Становление Микеланджело как художника

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 22:01, реферат

Описание работы

Творчество Микеланджело было связано с Флоренцией и Римом. Искусство в эпоху Возрождения приобрело большое общественное значение. Его развитие в известной мере было связано с соперничеством правителей разрозненных итальянских городов и областей, которые видели в покровительстве искусству и художникам, в поддержании блеска своего двора один из способов утверждения своего могущества.

Содержание

1.Введение

2.Становление Микеланджело как художника

3. Творчество

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 964.00 Кб (Скачать)
 

       Содержание

       1.Введение

       2.Становление  Микеланджело как художника

       3. Творчество

       Заключение

       Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

                                                     

       Введение

       6 марта 2005 г. Исполняется 530 лет  со дня рождения одного из  титанов эпохи Возрождения в Италии, величайшего скульптора, живописца, архитектора, чье многогранное творчество представляется одной из вершин мирового реалистического искусства. Ему не было равных в области монументальной пластики, в создании величественных скульптурно – архитектурных и живописных ансамблей, и теперь поражающих глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей. Созданные им художественные образы стоят в ряду с величайшими творениями мирового гения. На протяжении всего длительного творческого пути художника в центре его внимания находился человек – герой, действенный, активный,  волевой, прекрасный. И свой идеал он сохранил даже в период крушения Возрождения, хотя в поздних его произведениях остро звучит тема страдания, мучительного внутреннего надлома, трагического неприятия мира.

       Начало  творческого пути Микеланджело приходится на период высочайшего подъема итальянской  культуры. Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения. Интерес к окружающему миру и  реальному человеку, страстная жажда познания привели к утверждению новых образов, сообщили искусству величественный пафос жизнеутверждения.

       С конца XV в. ведущим центром итальянского Возрождения становится Рим, столица католического мира, куда папа стремится собрать весь цвет итальянского искусства. Однако расцвет искусства Высокого Возрождения продолжался здесь недолго – всего три десятилетия.  А с 40-х годов XVI в. хранительницей и продолжательницей прогрессивных идеалов Возрождения становится Венеция.

       Творчество  Микеланджело было связано с  Флоренцией и Римом. Искусство в эпоху Возрождения приобрело большое общественное значение. Его развитие в известной мере было связано с соперничеством правителей разрозненных итальянских городов и областей, которые видели в покровительстве искусству и художникам, в поддержании блеска своего двора один из способов утверждения своего могущества.

       Как и большинство его современников, Микеланджело выполнял заказы главным  образом римской католической церкви. За свою долгую жизнь он работал при папах Александре VI, Пие III; при Юлии  II, с именем которого связаны самые бурные и тревожные события в жизни художника, при Льве X, Андриане VI, Клименте VII и Павле III. Поэтому многие его произведения как скульптурные, так и живописные созданы на религиозные сюжеты. Это «Мадонна с младенцем», «Оплакивание Христа», «Положение во гроб» и т.д. и т.п. Но даже тогда, когда к концу жизни он работал как художник, не по заказу, а «для себя», религиозные темы занимают в его творчестве главное место, хотя, конечно же, не исчерпывают всего его творчества.

       Однако  в традиционные религиозные сюжеты, которые уже не раз разрабатывались  до него многими художниками и  имели свою «иконографию», равно  как и в сюжеты мифологические или исторические, Микеланджело вкладывал особый смысл и особое содержание.  Он использовал сюжет как повод для раскрытия больших человеческих и идей своего времени.

       Религиозные и мифологические герои становились  для Микеланджело воплощением прекраснейших  человеческих качеств физических и  нравственных, активного волевого начала, действенности, благородства устремлений. Вот почему так охотно он обращался к образам библейских героев, к героическим образам пророков и сивилл, титанически-сильных, мудрых, вдохновенных, воплощающих представление о ренессансном идеале гармонической личности. Микеланджело был величайшим из великих создателей искусства Возрождения, своим творчеством указавший пути его дальнейшего развития.

 

                                Становление Микеланджело как художника. 

       Микеланджело  родился в местечке Капрезе, недалеко от Флоренции, в семье происходившего из древнего, но обедневшего рода Лодовико Буонарроти Симонии, который в то время был градоправителем (подеста) Капрезе и Кьюзи. У Микеланджело было четыре брата – старший и трое младших. Когда ему было шесть лет, умерла мать. По истечении срока службы в Капрезе отец с семьей вернулся во Флоренцию. Вскоре после приезда Микеланджело поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Однако неодолимая склонность к искусству приводит его в мастерскую одного из самых известных живописцев Флоренции – Доменико Гирландайо, автора многих монументальных росписей и станковых произведений.

       Чтобы начать свой путь в искусстве, юному  Микеланджело пришлось с трудом преодолеть сопротивление отца, который не видел разницы между скульптором и каменотесом и поэтому считал занятия сына «недостойными древнего рода Буонарроти».

       В мастерской Гирландайо Микеланджело пробыл не многим более года. Уже в 1489 г. он перешел в художественную школу, основанную правителем Флоренции Лоренцо Медичи. Школа эта располагалась в так называемых садах Медичи при монастыре Сан Марко. Преимуществом этой школы было то, что ученики ее, свободные от цеховой обстановки и необходимости помогать учителю в исполнении заказов, получали возможность, осваивая мастерство, развивать свою индивидуальность. Кроме того, школа эта была создана на базе прекрасной коллекции античных и современных произведений искусства, собранных семейством Медичи.

       Здесь Микеланджело нашел второго своего учителя – скульптора Бертольдо ди Джованни, учившегося в свое время у великого итальянского скульптора XV в. Донателло. Таким образом, получив основательную подготовку в области рисунка и живописи от первого учителя, Микеланджело наследует мастерство скульптора – от второго. От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности.

       Рано  проявившаяся огромная одаренность  скульптора открывает Микеланджело доступ ко двору Лоренцо Медичи, одному из самых блестящих и крупных  центров итальянской культуры эпохи  Возрождения. Правитель Флоренции сумел привлечь  к себе таких известных философов, поэтов, художников, как Пико дела Мирандола, глава школы неоплатоников Марсилио Фичино, поэт Анджело Полициано, художник Сандро Боттичелли.

       Приобщившись  к высокой утонченной культуре двора Лоренцо Медичи, личным покровительством которого он пользовался, проникнувшись идеями передовых мыслителей того времени, усвоив античную традицию и высокое мастерство непосредственных своих предшественников, Микеланджело приступил к самостоятельному творчеству.

       Ранние  из дошедших до наших дней произведений Микеланджело – мраморные рельефы  «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы», исполненные в 1490-1492 гг. к концу  пребывания в художественной школе. Уже в этих юношеских произведениях  Микеланджело можно почувствовать своеобразие и силу его дарования. Исполненные 15-17 – летним художником, они не только представляются совершенно зрелыми, но и по-настоящему новаторскими для своего времени.

         «Мадонна у лестницы» выполнена  в технике низкого рельефа,  напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (пути), изображенных на верхних ступенях лестницы. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Главное место в рельефе принадлежит мадонне, величавой и серьезной. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Однако особая ее сосредоточенность, сильно звучащая героическая нота, контраст мощных рук и  ног с изяществом и свободой трактовки живописно – певучих складок ее длинного одеяния, удивительный в недетской силе младенец на ее руках – все это идет от самого Микеланджело. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем – огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии.

       Иной  характер у рельефа – «Битва кентавров». Он поражает мощной динамикой, бурным движением, пронизывающим всю композицию, богатством пластики. Люди и кентавры сплетаются в смертельной схватке. Фигуры сражающихся заполнили все поле рельефа, удивительного в своей пластической и драматической целостности. Среди клубка сражающихся выделяются отдельные, идеально прекрасные обнаженные фигуры, моделированные с точным знанием анатомического строения человека. Некоторая незавершенность отдельных частей рельефа усиливает по контрасту выразительность фрагментов, законченных со всей тщательностью и тонкостью. Проявившиеся черты монументальности в этом сравнительно небольшом по размеру произведении предвосхищают дальнейшие завоевания Микеланджело в этой области.

       Свежесть  и полнота мироощущения, стремительность  ритма придают рельефу неотразимое  обаяние и неповторимость.

       Недаром же Кондиви свидетельствует о  том, что Микеланджело в старости, глядя на этот рельеф, сказал, что  «осознает ошибку, которую он сделал, не отдавшись всецело скульптуре»1. На протяжении всей своей жизни, считавший себя скульптором, Микеланджело жалел о том времени, которое он упустил для скульптуры, занимаясь, как ему казалось, не своим делом – живописью и архитектурой.

       Смерть  в 1491 г. Бертольдо, а в следующем  – Лоренцо Медичи словно бы завершили  период четырехлетнего обучения Микеланджело в садах Медичи. Начинается самостоятельный творческий путь художника, обозначившийся, впрочем, уже в годы обучения, когда он исполнял свои первые работы, отмеченные чертами яркой индивидуальности. Эти ранние его произведения свидетельствуют и о качественном сдвиге, который произошел в итальянской скульптуре – о переходе от раннего к Высокому Возрождению.

       Микеланджело  покидает Флоренцию. Поездка в Венецию, а затем в Болонью и Рим  завершают его художественное образование.В  Болонье Микеланджело изучает творения Данте и Петрарки, под воздействием канцон которого начинает создавать свои первые стихи.

       Творчество

«Не родился  еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий итальянский  скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело.

       Он  создал гениальные, титанические произведения и еще более значительные мечтал создать. Однажды, когда художник был  на мраморных разработках в Карраре, он задумал высечь статую из целой  горы. Он представил себе — корабль  возвращается домой из далекого плавания, и вместе с цепью гор из синего моря поднимается белая, сверкающая на солнце огромная статуя. Несокрушимая, как сама гора, она прославляет красоту и силу свободного человека...

Микеланджело  родился 6 марта 1475 г., детство провел во Флоренции. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. К 25 годам он создал уже много скульптурных работ, лучшие из которых — «Вакх» (1496 — 1497, Национальный музей, Флоренция) и «Оплакивание Христа» (1498 — 1501, собор св. Петра, Рим).

      В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу. Один скульптор начал  высекать статую из мраморной глыбы  высотой более 5 м, но испортил мрамор и бросил его. Лучшие мастера, даже Леонардо да Винчи, отказались делать скульптуру из этого искалеченного мрамора. Микеланджело согласился. Через три года статуя была готова. Это отважный юноша Давид, который, согласно древней легенде, победил в единоборстве великана Голиафа. Скульптор показал своего героя в момент, когда тот приготовился к битве: брови его сдвинуты, ноздри раздуты, широко раскрытыми глазами смотрит он на великана, сжимая в левой руке пращу. В 1505 г. статую поставили на площади Флоренции, под открытым небом, чтобы ее видели все. Более трех столетий простояла здесь любимая мраморная статуя флорентийцев, которую жители называли Гигантом.

В 1873 г. статую перенесли в Академию изящных  искусств, в специально для нее  построенный зал. На ее месте на площади  Синьории по требованию жителей была поставлена мраморная копия, а на площади Микеланджело в 1875 г., когда отмечалось 400-летие со дня рождения скульптора, воздвигли бронзовую копию Давида.

В 1508 г. папа Юлий II дал Микеланджело заказ  — сделать роспись потолка  Сикстинской капеллы в Ватикане. Размеры будущей росписи превышали 600 м2. В невероятно трудных условиях, лежа на спине на высоких лесах, художник сам, без помощников, воссоздал в огромной фреске на потолке капеллы библейскую легенду, повествующую о событиях от сотворения мира до потопа. Один из ярких образов этой росписи — первый человек Адам. Мужественный и прекрасный, с еще неразбуженной мыслью и нераскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руку к создавшему его богу. Через плечо бога смотрит ангел, изумленный красотой человека. Роспись потолка Сикстинской капеллы — образец понимания синтеза живописи и архитектуры в эпоху Возрождения.

Четыре  года провел Микеланджело за этой работой. От чрезмерного и постоянного  напряжения у художника болело все  тело, его глаза почти перестали  видеть. Постепенно этот недуг прошел.

В 1520 г. Микеланджело принялся за сооружение во Флоренции гробницы семьи Медичи — правителей города. Римский папа, сам принадлежавший к роду Медичи, стремился покорить Флоренцию. Но в 1527 г. Флоренция восстала, изгнала тиранов и восстановила республику. Убежденный республиканец, Микеланджело принял деятельное участие в защите родного города: он был назначен главным инженером всех укреплений Флоренции. Но республика была снова побеждена, и художнику пришлось долго скрываться.

Информация о работе Становление Микеланджело как художника