Типология культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:42, реферат

Описание работы

Типология культур строится на основании нескольких критериев. Таких критериев, или оснований может быть много, например: связь с религией ( культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Работа содержит 1 файл

доклад по культуралогии Microsoft Office Word (4).docx

— 40.80 Кб (Скачать)

1.Типология культуры 

Типология культур  строится на основании нескольких критериев. Таких критериев, или оснований  может быть много, например: связь  с религией ( культуры религиозные  и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому  типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального  общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид  деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и  городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Типология культуры — от греч. “типос” (вид, форма) и “логос” (слово, учение, наука) — учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую, как, например, в концепции Шпенглера, они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о восьми равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В то же время при осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала. 
В первую очередь, это страны Востока, свое отличие от которого уже очень остро осознавали древние греки. В особенности большое внимание проблеме Восток-Запад уделяли исследователи, рассматривавшие мировое историческое развитие в плане встраивания  все страны в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Однако современные исследователи отмечают, что понятия “Восток” и “Запад” не получили научного статуса в культурологии и могут употребляться весьма условно. Ведь даже в географическом плане ,  деление на Восток и Запад у разных народов истолковываются по-разному. Нам, выросшим в европейских традициях, более всего понятно противопоставление, начало которому положили древние греки (Древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта. Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другое дело, что их пути были разными и к современному состоянию культуры они пришли по-разному. Только Европа создала современную науку с ее техническими достижениями и мощным индустриальным базисом высокого уровня потребления. Восточные страны “усвоили” научный опыт, произошла “трансплантация” (пересадка) науки в иную культурную среду, и там, где национальная культура показала свою жизнеспособность, наука была адаптирована и вошла в систему образования и производства. 
Учитывая приведенные обстоятельства, в исторической типологии культур можно использовать следующие принципы:

  • Географический (локализация культур в географическом пространстве);
  • Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т.е. локализация во времени);
  • Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).

Построить типологию  мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого  времени, принадлежащая немецкому  философу и культурологу Карлу Ясперсу. Согласно Ясперсу, ось мировой истории  следует отнести ко времени 500 лет  до н.э., когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот  в историческом развитии: приходит конец мифологической эпохе с  ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с  мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий. В Индии зародился буддизм, в Китае получили равитие конфуцианство и даосизм — философские школы, во многом определившие облик его культуры по настоящее время. 
Подобного рода процессы происходили и на Западе (в Греции). Суть этих процессов состояла в пробуждении индивидуального сознания. Но не во всех странах произошло открытие человеком самого себя. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством. Эти культуры оказали опосредованное воздействие на современность через дошедшие до нас культурные традиции, литературные и
археологические памятники.                                                                                                                                                                       Таким образом, любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. Термин <тип> предполагает, что национальные культуры - русскую, французскую или китайскую - мы можем сравнивать и находить в них типичные черты. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные. В таком случае латиноамериканская культура, культура постиндустриального общества или культура охотников и собирателей должны именоваться культурными типами. 

2.Массовая и элитарная культура.

Массовая  культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа., средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.                                                       Массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.                                                                                                            Формируемое массой культурой сознание многообразно в своих проявлениях. Оно отличается консервативностью инертностью, ограниченностью. Оно не может и не стремится охватить процессы во всей их сложности, взаимодействии и развитии. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез, в сочетании с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни формирует конформизм. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популярная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, а боевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.

Основные  формы культуры

Формы культуры Опознавательные признаки Изучающие их науки
Элитарная (высокая) культура Живопись, скульптура, архитектура, литература, иконопись, мозаика, собор Искусствоведение, литературоведение
Народная  культура Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай Этнография, антропология, фольклористика
Массовая  культура Эстрада, шлягер, китч, сленг, цирк, радио, телевидение Социология, философия
 
 

Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в  единственном числе.

Понятием культура обозначают так же для обозначения  отдельных сфер и компонентов  национальной культуры. Употребляя его  в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.

Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей. Концепцию элитарной культуры разрабатывали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр разделяет людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и «людей пользы» которые ориентированы исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» дополнил концепцию элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям. 

3.Происхождение  и взаимодействие этнической  и национальной культуры.                     Важным для построения культурной типологии является определение понятий       "этническая" и "национальная" культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание. Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев.                                                                                                                                     В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.                                                                                                   Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения "мы" и "они". Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.                                                   От этнической следует отличать национальную культуру. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы. 
Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры ( литература, философия, наука, право и др.).                                                                                                                                                Кроме того, современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны "молодые нации" Нового Света - американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами, во Франции - между бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, африканцы и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают законы этой страны и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.                                                                                                            Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура является источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постоянно находится в движении. И чем больше открыта национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, национальные их нивелируют.Кроме того, до определенного времени национальная культура может оставаться чуждой народу, далекой от него и непонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности). Она может нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика. Может сложиться такая ситуация, что национальная культура уже формируется, а нации как таковой еще не существует. В этих условиях нация предстает скорее, как духовная, идеальная общность, как лишь национальная идея (подобно, например, русской идее), но еще не как реальная общность.Такая ситуация имела место в русской истории. У нас существовало противостояние интеллигенции и народа, стихийно-бытовой культуры народных, преимущественно крестьянских масс, замкнутых в пределах "мира" своей деревенской общины, и городской культуры европейски просвещенной прослойки из среды дворянства и разночинства. Не случайно в России возникло такое явление, как народничество. Это было хождение в народ русской интеллигенции с тем, чтобы понять его жизнь, просвещать его, улучшать его экономическое положение. В России возникает и такое духовное явление, как почвенничество - стремление объединить высшие слои общества с почвой, т.е. русским народом, который воспринимался русской интеллигенцией как носитель религиозно-нравственных начал.  Разрыв между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).                                                                                                     Нация - образование более высокого порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит - и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всей нации. Язык становится важнейшим средством национальной интеграции культуры. Из наличия специфических черт национальной культуры неправомерно делать однозначный вывод о том, что эти черты уникальны. Так, английский язык является литературным и государственным языком для американской, австралийской и новозеландской наций, а испанский для большинства стран Центральной и Южной Америки. В силу взаимодействия национальных культур некоторые их особенности относительны и характеризуют сразу несколько национальных образований.

Информация о работе Типология культур