Шпаргалка по «Культурологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:02, шпаргалка

Описание работы

1. Статус культурологии в системе современного гуманитарного знания.
2. Культурогенез как одно из основных понятий в культурологии и его концепции.
.....
44. Культура и глобальные проблемы современности.
45. Общекультурологический аспект взаимодействия общества и природы.
46. Тенденция культурной универсализации в мировом процессе.

Работа содержит 1 файл

kulturologia.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

Игра – одно из самых серьезных  занятий из всех на которые только способен человек, ибо она находится  в самом основании человеческого  бытия, с ее помощью человек обретает новые смыслы в жизни и расширяет свое жизненное пространство. Мир через игру раскрывает человеку свои тайны, а сам человек в награду за свое мужество и стойкость обретает новые горизонты, расширяя свои знания о мире и себе самом 

 

  1. Праздник как универсальная категория культуры.

 

Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для  общества и каждого индивида как  уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок.

Праздник как многомерный феномен  культуры в своем становлении  и развитии тесно переплетен с  такими культурными формами как  ритуал и миф.

ПРАЗДНИК как феномен культуры — день или дни торжества, установленные  в честь или память кого или чего-либо; в сознании человека П. ассоциируется с «временным вступлением в утопич. царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». П. — антитеза будням, обычной жизни, специф. кратковременная форма челов. Бытия.

П. всегда имеет оптимистич., жизнеутверждающий характер; его содержат. сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей. 

П. — своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение ущемление демократич. форм жизни об-ва, забвение нац. традиций, крушение идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комич. аспекте П., в его юморист, и сатирич. формах. П. — старейшая и перспективная форма бытия культуры.

 

 

 

  1. Стиль как структурная форма культуры.

 

Культура это система элементов, сцепленных определенным способом и образующих целостность, определенную модель, образец, тип. В последнем можно выделить форму и содержание, внешние и внутренние аспекты развития. Форма культуры зависит от присущего ей стиля. Понятие стиля Крёбер объясняет достаточно туманно, но все же из контекста его рассуждений следует, что это некий особый отпечаток на поведении людей, особенности материальной культуры, происходящие из специфики духовной культуры, ее ценностных ориентации. Каждой культуре присуща определенная доминантная идея, подчеркивающая ее выдающиеся достижения и уникальность. Например, особенность культуры майя он видел в изобретении письменности, календаря, прикладном искусстве. Им он противопоставлял инков как достигших наивысшего расцвета в области сооружения дорог и мостов. Доминантную идею народов Индии он видел в философии аскетизма и иерархии каст, японцев - в лояльности к императору. Крёбера упрекали за субъективизм в выделении ведущей идеи у конкретных народов, но это не означает непродуктивности данного принципа по отношению к изучению культур.

 

  1. Культурные традиции и инновации.

 

У культуры, как у всякого диалектически  развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны. 
Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.  
Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни.  
Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями. 
В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура. 
Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций. 
Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры имея особо важное значение. Насколько этот вопрос практически важен показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.  
Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более высокую культуру невозможно. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.  
В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивные, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться.

 

  1. Ценности культуры

Ценности – выражение значимости для человека определенных явлений  действительности. Ценности – представления  об идеалах для большинства людей. В ценностях выражается смысл жизни (разделяемые в обществе убеждения в отношении целей, к которым люди должны стремиться и основных средствах их достижения). Ценность воздействует на социальную реальность через закрепление в сознании (индивидуальном и общественном).

Система ценностей:

- витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние.

- социальные – положение в  обществе.

- политические – гражданские  свободы, законность, гражданский  мир.

- моральные – добро, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность и т.д.

- эстетические – красота, идеал,  стиль, гармония, самобытность.

Смыслы и значения генерируются человеческим сознанием и влияют на социальную реальность.

Смысл – содержание, значение того или иного предмета, явления.

 

  1. Нормы культуры

Культура как фактор социальной регуляции включает нормативную  систему, ценности, смыслы, знания.

Нормативная система культур, предложенная американским социологом У.Г. Самнером (1840-1910) включает виды норм: обычаи, нравы, законы.

Нормы – границы отношения к  ценностям, стандарты, правила поведения  и суждения.

Типы норм:

- институциональный – нормы  запрета и нормы разрешения, зафиксированные  в официальных документах.

- статистический – стихийно  складывающиеся обычаи, традиции.

- конвенциальный – появившийся в результате общественного договора (дружеские, соседские и др.)

- эталонный – образцы для  подражания (в искусстве, религии)

Современная типология норм учитывает  привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, церемонии, ритуалы, нравы, запреты-табу, закон и право, аномию, увлечения.

Обычай – коллективная, массовая форма поведения, нравы – особо  оберегаемые, высоко чтимые обществом  массовые образцы действий

Закон – разновидность нравов, норм, правил поведения, оформленных  государственным органом и требующих неукоснительного выполнения.

Нормативная система придает стабильность, устойчивость обществу, в нормах находят  свое выражение ценности.

Ценности – выражение значимости для человека определенных явлений  действительности. Ценности – представления об идеалах для большинства людей. В ценностях выражается смысл жизни (разделяемые в обществе убеждения в отношении целей, к которым люди должны стремиться и основных средствах их достижения). Ценность воздействует на социальную реальность через закрепление в сознании (индивидуальном и общественном).

Система ценностей:

- витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние.

- социальные – положение в  обществе.

- политические – гражданские  свободы, законность, гражданский  мир.

- моральные – добро, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, порядочность и т.д.

- эстетические – красота, идеал,  стиль, гармония, самобытность.

Смыслы и значения генерируются человеческим сознанием и влияют на социальную реальность.

Смысл – содержание, значение того или иного предмета, явления.

Значение – обозначаемое имя  предмета.

 

  1. Эволюционные концепции развития культуры. 

Сущность эволюционной концепции культуры состоит в представлении социокультурного развития общества как поступательного движения вперёд от примитивных к сложнейшим культурным формам и видам взаимодействий.

К эволюционной теории культуры относят  и концепции индустриального  и постиндустриального общества.

Эволюционная иеория  делает акцент на необратимость культурной динамики и утверждает что развития происходят от простого к сложному. Развиваясь  человеческая культура усовершенствуется и этим обусловливается непрерывный прогресс человеческой истории. Внутри этой модели выделяется однолинейная концепция развития культуры и многолинейная. Согласно однолинейной – развитие идет путем усовершенствования человеческого рода путем усложняющейся организации человека и общества. В процессе эволюции  происходит смена 3 универсальных этапов:

а) дикость

б) варварство

в) цивилизация

Прохождение этих этапов является неизбежным и обязательным для всех народов. Многолинейная концепция -отказывается от признания всеобщих законов развития, основное внимание здесь уделяется проблеме культурной адаптации, которая представляет собой  приспособление к среде. В ходе этого приспособления происходит усложнение культуры, возникновение новых культурных феноменов.

 

  1. Циклические концепции развития культуры (Н.Данилевский)

 

Развивая свою концепцию, Данилевский  приходит к выводу, что нет единой культурно-исторической линии в  развитии человеческого общества и не существует всеобщий исторический закон возникновения культуры.

Прежде всего, он противопоставляет  свою позицию европоцентристским воззрениям, утвердившимся в науке к середине ХIХ в. Данилевский отвергает мнение о рассмотрении западноевропейской цивилизации в качестве универсальной и обязательной для всех народов. Говоря о Европе, Данилевский утверждает, что это, прежде всего, германо-романская цивилизация, что она имеет отличительные черты, свое особое лицо. Так же, как имеют свои оригинальные черты другие культуры, существовавшие или существующие в истории. В качестве примера Данилевский приводит китайскую цивилизацию, достигшую еще в древности потрясающих результатов в культурном развитии и обогатившую мировую культуру выдающимися достижениями. Каждая из цивилизаций прошла свой уникальный путь и не тождественна общечеловеческой. Критикуя принятую в XIX в. периодизацию истории на древнюю, среднюю и новую и отстаивая свои взгляды на многообразие в культурном развитии народов, Данилевский вводит понятие культурно-исторических типов, которое является главным в его концепции. Критериями, определяющими культурно-исторический тип, являются своеобразные типы религий, государственного устройства, культурного и художественного творчества, языковая близость. Он выделил несколько культурно-исторических типов и перечислил их в хронологическом порядке:

-         египетский;

-         китайский;

-         ассирийско-вавилоно-финикийский (или древнесемитский);

-         индийский;

-         иранский;

-         еврейский;

-         греческий;

-         римский;

-         новосемитский или аравийский;

-         германо-романский.

Позднее он дополняет этот список еще двумя формирующимися типами – славянским и новоамериканским (США). Кроме того, он упоминает еще о двух американских типах – мексиканском и перуанском, имея в виду цивилизации майя и инков, которые погибли в ходе испанской экспансии в Латинскую Америку.

Развивая концепцию культурно-исторических типов, Данилевский выделяет также  группы уединенных цивилизаций (китайская, индийская) и преемственных (египетская, греческая, римская, еврейская и европейская). Каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу, которую должна решить, свою идею и отдельную сторону жизни, которые стремится осуществить. Задача, идея, стороны жизни тем более отличны от других и оригинальны, чем отличнее сама национальность в этнографическом, общественном, религиозном и исторических отношениях. В своей концепции он выделяет народы, несущие разрушительную силу. Это гунны, монголы, турки, которые уничтожили ослабевшие цивилизации.

Важнейшей особенностью концепции  Данилевского является то, что он  не противопоставлял понятия культура и цивилизация и сравнивал развитие культурно-исторических типов с живыми организмами. Проводя  аналогию  с  живыми  организмами,  Данилевский  выделял  в культурной жизни народов период роста, развития, накопления творческих сил. Период роста и развития неопределенно продолжителен, а период цветения и плодоношения – очень краток. Израсходовав свой потенциал, культурно-исторический тип вступает в последний период существования – время, когда происходит застой жизни, останавливается прогресс. Обосновывая свою концепцию культурно-исторических типов, Данилевский назвал пять основных законов развития и роста цивилизации:

Всякое семейство народов, принадлежащих  к одной языковой группе, составляет культурно-исторический тип, если народы духовно способны к историческому  развитию и прошли стадию становления.

Для подлинного рождения и развития культуры народ  должен достичь политической независимости.

Основные  принципы цивилизации одного культурно-исторического  типа не передаются народам другого  типа, но невозможность передачи цивилизации не исключает того, что она может воздействовать на развитие других цивилизаций. Так европейская цивилизация распространилась в Северной Америке, загнав индейцев в резервации, А. Македонский принес греческую культуру в Птоломеевский  Египет, Петр I «прорубил окно в Европу».

Информация о работе Шпаргалка по «Культурологии»