Шпаргалка по «Культурологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:02, шпаргалка

Описание работы

1. Статус культурологии в системе современного гуманитарного знания.
2. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции.
.....
44. Культура и глобальные проблемы современности.
45. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы.
46. Тенденция культурной универсализации в мировом процессе.

Работа содержит 1 файл

kulturologia.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

вопросы для  подготовки к зачету

по дисциплине «Культурология»

 

  1. Статус культурологии в системе современного гуманитарного знания.

 

 О предмете и месте культурологии  в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения: изоляционистская позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки подход, и интегративистская, в основании которой лежит убеждение, что культурология - синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. Что касается первой, изоляционистской, точки  зрения, то она заключается в редукции (сведении), а затем и подмене  культурологии другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией. Многие учебники, выпущенные в 90-е годы под именем культурологии, представляют собой на самом деле книги о  мировой художественной культуре, излагающие историю искусства с первобытных  времен до средневековья и Нового времени. Но мировая художественная культура (МХК) — это самостоятельная  дисциплина, а будучи включенной в  состав культурологии, она выступает  только одним из ее подразделов. Точно  так же подразделами являются философия культуры, антропология и социология культуры. Ни одна из этих наук в отдельности не способна исчерпать предмет культурологии во всем его многообразии.     

В Оксфордском словаре указывается  на то, что слово «Kulturologie» впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913 году. Термин «culturology» первым употребил в 1949 г. американский антрополог Лесли Уайт (1900—1975). После этого термин «культурология» встречался в литературе лишь несколько раз: в 1949, 1956, 1957 гг. В том же словаре культурология трактуется как наука или учение о культуре1. В авторитетном словаре Вебстера сказано буквально следующее: «Культурология — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от культуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей)»2. Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявшихся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не найдем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культурология на Западе как наука не существует. До  недавнего времени не было культурологии  и в России. Выразимся точнее: в СССР культурологии, обладающей собственным  статусом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный голос стали говорить только в  начале 90-х годов. По существу, мы имеем  дело с самой молодой, хотя и активно  развивающейся отраслью знания.

Изоляционистский  подход грешит еще одним недостатком: он сводит культурологию только к  циклу гуманитарных знаний, игнорируя  другую составляющую — социальные науки. В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого,интеграционистского, подхода к культурологии. Его сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Ее фундамент заложили В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Кронер, Э. Трёльч, К. Манхейм, К. Ясперс, Т. Лессинг, Э. Гуссерль и др. Современные последователи интеграционистского взгляда против сведения культурологии исключительно к философии культуры или к истории искусства.     

«Существует мнение, что культурология — это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология — знание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Но в действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает раз-личные формы культурного существования людей... Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития»3. «Культурология  — скорее, некоторое суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования»4. Интеграционистский  подход, на наш взгляд, имеет определенные преимущества перед изоляционистским, хотя бы уже потому, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в «Государственном  образовательном стандарте», где  к циклу общепрофессиональных дисциплин  по специализации «Культурология»  отнесены теория культуры, история  культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний  язык. Культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если культурология несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями. Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они  могут претендовать сегодня в  первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное  многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении: антропологического, гуманитарного и социологического знаний5. В культурологии выделяют следующие  подразделы: теория культуры (философия  культуры), история культуры (мировая  художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология  находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определился6. Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология) , использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования

.

  1. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции.

 

 Культура  есть процесс постоянной адаптации  человека к меняющимся условиям его  существования путем преобразования этих условий в процессе человеческой деятельности.  
 
Одним из разделов культурологии, изучающий происхождение культур, является культурогенез. Это понятие используется для анализа процессов устойчивости и развития культуры. Культурогенез представляет собой вид социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. (В узком смысле под культурогенезом понимают процесс становления, происхождения культуры.) 
Культурогенез заключается в процессе постоянного самообновления культуры как посредством обновления и взаимодополнения уже существующих форм культуры, так и через создание новых, отвечающих культурной динамике времени направлений и феноменов. Культурогенез, как процесс порождения новых форм культуры, протекает постоянно, а не только на этапе зарождения культуры.

В генезисе культурных форм можно  выделить три фазы: 
 
а) инициирование, выработка новаций, 
 
б) создание на их основе новых культурных форм, 
 
в) их внедрение в социальную практику, замещение ими старых культурных форм или сосуществование старых и новых.

 

  1. Предмет, задачи и структура курса

 

 В структуру культуры входят субстанциональные  элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах; функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.     

Структура культуры сложна и многогранна. Она включает: систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, как культура.      

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций  в жизни общества и человека.     

Под словом «культура» воспринимается абсолютно  всё, созданное человеком. Любой  предмет, созданный человеком, является частью культуры.     

Культура- это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.     

Важнейшая функция трансляции социального  опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или  информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения  к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме  культуры, общество не располагает  никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью  человечества. Разрыв же культурной преемственности  обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.      

Другой  ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее.     

Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.     

Регулятивная  функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.     

Семиотическая, или знаковая функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами.    

Ценностная  или аксиологическая функция  отражает важнейшее качественное состояние  культуры. Культура как система ценностей  формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего  судят о степени культурности того или иного человека.     

Нравственное  и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

  1. Основные методы культурологического знания

В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы  к анализу любого культурного  феномена. Они представляют собой  комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Однако используются они выборочно, трансформируясь при этом под задачи культурологического исследования. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе.  
Если проследить историю становления культурологических методов, то можно заметить, что первоначальный уровень — эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Здесь используются традиционные полевые антропологические методы — описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод. Гуманитарная культурология включает в себя огромный пласт вненаучного знания, в котором аккумулирован культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т. п. Главная задача исследователя, использующего полевые антропологические методы,— понимание изучаемой культуры, внутреннего смысла ее явлений и ценностей. На следующем уровне происходит сопоставление, компаративный, то есть сравнительный, анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного. Компаративный анализ также не является специфическим для культурологии, он применяется и в других сферах научного знания, но для культуролога его ценность обусловлена возможностью с помощью данного метода выявить сущностные характеристики культуры, ее неповторимые черты. Вместе с тем сравнительный анализ позволяет обнаруживать общие закономерности культурного процесса, которые исследуются уже с помощью таких методов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и др. Культурология, безусловно, ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей.  В гуманитарно ориентированных исследованиях культура рассматривается как комплекс уникальных феноменов. В социально ориентированных исследуются в большей мере процессы кризиса той или иной культуры, ее распада и гибели, формирование новой культуры, различные процессы трансформации культурных институтов. Однако выделить "чисто" гуманитарные или социальные методы трудно. Как правило, культуролог вынужден их сочетать. Например, он прослеживает и описывает изменение экономических и социальных отношений, обусловивших культурную динамику, то есть обращается к экономической и социологической наукам. Анализируя формирование новых знаковых систем и языков, он обращается к семиотике и языкознанию. Выявляет и описывает новые идеи и представления, овладевающие сознанием представителей той или иной культуры, или новые способы обучения, опираясь на данные психологии и педагогики. При этом в культурологии исследуются такие проблемы, которые не поставлены и не решены в рамках других наук.  В последние годы все чаще используются методы математического моделирования социокультурной реальности. Основанием для этого является уровень современного научного знания, позволяющий выделять определенные закономерности функционирования и динамики культуры. Возможности математического моделирования культурных процессов и принятия на этой базе соответствующих решений далеко еще не раскрыты, хотя очевидны и некоторые сложности, в частности, проблема несводимости масштабной и сложно-структурированной культурной информации к недвусмысленным и точным математическим формулам. Возникает риск огрубления, упрощения культурной ситуации и ошибки в принятии решения. 

 

  1. Этимология и генезис понятия «культура».

Генезис понятия «цивилизация». 

Слово цивилизация происходит от лат. civilis – гражданский, государственный. Возникло оно в античную эпоху  для обозначения качественного  отличия античного общества от варварского окружения.  
Цивилизация – это определенный уровень общественного развития, организация общественной жизни на основе закона, перед которым все равны. Если варвары не знают закона и подчиняются царю, то греки – цивилизованные люди, поскольку подчиняются закону и обладают добродетелями свободных людей: чувством собственного достоинства, справедливости, патриотизмом.  
В эпоху Просвещения французский автор Маркиз де Мирабо в своем трактате «О народонаселении» (1765г) определяет цивилизацию как общество, живущее на основе принципов морали, этикета, приличия, гуманистическое общество, исключающее насилие над человеком.  
В конце 18 начале 19 века американский ученый Льюис Морган в книге «Древнее общество» определяет цивилизацию как ступень в развитии человечества, которая следует за дикостью и варварством. Главным признаком цивилизации Морган считал возникновение моногамной семьи (один мужчина и одна женщина). 

В 19 веке идею Моргана продолжает Энгельс, который в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» называет следующие признаки государства:  
- высокий уровень материально-технического развития;  
- возникновение товарных отношений, денег, рынка, частной собственности;  
- социальная дифференциация, появление классовых конфликтов;  
- возникновение государства и права;  
- моногамная семья. 

 

 

  1. Психоаналитическая концепция культуры.

 

В начале 20 века в изучении культур  возникло новое явление -- психоаналитическая концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас.

Инициатива применения психологической  науки для объяснения явлений  культуры принадлежала австрийскому невропатологу  и психиатру Зигмунду Фрейду (1856 -- 1939), создателю психоанализа. Исходным пунктом своей концепции он делает гипотезу о трехуровневом строении человеческой психики.

1. Бессознательное Оно -- инстинкты,  безотчетные влечения, желания, душевные  движения.

2. Сознательное Я -- посредник между бессознательным и внешним миром, рассудок.

3. Сверх-Я -- то, что олицетворяет  запреты, нормы социального поведения,  совесть. 

Информация о работе Шпаргалка по «Культурологии»