Шпаргалка по «Культурологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:02, шпаргалка

Описание работы

1. Статус культурологии в системе современного гуманитарного знания.
2. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции.
.....
44. Культура и глобальные проблемы современности.
45. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы.
46. Тенденция культурной универсализации в мировом процессе.

Работа содержит 1 файл

kulturologia.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

Инкультурацию так же можно определить, как процесс придания личности общей  культурной компетентности по отношению  к стандартам того общества, в котором  она живет. Сюда входит освоение прежде всего системы ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе, этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях, более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям, знакомство с основами социально-политического устройства, определенные познания в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрения, обычаев, обрядов, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях и т.п., знакомство с господствующей модой, стилями, символами, регалиями, неформальными статусными ролями национальных авторитетов, современными интеллектуальными и эстетическими течениями, политической и культурной историей данного народа, основными символами национального достоинства, гордости и пр. Средства обретения индивидом всех этих многочисленных знаний также сосредоточены преимущественно в домашнем воспитании и общем образовании, а также всей совокупности социальных контактов личности со своим окружением. При этом следует помнить и все время учитывать, что индивид не в состоянии регулярно контактировать со всем обществом сразу и получать необходимую культурную информацию от всех социальных сословий, специализированных групп; он не может осилить даже тысячную часть накопившихся в национальном наследии «культурных текстов» и вариантов интерпретаций и оценок, содержащихся там;

Содержание процесса инкультурации  составляет приобретение следующих  знаний и навыков:

жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых, сон.

Следует отметить, что рассматривается  социализация и инкультурация преимущественно the middle man (среднего человека), не отличающегося  какими-либо особенными талантами или недостатками. Но в каждом обществе всегда имеется определенный процент неординарно одаренных людей или, напротив, людей с ограниченными возможностями в практической и интеллектуальной (и особенно коммуникативной) деятельности, по отношению к которым процессы социализации и инкультурации приобретают порой весьма специфические формы, темпы, методику.

Важно отметить, что, в отличие от целей социализации, итогом инкультурации  является интеллигент.

 

Слово социализация происходит от лат. socialis — общественный. В социологии под социализацией подразумевается  процесс становления личности. Он происходит посредством

усвоения индивидом ценностей, этических и юридических норм, мировоззренческих установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности или группе. В социологии и в социальной психологии делается акцент на такой стороне этого процесса, как формирование на основе усвоения социального опыта активной жизненной позиции личности. Социализация может осуществляться и в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, и под влиянием широкого круга других воздействующих на человека факторов окружения. В первом случае используются различные образовательно-воспитательные процедуры, унифицированные в каждом обществе в рамках пайдевтических (образовательно-воспитательных) учреждений. Во втором же адействуются разнообразные явления и формы социальной реальности: семейное или внесе- мейное общение, искусство, средства массовой коммуникации, совместная деятельность, и пр.

Социализация, как полагают большинство  современных социологов, происходит по крайней мере в трех основных сферах — в деятельности, в общении и в самосознании. В сфере деятельности социализация осуществляется, во-первых, как расширение видов последней, когда индивид вовлекается в какое-нибудь новое дело, в процессе чего усваивает новые нормативные и поведенческие установки, и, во-вторых, как ориентирование в системе каждого вида деятельности, т.е. когда индивид обучается отделять в ней главное от| второстепенного, осмысливать характер своих и чужих действий, оценивать результаты, устанавливать границы, использовать методические рекомендации, достигать цели и пр. В сфере общения осуществляются расширение круга общения человека и развитие его навыков. | В сфере самосознания происходят формирование образа собственного Я как деятельного субъекта, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки.

 

  1. Современная культура (модернизм, постмодернизм).

Термин "модерн" (современный) происходит от латинского modo - "недавно" и  используется для обозначения разных исторических эпох, которые схожи  в одном отношении - они сознательно ориентированы на обновление. Впервые он появился в поздней античности, когда христиане того времени назвали себя moderni в отличие от язычников, носивших у них имя antigui (древние). В этом значении модерн - это век христианства [1, с.87]. Идея поворота истории вновь становится актуальной в эпоху Возрождения (Ф. Петрарка), а у Дж. Вазари встречается выражение "модерный век". И, наконец, модерн отождествляется с эпохой Нового времени и является синонимом новоевропейской культуры. Именно тогда формируется индустриальный (современный) тип общества, и в дальнейшем мы будем использовать термин "модерн" в этом контексте.

Культура постмодерна

Как уже отмечалось, цивилизационную  основу культуры модерна составляли индустриальная экономика, национально-государственный тип международных отношений, демократия, индивидуализм, либеральная идеология. Эта модель, долгое время считавшаяся универсальной для эволюционного обустройства мира - его модернизации, начинает корректироваться во второй половине нашего столетия под влиянием изменений, вызванных внедрением современных информационных технологий. Нынешняя стадия цивилизационного процесса характеризуется как постиндустриальное общество (термин введен американским социологом Д. Беллом в 1973 г.). От предшествующей её отличает переориентация экономики от товаропроизводства к сервису (развитие "цивилизации услуг"), доминирование наукоемких отраслей промышленности, превращение знания, информации в основной продукт производства, глобализация социального и информационного пространства.

Обобщенная версия переживаемых обществом  изменений содержится в концепции  американского футуролога О. Тоффлера. Понятие "постиндустриальное общество" он заменяет описательной метафорой "третья волна" цивилизации. Суть изменений, произошедших в различных социальных сферах, оценивается им как поворот к децентрации (как в промышленной и социально-политической, так и в бытовой области) - взамен прежней концентрации; к многообразию (от многообразия товаров и услуг до культурного плюрализма) - взамен прежней унификации; к пластичным структурам управления - взамен жестким противостояниям; к "мягким технологиям", способствующим решению экологических проблем.

  1. Культура и глобальные проблемы современности.

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный» произошло от латинского «globus», что значит «земной шар». 

К первоочередным из них относятся:

- v  преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды, уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в результате повышенного содержания углекислот газа в воздухе, и т.д.); 
 
-   предотвращение войны с применением оружия массового поражения (термоядерного, химического, биологического), создание безъядерного ненасильственного мира; 
- преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом (развивающиеся страны); 
- нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.

 

  1. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы.

Приспособление к природе и  преобразование ее в целях удовлетворения потребностей человека как природного и социального существа происходит в общественной форме. Общество – это система взаимосвязей и форм объединения людей, придающая их совместной жизнедеятельности организованный характер. Под культурой понимается система ценностей норм, идеалов, которая объединяет людей и определяет их общественные цели, программы преобразований. Природа с культурологической точки зрения – это объективные естественные условия существования человека.

В процессе взаимодействия общества и природы возникают мир искусственных, созданных людьми материальных условий их жизни. Такой мир принято называть « второй природой» – природой переработанной в интересах человека. Кроме того, природа – это сам человек с его телом, физиологией, природными задатками, пластичной нервной системой. В ходе преобразовательской деятельности окультуривается человеческая телесность, развиваются его сознание и способности. В ходе истории природное превращается в культурное. В настоящее время мы живём в технизированном, искусственном мире.

Таким образом, природа и культура – это противоположные и взаимосвязанные  аспекты бытия человека. Культура – это связующее ценностно-смысловое  звено между окружающим миром  и человеком. С помощью культуры общество регулирует условия своего существования, обуздывает свои природные инстинктивные стремления: животному многое можно, человеку же многое нельзя. Первые запреты, нормы, которые человек формулировал для себя от имени Бога, возвышали его над природой.

Культурное нельзя свести к природному, но и саму культуру не из чего вывести, кроме как из природы. Это касается и внешней природы, и внутренней, включающей естественные проявления человеческого организма. Лишённая своих природных предпосылок, культура представляется лишь некоторой неосязаемой абстракцией.

 

  1. Тенденция культурной универсализации в мировом процессе.

Одной из важнейших особенностей развития современной мировой культуры является её интернационализация и утрата национальной самобытности. В этом процессе определяющей была тенденция вестернизации, т.е. доминирования западноевропейской культуры и её влияния на другие регионы планеты. Однако, после Второй мировой войны, в результате экономического и политического усиления США стала развиваться новая тенденция – американизация мировой и национальных культур. С то же время тендденция демократизации культуры, сложившаяся в Новое время, имела интенсивное развитие в прошлом столетии. В XX веке окончательно сформировалась демократическая модель культуры, функционирующая на основе принципов свободы и доступности духовных ценностей. В этой модели существенно изменились отношения между заказчиком, создателем и потребителем духовных ценностей. Они развивались в рамках рыночного механизма, где господствуют общие для любого рынка законы коммерции, конкуренции, рекламы и т.д.


 



Информация о работе Шпаргалка по «Культурологии»