характеристика европейской  культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе

Возрождения, был известным возвратом  к дуализму средневекового религиозного сознания. Снова мир воспринимается в противопоставлении материального  и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В  результате возникают размышления  о первичности того или иного  начала, о господстве одного над  другим. В итоге в философии  разгорается противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и  материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т.е. борьба идеалистического и

материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма в

методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания. В конечном счете,

развитие философской мысли  в данном направлении привело  к формулированию

антиномий Канта, диалектического  мышления Гегеля.

Таким образом, идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но считает государство и церковь  силами, примиряющими конфликты жизни, придающими ей единство. Первоначально  философия стремится найти монистическое  объяснение мира (в чем единство?):

Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог - наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;

Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть, духовные элементы;

Томас Гоббс утверждает: единство - в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной властью.

Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия;

Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии мироздания, состоящей из бесконечного числа монад - самоценных завершенных жизненных организмов.

Идея  Божества - как  средоточия высшего разума, справедливости,

истины, милосердия, вносящего  стройность во все сущее, - характерна для

умонастроения эпохи.

 

33 Тематизация культуры  в Новое время: концепции Декарта.

Для понимания человека и к-ры в  Новое время было харак-но переосмысл-ие роли культурной традиции, больш-во философов  отрицали традицию, т.к.считали, что  она мешает человеку самостоятельно искать истину. Декарт рассматривал традицию как предрассудки. Утверждает, что  разум дан чел-ку от природы, и  потому же развив.на основе тех объективных законов, что и все.Задача: открыть объективные законы и найти метод управления разумом.На пути постижения законов стоит чувственно-эмоциональная сфера.Задача: минимализировать эту сферу, и тогда чел-к вооружится знанием и методом руковод-ся разумом, и даже находясь в пустыне сможет до всего дойти сам.

Основные положения  теории Декарта:

    1. К-ра – продукт челов.творения
    2. Отказ от всех традиций
    3. Поиск метода руков-ва разумом
    4. Минимализация чувств.-эмоц.сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34 Анализ культуры в  философии Джамбаттиста Вико.

Делит все науки на естественные и гуманитарные, предпочтение отдавая  гуманитарным, поскольку чел. может  познать до конца лишь то, что  сделано его руками.

На 1м месте гум.наук – история: «Историю творят люди!» Есть история  естественная и идеальная, суть кот. - логика развития событий. Логику предопределяет высший разум.

Вико вводит свою периодтизацию  истории:

  1. Век Богов
  2. Век Героев
  3. Век Людей

У истоков чел.истории стоит  религия.

Колоссальная щаслуга Вико состоит  в том, что он одним из первых говорит  об общественно-историч.сущности чел-ка, т.е.человек меняется в зависимости  от эпохи и обстоятельств, в кот.он живет. Человек выступает субъектом (сам творит историю) и объектом (явл-ся продуктом истории).

Вико вводит понятие «гражданские вещи», что имеет искусственное  происхождение (идея, предмет). Гражд.вещи постоянно обновляются, а вместе с ними и человек.

Вико одним из первых критикует  Европоцентризм.

Общая человеч.к-ра не значит единообразие. Оценивать к-ры надо исходя из времени  и места.

 

35 Культура эпохи Просвещения:  понятие, новая система ценностей.

Идеи Просвещения зарождаются  на английской почве в 17в. Представители: Джон Локк, Томас Гоббс...

Классич.вариант зародился во Франции.

Просвещение – широкое общ.-политич.движение, антифеодальное по содержанию, антиабсолютизское  по целям и революц.хар-ру. Выражало интересы 3го сословия – зарождается  буржуазия. 
Черты:

    1. Идея разумности как панацеи от всех бед. Просветители считали, что невежество – причина всех бед, проблем и неурядиц. Все идеологи просвещения разрабатывали свои образовательные программы.
    2. Идеи равенства всех перед Богом, законом и человечеством.
    3. Деизм – Бог рассматрив-ся как первотолчек, а все остальное развитие происходит по объективным законам развития природв и общества. Особой критике подвергался иститут церкви, а не сама вера: Вольтер говорит – «Раздавите гадину!» (о католич.церкви) и ему же принадлежат слова: «Если Бога не было, его следовало бы выдумать.»
    4. Просвещ-е – золотой век социальной утопии. Строились всевозможные соц.проекты на принципах справедливости и рав-ва.

Представители: Руссо, Дидро, Гольбах, Монтескье, Гильвецкий, Депанбер и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36 Анализ культуры  Ж.-Ж.  Руссо.

Руссо однозначно признает идею прогресса, однако подчеркивает его неоднозначный  хар-р.

Черты прогресса:

    1. Противоречивость. Все наши достоинства и недостатки рустут от одного корня; этот корень – свобода чел-ка, проявляющ-ся и в том числе в том, что человек поступает во вред себе. На лицо прогресс техники, науки и искусства, но регресс – в нравственности, морали.
    2. Необратимый хар-р: Назад дороги нет, т.к.изменились не только условия жизни людей, но и психич., и физиологич.характеристики. Отличительной чертой современной к-ры и общ-ва Руссо называет тотальное отчуждение, выделяя 5 типов:
    • Политическое – отчужд.правителя от интересов своих подданных
    • Экономическое – причина – частная собственность
    • Психологическое – чувство одиночества, потерянности
    • Моральное – наруш-е всех нравственных принципов во имя достижения корыстных целей
    • Общекультурное – ложь и фальшь пронизывают все сферы жизни

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"