Шпаргалка по «Культурологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:02, шпаргалка

Описание работы

1. Статус культурологии в системе современного гуманитарного знания.
2. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции.
.....
44. Культура и глобальные проблемы современности.
45. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы.
46. Тенденция культурной универсализации в мировом процессе.

Работа содержит 1 файл

kulturologia.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

Вполне закономерен вопрос о  соотнесении выделенных типов культур  с реальной исторической действительностью. Традиционные общества до сих пор  существуют в Южной Америке, Африке, Австралии. Их характерные черты во многом соответствуют типу культуры, описанному нами ранее. Реальное воплощение индустриальной культуры - США, урбанизированная (городская) часть стран Европы. Правда, надо иметь в виду, что в сельской местности развитых индустриальных стран существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в одной стране могут объединяться два типа культуры - унифицированно-индустриальная и этнически самобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур.

Традиционная и современная  культуры - два полюса в широком  спектре межкультурных исследований. Можно выделить также и смешанный  тип обществ-культур, вовлеченных в индустриальную модернизацию, но тем не менее сохранивших свои культурные традиции. В смешанном традиционно-индустриальном типе культуры относительно гармонично сочетаются элементы модернизации и этнически обусловленные стереотипы поведения, уклада жизни, обычаев, национальных особенностей мироощущения. Примером таких обществ являются Япония, некоторые страны Юго-Восточной Азии и Китай

  1. Типологические особенности русской культуры.

 

Само содержание древнерусской  культуры, характер и направление  ее развития, выдающиеся памятники искусства дают основание сделать вывод, что по своим типологическим чертам она существенно отличалась от культур раннефеодальных европейских цивилизаций. Мы можем вполне обоснованно говорить о ее типологических особенностях, определивших развитие русской культуры на всем протяжении ее истории

Первой такой особенностью стала  бинарность культуры, отчетливо проявляющаяся  и в художественной культуре Руси. В древнерусской культуре она  воплотилась в феномене двоеверия  — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств, поднявшем художественную культуру Древней Руси на гораздо более высокую ступень. При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. Расставание с языческими капищами и восприятие идущих из Византии духовных ценностей русской культуры происходило без излишней теософичности и рационалистичности, с сохранением жизнеутверждающего духа народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.  
Второй особенностью древнерусской культуры стала ее анонимность, соборность. Вместе с христианизацией на Русь пришла линеарная концепция истории, что позволило рассматривать Русь как составную часть всемирной истории. Соответственно вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все исторические события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей определенную направленность и начинает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этическим смыслом, вокруг нравственных оценок жизни начинается духовная борьба. Но, вступая в осевое время, древнерусская культура не обретала ярких индивидуальностей ни в поэзии, ни в философии, ни в искусстве. Не случайно мы не знаем автора «Слова о полку Игореве», так же обстоит дело с авторством многих древнерусских храмов и икон — зодчими и иконописцами. В древнерусской культуре сильно приглушено авторское начало, но при этом она поражает своей монументальностью и величием целого. Это начало, подразумевающее личную точку зрения автора, субъективную оценку, представление об авторской собственности, появляется лишь в XVII в. Причиной этого можно считать, что Русь включилась в осевое время лишь внешне, а не внутренне. Поэтому древнерусская культура не знает «единичного человека», а стремление людей к спасению связано с внеличными путями. Многие русские философы (прежде всего славянофилы) считали, что эта особенность культуры неразрывно связана с православием, которое не требует полного подчинения человека интересам церкви, но отвергает индивидуализм. В православной традиции, чтобы достичь истинного знания, спасения, нужно соборное единение людей, нравственная общность коллектива, когда человек сознательно отказывается от своего полновластия и сознательно подчиняется религиозной общине, что приводит к соединению людей.  
Анонимность древнерусской культуры неразрывно связана с ее каноничностью, господством внеличностных форм и стилей. Именно через канонические нормы, правила, традиции, жестко зафиксированные во всех сферах художественной культуры, полнее всего выражалось ее соборное начало. Повторяемость приемов, заимствование из одного произведения в другое, устойчивость форм и ситуаций, каноничность идеализированных героев и сюжетов, абстрагирование от конкретных деталей были призваны продемонстрировать вечность и неизменность происходящего и изображаемого. Поэтому творения художников того времени, часто оставаясь безымянными, пережили века.  
В-третьих, среди важнейших особенностей древнерусской культуры следует отметить приоритет искусства по сравнению с другими сферами культуры и иными способами познания мира. Прежде всего это касается философии, которая из трех возможных форм (нравственно-практического, или сократовского метода, аристотелевского метода логического анализа и метода художественного творчества) предпочитала первый и третий. Судя по всему, это было связано с анонимностью древнерусской культуры. Ведь для познания необходима личностная активность и ощущение ценности нового знания, потребность в индивидуальном поиске нового; для понимания же Достаточно приобщения к общей истине, приложения ее к собственной жизни и добровольного подчинения общепризнанным нормам и традициям. Отсюда приоритет эмоционально-чувственного переживания над интеллектом и логикой. Поэтому на Руси так высоко ценились подвижники духа, своей жизнью демонстрировавшие идеалы нравственной философии. С этим связан и высокий статус юродства на Руси, вполне сравнимого с античным кинизмом. На этой основе вырастает высокий статус художественного творчества, которое вполне может быть названо «умозрением в красках».  
Фактически лишь последние сто лет мы подходим к иконописи, да и к храмовому зодчеству как к искусству. До этого их воспринимали как необходимую часть христианского культа. Икона, церковная музыка, сам храм должны были воплощать в себе вечные истины Любви, Добра и Красоты, они воспринимались как символы этих истин — архетипов. Мастерство художника оценивалось именно с этих позиций. Такой подход позволял увидеть за внешней видимостью постоянно меняющегося мира незыблемые ценности, истинное начало и сущность мира, за преходящим и временным — вечность и неизменность. По сути дела это был ответ на вечные философские вопросы о смысле жизни и причинах бытия, выраженный методами художественного творчества. Поэтому известный русский философ В.В. Зенъковский назвал стиль древнерусской культуры мистическим реализмом, когда все вещественное, материальное служит лишь средством для выражения высшей истины и красоты, а во всех предметах и явлениях мира, творениях искусства видят не только внешние, но и внутренние пласты Бытия, духовный, божественный мир.

 

  1. Место России в дихотомии Запада и Востока.

 

Русское национальное самосознание рождалось  в попыткахосмыслить место России в дихотомии Запад — Восток. Если Запад представлялся для России чем-то достаточно монолитным вдуховном отношении, хотя и различающимся по линиям католицизма и протестантизма, то с Востоком дело обстояло сложнее. Для России, по словам Вл. Соловьева, всегда был выбор — быть Востоком Ксеркса или Христа, т. е. мусульманским или христианским. Этот культурно-религиозный выбор имеет нетолько историческое, но и глубокое философское значение.

Россия представляет собой промежуточный  тип цивилизационного развития с  элементами как западной, так и  восточной цивилизации, о которой речь шла выше, современное российское посткоммунистическое общество должно найти шанс вхождения в глобальную экономику, что становится императивом развития. Традиционный для России догоняющий путь развития вряд ли может быть успешным. Нужны, как полагают экономисты, социологи и политики, прорывные технологии на основе достижений науки и решения сложных социальных проблем в самой России. С философской точки зрения это означает необходимость глубоких изменений в менталитете миллионов граждан в относительно короткие исторические сроки. Это связано с реалистичными оценками будущего нашей цивилизации

 

  1. Специфика современного российского социокультурного пространства.

 

Современное социокультурное пространство как никогда ранее богато разнообразным наполнением. Многочисленные социальные системы, традиционно существующие и вновь появившиеся, выстраивают между собой взаимодействия, вступают в определенные отношения, пребывают в деятельностном состоянии. Складывается определенная культура взаимодействий, отношений, деятельности, которая вырастает из традиций и преобразуется в результате качественных изменений в жизнедеятельности социума. Широта понятия «культура» позволяет трактовать его применительно к социуму и как определенные достижения, и как процесс возделывания, выращивания, формирования новых социокультурных норм общения, отношений, деятельности. Переструктурирование социума обусловило появление понятия «субкультура» как культурное состояние конкретных субъектов.

Сочетание традиций и инноваций — главная социокультурная норма отношений старого и нового, исключающая их противопоставление и утверждающая их дополнительность. В одни исторические периоды наблюдается преобладание традиций, в другие — приоритеты инноваций. Среди факторов, определяющих инновационное состояние современного социокультурного пространства следует выделить те, в основе которых лежит синергетическая парадигма жизнедеятельности социума:

• новая логика формирования мировоззрения;

• субъектная позиция в социальных взаимодействиях;

• толерантность в социальных отношениях;

• самоорганизация в жизнедеятельности.

Инновационное наполнение социокультурного пространства призвана осуществлять система  образования, в том числе формирующаяся  система образования взрослых, которая как пирамида в вершине своей имеет систему непрерывного образования госслужащих. Расширение функций образования в связи со сменой императивов «образование на всю жизнь» на «образование через всю жизнь» требует переосмысления образовательной парадигмы. Современное российское массовое сознание находится в состоянии качественного изменения. Сформировавшийся тип мышления, поведения, деятельности своей доминантой имеет позицию, называемую психологами позицией «внешнего контроля», философами — «недостаточно субъектной», практиками — «исполнительской». Эти характеристики подчеркивают в отношениях человека с внешним миром завышение значимости внешних факторов и соответственно принижения значимости факторов внутренних. В связи с этим ответственность за самого себя (принятие жизненно важных решений и контроль за их исполнением) перекладывается во вне. Данные психологические проблемы становятся социально-экономическими и могут быть разрешены с помощью специалистов в системе дополнительного образования взрослых. Учет специфики образования взрослых усиливает внимание к методической стороне учебного процесса.

Новые цели и ценности обусловливают  инновационные технологии структурирования содержания. Новые требования к методам, реализующим в конкретных действиях  гуманизацию и демократизацию, духовность и толерантность, в основе своей должны иметь синергетическую модель взаимодействия, модель сотрудничества, сотворчества, мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные тренинги, т.е. организационно-деятельностные технологии.

Вопрос о формировании мировоззрения в этих условиях актуален не только теоретической постановкой, но и практической значимостью. Новая философия жизни требует объяснения отношений внутреннего и внешнего, идеального и реального, субъективного и объективного, духовного и материального, сознания и бытия, понимания себя в окружающем мире. Вполне синергетическая формула «Я в нем, он во мне» не стала общедоступной. Отношения мира внутреннего и мира внешнего как противоположностей все еще воспринимаются в логике противоречий, а не дополнений. Сформировавшийся стереотип мышления логику дополнения позволяет реализовать на уровне слова, но не дела. Автоматизм усвоенных моделей действий трудно поддается изменению как всякий закрепленный условный рефлекс. Окружающий мир является тем самым условием, которое рефлексы поведения закрепляют как объективный фактор и как субъективный, зависящий от, его восприятия, понимания, осмысления субъектом. Проблема воззрения на мир и себя в этом мире, т.е. проблема мировоззрения, чрезвычайно значима для реальной жизни. Логика континуума внутреннего и внешнего позволяет выстроить последовательность рассуждений. Контакт с окружающим миром — действие, которое как совокупность мысли, слова и движения отражает взаимопроникновение сознания и бытия. Стало быть, проникновение сознания в бытие есть предварительное осознание действия, его «проект», а проникновение бытия в сознание, его отражение в сознании, осознание действия после его совершения — рефлексия. И то и другое осознание едины и целостны, именно они, рассмотренные в логике дополнительности, изменяют внутренний образ, т.е. обусловливают образовательный процесс, формирующий мировоззрение, отношение с миром. Человек как проектировщик и оценщик собственных действий обретает высокий уровень ответственности за них, в чем и состоит его субъектность.

 

  1. Социальная типология культуры (элитарная, массовая).

 

В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение приобрели массовая и элитарная культуры.  
Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Эта культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации.  
 
Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем, полукультурой, поп-культурой.  
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.  
Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которая имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существующим условиям.  
Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».  
XXI в. вошел в историю человечества как век страха. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются катастрофы, чудовища (монстры), дьяволы, духи, инопланетяне.  
В последнее время в качестве повода для изображения катастрофы на телеэкранах все чаще стали использовать трагические события политической жизни — акты жестокого терроризма и похищения людей. И как результат, психика человека, «натренированная» фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни.  
Отличительными признаками «элитарной культуры» служат серьезность избираемой основной темы и затрагиваемых вопросов, глубокое проникновение в сущность явлений, утонченность и богатство выраженных чувств. «Элитарная культура» никак не связана с социальным статусом, а это значит, что степень совершенства в ней определяется не общественным положением создателей или потребителей объектов культуры, а лишь правдивостью и красотой самих этих объектов. 

 

 

  1. Социальная типология культуры (субкультура, маргинальная культура).

 

Субкультура — это часть общей  культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся  и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. 
 К числу субкультур относятся молодёжная, тюремная, цыганская и другие виды культуры.

 
МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность локальных К. (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Социокультурный статус М.К. определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична.

 

 

 

 

 

  1. Сущность процессов инкультурации и социализации.

 

Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.

Инкультурация — это процесс  приобщения индивида к культуре, усвоение им определенных привычек, норм и стереотипов  поведения. В узком смысле слова  под инкультурацией в современной  культурологии понимают восприятие культурных норм и ценностей ребенком.

 

В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями  «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Однако их не стоит смешивать. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена. В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру. Таким образом, индивид, срастаясь с родной культурой, становится человеком воспитанным.

Инкультурация - это постепенная  выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического  периода. Это длительное и постепенное  освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни.

Информация о работе Шпаргалка по «Культурологии»