Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:36, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению понятия культура.
2. Культурология как наука: статус, предмет, методы.
3. Структура культуры. Понятие материальной и духовной культуры.
4. Соотношение официальной культуры, субкультуры и контркультуры.
5. Понятие высокой и элитарной культуры.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ.docx

— 114.35 Кб (Скачать)

8. «Бегство от мира»  как высшая жизненная цель. Высшей жизненной целью провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Погружаясь в себя, человек соединяется с таинственной космической духовностью. Кроме того предполагается, что высшая цель достижима лишь для единиц из миллионов людей, а большинство не способно отрешиться от желаний и страстей.

9.. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека. Индийцам свойственна «неповоротливость ума там где дело касается фактов.» Они склонны интересоваться туманными абстракциями. Один из исследователей индо-буддийской культуры отметил: европеец только в тюрьме и ссылке вникает в вечные вопросы, а индиец смотрит на суетливую жизнь как на тюрьму, из которой можно выйти только путем искания.

 

    1. Теория социокультурной динамики П.Сорокина.

Петерин Сорокин – русско-америк.социолог и философ. В 1922г.по приказу Ленина был выслан из России по подписке о невыезде.

Под к-рой С.понимает большую  с-му, состоящую из:

Язык             мораль            религия

Искусство    техника           экономика и др.

Большие с-мы, имеющие сходную с-му ценностей и мировоззр-я С.называет культурными суперсистемами. (например: восток и запад)

Сорокин явл-я сторонником эволюц.развития, однако утверждает, что эволюция многолинейна и зависит от доминирующей с-мы ценностей.

С.выделяет 3 осн.типа к-р:

1) идеационный (5-12в) – к-ры  в центре кот. Бог – единств.ценность. Герои этой к-ры – святые  и грешники, но не простой человек.  Ценности все принадлежат небу  и задача ее – помощь чел-ку, приближ.к Богу, понять его.

2) промежуточный (13-15в. Раннее  Возрождение)  (идеалистич.) – ценности  этой культуры и на земле,  и на небе. Герои – и Боги, и люди, но в своих самых  лучших проявлениях.

3) чувственный (сенситивный. 16в-...) – ценности исключит-но на  земле. Герои – простые люди. Задача – помочь чел-ку расслабиться, освободить его от нравственных  и дух.влечений.

Культура переживает кризис, кот.вызван тем, что было потеряно божественное. Человек начинает рассматриваться чисто функционально как деталь организма.

Сорокин считал, что эта К.обречена на смерть и придет другая, построеная на принципах гуманизма и альтруизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория «осевого времени» К.Ясперса.

В качестве критерия типологизации  Ясперс берет человека и утверждает, что в середине перв.тыс.до н.э.в  трех культ.очагах (Китай, Индия, Греция) появл-ся человек нового типа , кот.мыслит такими же критериями, как и современный человек, впервые дистанцирует себя из природы и задумывается над смыслом жизни.

«Осевое время» - время форм-ия философии. С культорологич.точки зрения , «Осевое  время» - это начало истории, т.к.вне  сознания себя человеком – это  еще доистория.

Вначале «Ос.Вр.» пространственно  ограничено. Однако постепенно начин-т  распростран-ся на весь остальной мир. Все осевые к-ры имеют сходную  стр-ру:

*субъект (человек)     *менталитет   *мировоззрение   *соц.институты

Отлич-ся между собой теми связями, что устанавлив-ся между структ-ми элем-ми.Дух.переворот начинает элита общ-ва: жрецы, философы, правители, но постепенно вовлек.широкие массы насел-я. В центре всех осевых к-р начин-ся человек, осознающий свою уникальность с одной стороны, и понимающий свои пределы с другой.

 

    1. Культура первобытного общества:   основные черты, этапы развития.

Черты:

1)  Самый древний тип к-ры, но с другой стороны эта  к-ра присутствует рядом с нами  и внутри нас самих

2) Мифологичность. Мифология не  объясняла мир, она его просто  отражала, кроме того, мифология  выполняла в первоб.общ-ве ту  же ф-цию, что и у нас Библия (регламентир.ф-ция)

3) Антропологизм – очеловечивание  всех природных сил и процессов,  а также животных.

4) Синкретизм (слитный, нерасчлененный) – первоб.к-ра не была дифферинцирована  на отдельные жанры. (синкретизм  нашел наибольшее воплощение  в обрядах и ритуалах, где тесно  переплетены религиозные , прагматические  этические и эстетические ценности  и интересы). Таким эе синкретичным  было и сознание  первобытного  чел-ка.

Так же,как и мы, первобытн.люди оценивали всеЮ опираясь на 4 критерия:

*этический (добрый-злой)                    *религиозный (священный-не священный)

*утилитарный (полезный-вредный)    *эстетичесикй (прекрасный-безобразный)

Этапы развития:

А) Палеолит     Б) Мезолит     В) Неолит

В палеолите появл-ся человек, занимавш-ся охотой и собират-ом. Были найдены женские статуэтки с ярко-выраженными детородными органами.

В эпоху мезолита человек приручил собаку, появл-ся первое дистанционное оружие – лук и стрелы.

Неолит:переход к бронзовому веку. Неолитич.революция, при кот.происходит переход от присваивающего хоз-ва к производящему. Развитие земледелия и скотоводства, переход к оседлому образу жизни. Развив-ся первые ремесла: строит-во, гончарство, ткачество, прядение. Зарожд-ся наука. С\х требовало знаний по астрономии, медицине, математике.

Искусство стан-ся очень схематичным, когда человека и животных заменяют знаки. Складывалась гиктография.

 

  1. Древние цивилизации как тип культуры.

Первые гос-ва возник.на рубеже 5-4в.до н.э.в долинах больших рек. Их жизненный  ритм и формы существ-я полностью  определились или зависели от этих рек. Соответственно, основными чертами  характериз.Др.Цивил-ции были:

  1. Сельская общинаЮ основанная на ирригационном земледелии
  2. Политическая с-ма была в виде деспотии, когда вся администрационная, военная, гражданская, религиозная власть сосредоточилась в руках правителя. При этом личность правителя сакролизовалась (обожествлялась).
  3. В др.цивил.не сложилась классич.с-ма частной собственности, поскольку товарно-денежн.отношения были развиты слабо. Поэтому положение чел-ка в общ-ве зависело от его места на месте соц.иерархии. (приближенность или нет к правителю)
  4. Отсутствие классич-го рабства (античная модель). По словам Маркса, там было «поголовное рабство»
  5. Колоссальная роль религии, кот.регламентировала все сферы жизни. Причем древние боги были зооморфны
  6. Традиционализм, др.цивилиз-ии с большой осторожностью относились ко всему новому и были ориентированы на постоянно воспроизв.собств.социокультурного опыта, статичность

 

 

 

 

 

 

16 Культура Древнего  Египта. 

Периоды:

  1. Додинастический – 4тыс.до н.э.
  2. Древнее царство 32-34вв.до н.э.

Эпоха создания единой египетской державы, подвластной обожествляем.фараонам

  • время распада на отдельные номы (администрат.окурга)
  1. Среднее царство 21-19вв.до н.э. – классич.эпоха, второй период расцвета Др.Египта
  • Страна под владычеством гиксоа была децентрализована
  1. Новое царство – 16-12вв.до н.э.

Наивысший подъем Егопта, занимает ведущее  положение в восточном средиземноморье.

  1. Позднее время 11в.-332г.до н.э.

Кризис, распад.

Черты:

  1. Сакрализация власти (наделение царской власти священными св-вами)
  2. Централиз.власть в руках фараона (ф-ции:правителя, судьи, законодателя, военачальника)
  3. Символичность: сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, анкх (ключ Нила)
  4. Мифологичность восприятия и особое ощущение потенциальной беспредельности чел-ка во Вселенной
  5. Традиционность к-ры

Особенности к-ры:

  • Застывшие формы – фирменный знак
  • Ведущая роль архитектуры – Пирамиды. Самая большая – Хеопса 146,5м.

При их стоит-ве применяли принцип  золотого сечения, «магический квадрат», «священный треугольник»

  • Египтяне открыли стоит-во каменных зданий
  • Египетская письменность – одна из древнейших в мире. В ее основе лежит пиктографическое письмо в виде иероглифов.

 

17 Античность как тип  культуры.

11в.до н.э. – 5в.н.э. (Время падения  Рима)

Черты Ант.к-ры:

  1. Полисная система. Вне полиса человек не ощущал себя личностью. Полис гарантировал свободу, защищенность.
  2. Демократия. Гос-во не существовало вне или над гражданами. Они сами выполняли все его ф-ции. Правитель был первый среди равных и выбирался всеобщим голосованием всех свободных мужчин, достигш.21года.
  3. Наличие классич.частной собственности.Изначально в Греции активно развивались товарно-денеж.отнош-я
  4. Наличие классического рабства
  5. Гармоничность .(«Наихудшее из зол – безмерие»). Гармон-сть в искусстве выраж-ся в принципе каллогатии – в прекрасном теле прекрасный дух.
  6. Культ соревновательности – огонистика.Греч.к-ра была к-рой стыда, а не культ.вины, как у христиан
  7. Культ свободы и независимости
  8. Культ героического
  9. Духовную с-му сост-ет религия, тесно переплет.с мифологией, причем своих героев греки почитают не меньше, чем богов. А боги имеют антропоморфный вид.

 

    1. Зарождение представлений о культуре в античности.

Вместо к-ры – пайдейя – воспитание, образов-е по образу прекрасного  гармоничного космоса: истина, добро, красота.

Воспитание предполагало сложенную  всесторонне развитую гармоничную  личность. С-ма образ-я была осуществлена таким же образом.

Само слово к-ра появилось на рубеже 3-2в.до н.э.в труде римского публициста Марка Порция Катона: «Агрикультура» - возделывание , обработка земли. Цицирон  перенес это определение на человека: возделывание, обработка души и разума.

Инструментом является философия.

В подходе к анализу искусств.природы  в Греции сущ-ало 2 шкалы:Прапогор и  Биамон

«Культура – результат деят-ти человека, но чел.действует не самостоят-но, он руководств-ся идеями, кот.заложены в человеке изначально.

    1. Демокрит и Аристотель

 

19 Этапы развития античной культуры

Античность - это культура древней  Греции и Рима с рубежа III-II тыс. до н. э. и до IV-V вв. н.э. Ее можно разделить  на три периода:

  • Ранняя Античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.) Зарождение Римской империи.
  • Классическая Античность (I в. до н. э. — II в. н. э), золотой век время единства греко-римской цивилизации.
  • Поздняя Античность (III—V н. э.). Распад Римской империи.

В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды:

  1. Гомеровский период (11-8 век до нашей эры) - господство родоплеменных отношений, которые начинают разлагатьсяконцу данного периода

Вторичная колонизация островов Эгейского  моря и части Балканского п-ова. Процесс распада радоплеменных  отношений у народов, называющих себя Эллинами. Начинается формирование послисной с-мы. Все находится  в состоянии застоя.

В этот период складывается греческий  эпос и мифология, формир-ся определенная картина мира, складыв-ся греческий  алфавит на основе афинского без  гласных. Окончательно формир-ся к 5в.до н.э.в кол-ве 24 букв.

2) Архаический период,(8-6 век до  нашей эры) –формирование классового  общества в форме полисов. 

3) классический период (5-4 века до  н.э.) - расцвет рабовладельческого  общества ."Только рабство сделало  возможным в более крупном  масштабе разделение труда между  земледелием и промышленностью... Без рабства не было бы греческого  государства, греческого искусства  и греческой науки; без рабства  не было бы и Римской империи.А  без того фундамента, который  был заложен Грецией и Римом,  не было бы и современной  Европы" (Энгельс).

4) эллинистический (конец IV–I  вв. до н.э.) – принципиальная смена  мировоззрения. На смену гражданскому  пафосу приходит погруженный  во внутренний мир, семью, профессию.

Процветали точные, естественные и  гуманитарные науки. В древней Греции возникли и развивались основные направления философии, блестящих  успехов достигли изобразительное  искусство, литература и другие области  культуры. Греческий язык до сих  пор широко применяется в научной  терминологии.

 

20 Эллинизм  как модификации  античной культуры.

Эллинизм (сер-4.-1вв.до н.э.) -  симбиоз  классич.античности и традиций. На смену  компактному обозримому полису приходит огромные многочисленные империи, в  кот.человек теряется как песчинка.

  • Политич.власть в форме тирании, и хотя эллинистич.тиран – это еще не восточный деспод, но опирается он уже не на силу авторитета, а на силу оружия.
  • Бурное развитие эллинистич.городов и дальнейшее соц.расслоение
  • Развитие науки, кот.отдел-ся от философии и дифференцируется на различные дисциплины
  • В искусстве появляется новый жанр – бытовизм. +принципы заимствования.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"