Шпаргалка по «Культурологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:02, шпаргалка

Описание работы

1. Статус культурологии в системе современного гуманитарного знания.
2. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции.
.....
44. Культура и глобальные проблемы современности.
45. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы.
46. Тенденция культурной универсализации в мировом процессе.

Работа содержит 1 файл

kulturologia.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

Взаимоотношения между этими уровнями сложны и драматичны.

Я пытается подчинить себе Оно, вытесняя в область бессознательного неприемлемые желания и идеи ( агрессивные, антисоциальные). Вытесненные желания, тем не менее, сохраняют свою активность и, маскируясь, усыпляют бдительность сознания. Столкнуться с бессознательным можно в сновидениях, обмолвках, ошибках. Сверх-Я также может господствовать над Я, а через него над Оно, выступая в роли совести, чувства вины, комплексов. В отдельных случаях столкновение бессознательного с Я и Сверх-Я может привести к неврозам и душевным болезням.

Проблема человека в том, что  существует непримиримое противоречие между природным началом и нормами культуры. Если, согласно Фрейду, человек «по природе» стремится только к удовлетворению «диких и необузданных» желаний, то эта цель неосуществима. Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных социальных позывов.

Если же культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у индивида бунт или невроз, либо делает его несчастным, недовольным  собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, агрессивностью и моралью.

 

  1. Аксиологическая концепция культуры.

 

Аксиология – это теория ценностей.  С позиций аксиологического подхода культура – это система базовых ценностей общества, находящегося на определенной стадии своего исторического развития.  
Культура – это система ценностей общества, потому что: 

- она определяет специфику той или иной культуры, ее отличие от других культур  
- в ней концентрируются все результаты духовной деятельности человека  
- система ценностей представляет собой наиболее устойчивую структуру человеческого сознания  
- она определяет отношение людей ко вновь созданным произведениям духа, ценностям прошлых эпох или ценностям других культур. 

 

  1. Деятельностная концепция культуры.

 

Деятельность – это активность в культуре. Этот смысл изначально определяет содержания понятия деятельности как исходного понятия деятельностного подхода философии и культуры. 

Активное творческое начало деятельности в наибольшей степени проявляется  в деятельности по развитию наличных форм культуры, соответствующих способов отношения к действительности, связанных  с ними установок и норм. 

Именно в деятельности на этом уровне, на высоте ее возможностей раскрывается специфика «феномена человека». 

Деятельность такого рода не ограничивается ориентацией на имеющиеся программы  действий, кем бы они ни были заданы – природой или социумом.

Она предполагает способность к  постоянному пересмотру и совершенствованию  лежащих в ее основании программ,  к постоянному перепрограммированию, к перестройке своих собственных  оснований, и тем самым может  быть охарактеризована как открытая система.

Люди выступают при этом не просто исполнителями программы поведения  – хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в  рамках ее осуществления, а созидателями, творцами принципиально новых программ действия,  новых социокультурных  парадигм. 

В рамках приспособительного поведения  и внутрипарадигмальной деятельности активность связана с поиском  возможных средств достижения целей,  она целенаправленна,  целесообразна.

Деятельность же,  связанная  с перестройкой своих оснований, предполагает целеполагание,  является целеполагающей деятельностью.  Именно при переходе от целесообразной деятельности к деятельности целеполагающей в полной мере открываются перспективы

творчества и свободы.

 

  1. Информационно-знаковая (семиотическая) концепция культуры.

 

Информационно-семиотическая концепция  культуры указывает на культуру как  на огромную совокупность знаков –  культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней  информация. Данная концепция исходит  из трех основных положений:

а) Культура есть мир артефактов. Деятельность – это способ существования человека. С ее особенностями и связана специфика человеческого образа жизни, которую призвано фиксировать понятие культуры. Ее важнейшие отличительные особенности:

- для человека характерно  сознательное и свободное целеполагание, которого нет у животных;

- человек сам создает и совершенствует  средства деятельности, а животные  пользуются данными им природными  средствами.

б) Культура есть мир смыслов. Человек  вносит в артефакты свою «человечность», т.е. «опредмечивает» в них свои представления. Исследователи выделяют три основных вида смыслов:

- знания (когнитивные смыслы) –  информация о свойствах объектов  действительности;

- ценности (ценностные смыслы) –  характеристики объектов с точки  зрения их соответствия потребностям и интересам человека;

- регулятивы (регулятивные смыслы) – правила или требования, в  соответствии с которыми люди  строят свое поведение и деятельность.

в) Культура есть мир знаков. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков.

Учитывая все сказанные аспекты  культуры, можно сформулировать еще  одно краткое определение, выражающее ее сущность. Культура – это социальная информация, которая сохраняется  и накапливается в обществе с помощью созданных людьми знаковых средств. Ведущая роль в этом принадлежит языку.

 

  1. Универсальные категории культуры (характерные черты и функции).

 

Категории культуры - набор основополагающих для данной культуры понятий, образующих в совокупности модель реальности, характерную для данной конкретно-исторической эпохи.

 

Универсальные категории культуры - время, пространство, движение, изменение, причина, следствие, количество, качество; социально-культурные категории - - свобода, справедливость, труд, богатство, для русских - достаток, собственность; категории национальной культуры - для русских это воля, доля, соборность, душа, дух; этические категории --добро, зло, долг, правда, истина;мифологические категории - боги, ангел-хранитель, духи, домовой.

 
  Функции культуры: 
   1-я классификация: 
   1. Преобразование мира - с появлением в мире человека появляется и особый фактор изменения и преобразования мира. Этот процесс невозможен без появления материальных результатов человеческой деятельности. 
   2. Познание мира - познание окружающего мира означает познание человеком самого себя. Человек не может жить в мире, не зная его строения и законов функционирования. Результаты познания и самопознания передаются с помощью особых символов от одного поколения к другому и от одного народа ко всем другим народам. 
   3. Обеспечение условий общения- культура не может существовать, если отсутствует общение в его различных формах. Благодаря общению достигаются необходимая организованность, согласованность и единство действий отдельных людей, социальных групп и культур, их взаимопонимание и сплоченность, общность мыслей, воли, чувств, настроений; 
   - ни одна культура не существует изолированно, всегда так или иначе взаимодействует с другими культурами, воспринимая опыт других людей, других поколений и культур, находящихся в других областях пространства и в будущем времени; - реальные посредники всех форм общения - это элементы не только духовной культуры (идеи, ценности, нормы), но и материальные предметы, средства и продукты труда. Передача социального опыта путем общения сквозь пространства и времена не делает различия между материальными и духовными посредниками этого общения. 
   4. Регулирование деятельности и поведения - ни одна человеческая общность не существует без тех или иных ценностей в качестве побудительного мотива и нормы деятельности и поведения. Благодаря культуре обеспечивается следование определенным образцам деятельности и поведения - регулирование деятельности и поведения; 
   - передача культурой социального опыта предполагает создание средств и способов, которые приходят на смену традиционным формам преемственности - интуитивному подражанию в процессе обучения или в процессе самой деятельности; 
   - единство и взаимопонимание, то есть обеспечение условий совместной жизни людей, предполагают наличие определенных социальных норм, “отсекающих” вредные и разрушительные для культуры формы деятельности и поведения; 
   - при регулировании поведения возникают особые социальные институты, которые должны не только следить за соблюдением определенных норм поведения, но и карать за их нарушение, - судебные и карательные органы. 
   5. Установление и поддержание системы ценностей - все окружающее человека может рассматриваться как ценность, то есть оцениваться в плане добра и зла, допустимого или запретного и т.д. Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов как отдельных людей, так и социальных групп. 
   2-я классификация: 
   1. Защитная - при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений - орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии - человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. 
   2. Креативная, т.е. преобразование и освоение мира (лат лат. creatio - созидание). 
   - исследуя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания; проявляется его любознательность, а не желание защищаться (овладение силами внешней природы идет параллельно с овладением внутренними силами психики). 
  3.Коммуникативная 
   - включает передачу информации: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств и т.п. 
   4. Сигнификативная (тесно связана с коммуникативной), от англ. sign - знак,  
   - буквально - функция приписывания значений и ценностей; 
   - расширяя среду культурного освоения мира, человек одновре 
менно расширяет область обозначенных предметов и этот предмет приобретает иное значение и смысл. 
   5. Нормативная 
   - создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы; из этого строится право, мораль, идеология. 
   (З.Фрейд разработал теорию, согласно которой культура - это нечто репрессивное, насильственное, т.к. нормы и правила подавляют наши желания, а всякое подавление связано с неудовлетворением, напряжением) 
   6. Релаксационная функция (от лат. Relaxation - ослабление) - искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки -индивидуальные - смех. Плач. Приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь, а также есть стилизованные формы снятия напряжения, увеселения, праздники, фестивали, ритуалы. Посещение театров, музеев, созерцание природы, отдых на природе, -приобщение человека к высокому искусству оказывает на личность созидающее влияние - катарсис - очищение (от греч. katharsis) - возвышение духа.

 

 

  1. Символ как универсальная категория культуры.

 

Символ – это особый образ-знак: образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделенный неисчерпаемостью образа.

Символ – образ, в котором  всегда присутствует некий смысл, слитый с образом, но не сводимый к нему.

Обычный знак стремится к ясности, четкости и не допускает различных  толкований. Его семантика и прагматика достаточно просты. Если для утилитарной  знаковой системы многозначность оказывается  помехой рациональному функционированию, то символ, напротив, принципиально многозначен, весьма неопределенен и требует тонкой интерпретации. Знак связывает нас с предметным миром значений, символ – с непредметным миром смыслов. Его нельзя элементарно дешифровать, в него необходимо вжиться.

Конвенциональный характер знака  связывает его с синхронным срезом культуры: он возникает и существует в рамках организационной структуры, объединяющей людей, живущих в одно время. Для символа же определяющими  являются диахронные связи культуры. Он никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры, но всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. В символе всегда есть нечто архаическое. И это неслучайно. Происхождение символа тесно связано с исторически первым способом духовного освоения мира – мифом.

 

  1. Миф как универсальная категория  культуры.

 

Особенность мифа как способа постижения действительности состоит в том, что недостаточность практического  овладения миром компенсируется посредством смыслового породнения с ним. Принципы мироощущения и миропонимания, реализуемые в мифе, основываются на неспособности человека выделить себя из окружающей среды, а также на своеобразной нерасчлененности мышления. Субъект и объект, происхождение и сущность, вещь и слово не отчетливо разделяются в мифологическом сознании. Мифологический символизм соединяет план реальности и ментальный план. Образы мифа наделяются субстанциональностью, понимаются как реально существующие.

При этом неверно было бы интерпретировать миф как фантастический вымысел. Миф не разделяет естественное и сверхъестественное, все его содержание мыслится как подлинная реальность. Миф – сакральный рассказ, правдивость которого не может быть поставлена под сомнение. Темой этого рассказа становится так называемое «мифическое время», то есть особая эпоха первотворения, предшествующая началу эмпирического времени и даже противопоставленная ему (как «сакральное» время «профанному»). Но противопоставление это не окончательно, поскольку мифическое время является сферой действия первопричин всего последующего. В силу этого миф парадигматичен (от греч. paradeigma – пример, образец), он служит своеобразной моделью для жизни. Все человеческие действия и проявления – рождение, брак, смерть, основание города, строительство дома и храма, запашка земли и прием пищи – обладают значением и ценностью не сами по себе, а как повторение мифологического, идеального образца.

 

  1. Мистика как феномен культуры.

 

Ми́стика (от греч.  «скрытый», «тайный») — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом (или богами, духами, другими нематериальными сущностями).

Мистика — незримая культура. Отсюда берет начало культ, из которого развивается духовная культура. Если принять за данность, что магия и религия исходят из мистического мироощущения, то становится понятным, каким образом духовная культура начинается до появления речи и разума. Мистика могла зародиться из культа почитания предков, которым передавались функции создателей мира и культуры: фантазия соединялась с реальностью, как соединяются два мира — чувственный и сверхъестественный. Последующая духовная культура представляет собой материализацию мистического опыта. Поэтому духовная культура идет не столько от сельскохозяйственных культур, сколько от культа — первых ритуалов. Облегчает переход от предков человеческих к предкам мифическим то обстоятельство, что «предки человеческого типа принадлежат, как и другие покойники, к миру невидимых сил. А этот мир очень близок к мифическому, если он даже и не сливается с ним. В обоих случаях сношения, которые можно иметь с этими предками, принадлежат к тому разделу опыта первобытных людей, который назван мистическим

 

  1. Игра как феномен культуры.

Каждая культура имеет перспективу  в том случае, если ее творцы и  носители способны к игре, а сама она демонстрирует игровую стихию.

Любой культуре присущ игровой элемент, являющийся неким внутренним механизмом, развивающим и организующим данную культуру. Культуру можно рассматривать либо как одну специфическую игру, в которую вовлечены все представители данной культурной традиции, имеющую уникальный характер, либо как совокупность различных игр, многие из которых присущи различным культурам и лишь некоторые имеют уникальный характер.

Возможности подвижных и народных игр в реализации социальных функций  физической культуры необходимо рассматривать  в рамках игровой теории культуры.

Игры позволяют моделировать разные аспекты реальности и тем самым облегчают их понимание.  А умение понять окружающее, т.е. интеллектуальное самосознание общества - это краеугольный камень культуры.

Игра, являясь простым и близким  человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Информация о работе Шпаргалка по «Культурологии»