Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит подробные ответы на билеты по "Культурологии".

Работа содержит 1 файл

Ответы.docx

— 262.30 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Художественная культура эпохи Барокко.

Культура XVII в. воплощает  в себе всю сложность этого  времени. Трудно найти столетие, которое  бы дало столько блестящих имен во всех областях человеческой культуры. Европа XVII в. – это эпоха мануфактурного производства и водяного колеса –  двигателя. Развитие мануфактурного производства порождало потребность в научных  разработках. Такие ученые, как Коперник, Галилей, Кеплер внесли принципиальные изменения во взглядах на библейскую картину мироздания. В разработках  Лейбница, Ньютона, Паскаля была раскрыта несостоятельность средневекового природы. Все это позволило сделать  массу открытий и изобретений. Созданы  алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения  и интегральное исчисление в математике, сформирован ряд важнейших законов  в физике, химии, астрономии.

Для духовной жизни общества XVII в. большое значение имели великие  географические и естественно-научные открытия: первое плавание Христофора Колумба в Америку, открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана, открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, исследования Галилея.

Новые знания разрушили прежние  представления о неизменной гармонии мира, об ограниченном пространстве и  времени, соразмерных человеку.

“Время барокко” включает в себя много стилей и направлений (маньеризм, классицизм, барокко и  рококо) и “стиль барокко”.

Стиль барокко связан прежде всего с архитектурой и подчинял себе, соразмеривал с собой скульптуру (садово-парковую, интерьерную, рельефную резьбу), ДПИ и живопись (церковные и светские фрески, плафоны, парадный портрет).

Время барокко способствовало формированию национальных художественных школ со своими особенностями (Фландрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Германия).

Термин “барокко” переводят  как “причудливый, странный, вычурный”. Происхождение его не вполне ясно: то ли из лексикона средневековой  логики, то ли от слова, означающего  жемчужину неправильной формы.

Слово “барокко” французского происхождения. “Словарь Академии”  впервые фиксирует его в 1718 г. В быту это слово и сейчас употребляется  как синоним странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного. Этим термином пользовались ювелиры, обозначая  им нестандартные жемчужины, которые  мастера эпохи барокко умели  использовать в декоративных целях.

Долгое время это слово  символизировало дурной вкус, что-то неуклюжее; выражало неодобрительное  отношение французских классицистов XVII в. к художественному стилю  итальянского происхождения.

Итак, барокко – это  стиль (стилевое направление) в европейском  искусстве к XIV – середине VIII вв. Должно быть, в этом стиле и в  самом деле есть что-то причудливое  и странное, если даже специалисты  сильно расходятся в его оценке. Одни считают, что искусство барокко  – неправильное, взвинченное, громоздкое, противоречит гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Другие видят  в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте и поэтому  считают его скорее продолжением Возрождения. Есть третье мнение: искусство  барочного типа – это поздняя, кризисная стадия разных эпох в художественной культуре. В то же время многие ученые настаивают, что кризисная стадия Возрождения еще не барокко, дают ей особое наименование – маньеризм.Тем не менее даже знатоки не всегда решатся с уверенностью сказать, принадлежит автор к Возрождению, маньеризму или к барокко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культурный феномен классицизма.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) сложился в XVII веке во Франции, а в XVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Иными словами, классицизм стремился  все разложить по полочкам, для  всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.)[1]. В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).

Для театрального искусства  классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное  чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра.

Основоположником европейской  классической комедии является французский  комедиограф, актер и театральный  деятель, реформатор сценического искусства  Мольер (наст, имя Жан-Батист Поклен) (1622—1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 г. он получил разрешение короля играть со своей труппой в придворном театре в Париже. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте (ит. commedia dell'arte — комедия масок; основные маски — Арлекин, Пульчинелла, старик купец Панталоне и др.), Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве»). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Наиболее зрелым воплощением  комедии нравов признаны «Севильский  цирюльник» и «Женитьба Фигаро»  великого французского драматурга Пьера  Огюстена Бомарше (1732—1799). В них изображен  конфликт между третьим сословием  и дворянством. На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта и Дж. Россини.

Классическая комедия  развивалась также в Италии и  Англии. И в XVIII в., несмотря на экономический  спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне  вместе взятых. На венецианские карнавалы  тогда, как и двести лет спустя, съезжались люди со всей Европы. Здесь  творил Карло Гольдони (1707—1793), создатель  национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии  и театра, вытеснив искусственный  жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества. Его перу принадлежит 267 пьес, в том числе «Слуга двух господ», «Хитрая вдова» и «Трактирщица». Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720—1806). Он писал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам», «Турандот» и другие о жизни театральной Венеции.

Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Ричард Бринсли Шеридан (1751 —1816). Наибольшую известность получили его комедии нравов, прежде всего «Школа злословия», направленная против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.

Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками классической трагедии считают двух других французов. В  пьесах Пьера Корнеля (1606—1684) и Жана Расина (1639—1699) строго выдержано золотое  правило классической драмы —  единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут  пафосом и патетикой. В основе большинства пьес лежит трагический  конфликт страсти и долга. В трагедии «Гораций» Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов). В трагедиях «Митридат», «Федра» Расина дано поэтическое изображение трагической любви и противоборства страстей в человеческой душе, утверждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Семья, государство и монархия, по Расину, незыблемы, верность им должен сохранять каждый гражданин. Французский театр эпохи классицизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу.

Строгие правила классицизма  сформулировал французский поэт Никола Буало (1636—1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века.

Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII вв многих европейских стран, в том числе России.

Литература классицизма  развивалась под знаком господства рационализации художественной мысли, поскольку содержанием литературного  процесса стало освобождение чувств, мыслей и представлений человека от гипноза иррациональной соборности прошлого. Новое сознание в качестве динамически активной силы было противопоставлено  окружающей действительности, косному  и неподвижному миру вещей, Разум  просвещенного человека утверждается как начало, превосходящее объективную  действительность. Логика дана лишь сознанию и отрицается в вещах и явлениях. Волевой интеллект господствует над материальной данностью, внешний  мир предстает в непросвещенной сознанием стихийности. Поэтому  герои литературы классицизма погружены  в глубокие раздумья, рассуждают и  спорят, полемизирует с неприемлемыми  взглядами[2].

Литературное творчество в целом сохраняет упорядоченный, подчиненный сознанию характер, его  предмет предстает ясным и расчлененным. Поэзия строилась на гармонической соотнесенности между человеком и миром, на их соответствии друг другу, на безграничности познания. Писатели классицисты сходили в своих представлениях о человеке из определенной нормы. Герой должен соотносить свои поступки с нормой, только при этом условии он может ориентироваться и в искусственном мире поэзии и в естественном мире природы. Искусство призвано формировать идеалы, стоящие выше преходящего и изменчивого.

Читатель эпохи классицизма  постепенно приобщается к античной поэзии, истории, которые наряду с  философией, архитектурой стали противостоять  библейским легендам, житиям.

Решительные сдвиги связаны  с новыми принципами письменного  слова. Оно теряет свой культовый  характер, насыщается деловыми, бытовыми функциями. Акт чтения уже не составляет привилегию священнослужителей. Развитие книгопечатания, чрезвычайно интенсифицирующее  механизм переписки и переиздания, способствовало разрыву тесной связи  между автором и текстом, который  уже напрямую не имеет отношения  к стоящему за ним обряду. Светский характер книжного дела позволяет активизироваться индивидуальным авторским формам и  начинаниям.

Особую роль приобретает  в эпоху классицизма филология, находясь в центре гуманитарных наук. Поэты изучают не только древние  тексты, но и обращаются к письменному  языку правовых узаконений, философских  размышлений, общественных деклараций, риторических трактатов; возникает  совершенно новый тип писателя, светского  интеллигента, отличающегося свободолюбивым и разносторонним характером своих  духовных запросов и умонастроений. Литература классицизма реализует  смысловые потенции образа в художественном слове, наступает эпоха профессионализации поэтов, художников, музыкантов.

Свое самостоятельное  существование музыка закрепляет в  звуке, живопись в краске и композиции. Особенно активно новые тенденции  проявляются в архитектуре и  скульптуре, так как они предельно  последовательно соответствуют  принципу зрелищности. Почти все  виды искусства постепенно лишаются культовых функций, приобретают  универсально светский характер.

В живописи тенденции классицизма  намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет  наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов  он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма  был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рационализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих  над хаосом и текучестью чувственных  восприятий. Предметом искусства  классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов  Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.

Иногда специалисты различают  академический классицизм первой половины XVII века и неоклассицизм конца XVIII — начала XIX вв. Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594—1665). Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена — это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600—1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.

Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного  искусства вернется другой знаменитый француз — живописец Давид (1748—1825). Возвращение классицизма получит  наименование неоклассицизма. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в  Италию знакомиться с памятниками  античности. Будучи в Риме, он выработал  строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться  с врагами. Античной теме любви к  родине посвящена известная картина  Давида «Брут», на которой главный  герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить  собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид  — один из величайших исторических портретистов. Он завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"