Типология культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:42, реферат

Описание работы

Типология культур строится на основании нескольких критериев. Таких критериев, или оснований может быть много, например: связь с религией ( культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Работа содержит 1 файл

доклад по культуралогии Microsoft Office Word (4).docx

— 40.80 Кб (Скачать)

4.Субкультура  и контркультура. 

Культура — это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура — это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура — современное порождение городского уклада жизни.

Думается, что причин для возникновения  субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.

Какие характеристики присущи субкультуре  вообще? Субкультура, как правило, частный  случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура — это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.

Sub по-латыни  — это «под», другими словами,  по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), а соntra — «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт).

Поэтому понятие контркультуры акцентирует  момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок  по отношению к господствующей культуре. Данный термин появился в западных источниках в 60-е годы ХХ в.

Главная характеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления.

Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.

В научной литературе эти направления нередко по-прежнему называют контркультурой по отношению масштабов.

Под субкультурой чаще всего понимают культурно-специфическую  группу, компактную, сравнительно небольшую  и относительно изолированную от остальных, которая отличается от базовой  культуры по ряду признаков. В качестве таких признаков могут выступать  язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный  уклад, отношение к искусству. Эти  специфические признаки обычно порождены  относительно изолированным существованием этой группы.

Например, особые черты присущи укладу жизни  русских камчадалов вследствие удаленности  района их проживания от центра; казаков, которые издавна селились в приграничных районах и создавали особый уклад  жизни, в котором ключевая роль отводилась военной службе, защите отечества  от внешней опасности; старообрядцев, которые выбрали сознательный изоляционизм и пытались сохранить в неприкосновенности древние религиозные и культурные традиции.

Отличия субкультуры закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными  различиями. Эти особенности в  достаточной степени осознаются теми, кто включен в эту субкультуру. В художественном фильме Георгия  Данелия «Мимино» главному герою, отправляющемуся  из своего горного селения в «большой мир», соседи дают наставление: «Если  увидишь обидчика, не вздумай его  убивать! Могут неправильно понять». В этой курьезной фразе выражено совершенно четкое понимание отличий  своей культурной общности от других.

Обычно  субкультура не стремится к распространению  своей системы ценностей на всю  культуру. Её задача - сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.

В самом  общем виде субкультуры можно  разделить на две группы: естественные, которые возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер, и социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов.

К первой группе можно отнести субкультуры, в основе которых лежат возрастные, гендерные и этнические различия.

Таким образом, понятие "субкультура" в  первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и  жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или  подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто  общее.                                                                                                                                          Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур. Субкультура могут быть разных типов:                                                        подростково-молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность;                                                                                                                                  криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр.), создающие стандарты поведения, типичные только для данной среды обитания                                                                                           религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «АУМ Синрике» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину.                                                                                                  Характеризуя то или иное общество, мы говорим об определенном уровне его развития, развития творческих сил и способностей его членов, находящих свое выражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Таким образом, мы говорим о культуре общества как совокупности достижений членов этого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Существует  в научной и публицистической литературе еще одно понятие: контркультура, т.е. совокупность принятых в данной социальной группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей или всеобщей культуры.                                                                              Контркультура - понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическом отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов"[14].

Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру.

В конце 20 в. культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике. Тема эта  перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые  сюжеты общекультурного потока. К  обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи  пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как  специфического явления, к распознаванию  механизмов ее обновления и преображения.

В истории  культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей  начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для  широких социальных общностей. В  этом случае это уже не субкультуры, а скорее контркультурные тенденции.

Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин контркультуры. Между тем в контексте  современных исканий он обретает глубокий культурфилософский смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и  мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной  монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура.

Культурный  процесс, как и научный, рождает  новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает - контркультура. Культурфилософия не располагает другим понятием, которое указывало бы на общесоциологический характер такого рода преображений.                                                                                      В современном мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Д. Белл, например, отметил, что традиционная протестантская культура замещена теперь новой культурой, которую он в соответствии со своими неоконсервативными убеждениями называет модернистской.

В контексте  подобных исследований понятие "контркультура" обретает совсем иной смысл, нежели понятие  "субкультура". Контркультурным значением в современном мире обладают не отдельные феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую ценностную революцию. Контркультура, следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра современной культуры.                                                           Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви с Римской империей.                               В современной культурологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников                                   Контркультура - это субкультура, резко отличающаяся от господствующей и являющаяся прямым вызовом ей.                                                                                          Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении.                                                                                                                              Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь.

Порой для того, чтобы занять видное место  в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен. Часто  носителями контркультурных тенденций  выступает преступный мир, активно  отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям. 
 
 

Информация о работе Типология культур