Типология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:03, контрольная работа

Описание работы

Культура- совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности и насыщенная продуктами этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворениям; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;

Содержание

I.Ответы на вопросы по темам: 2
1. Типология культуры
2
2. Архаичная культура
6
3. Культура ранних цивилизаций
10
4. Генезис Европейской культуры
13
5. Русская культура
18
6.Культура и природа
21
7. Культура и человек, культура и общество
23

II. Задания для домашней контрольной работы 25

Литература 29

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Содержание

   
  Стр.
I.Ответы на вопросы по темам: 2
    1. Типология  культуры
2
    2. Архаичная  культура
6
    3. Культура ранних  цивилизаций
10
    4. Генезис Европейской  культуры
13
    5. Русская культура
18
    6.Культура и  природа
21
    7. Культура и  человек, культура и общество
23
   
II. Задания для домашней контрольной работы 25
   
Литература 29

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Ответы на вопросы по темам: 

1.  ТИПОЛОГИЯ  КУЛЬТУРЫ.

               

                 Феномены и периодизация культуры.

  

       Культура- совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности и насыщенная продуктами этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворениям; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности; мир особых нормативных порядков и форм осуществления деятельности и образов сознания, аккумулированных и селектированных социальным опытом на основании критериев их приемлемости по социальной цене и последствиям. Их допустимости с точки зрения поддержания уровня социальной консолидированности сообществ и воплощенных в системах социальных целей, ценностей, правил, обычаев, социальных стандартов, технологий социализации личности и воспроизводства сообществ как устойчивых функциональных целостностей, опредмеченных в специфических чертах технологий и продуктов любой значимой и целенаправленной активности людей.

    В динамике культуры можно  выделить несколько основных  типов порождения и существования  феноменов культуры. В - первых, культурогенез  - процессы порождения новых форм культуры и интеграция их в социальную практику, а также формирования новых систем и конфигураций культуры, протекающие постоянно на протяжении всей истории человечества и отражающие, прежде всего адаптивную пластичность культуры. Во- вторых, наследование традиций - процессы межпоколенной трансляции и воспроизводства, а также отмирания (утраты социальной актуальности) уже существующих и интегрированных в социальную практику явлений, что определяет преемственность исторического социального опыта людей и позволяет осуществлять воспроизводство их сообществ как устойчивых социальных целостностей. В-третьих, диффузия культуры- процессы пространственно- временного распространения образцов культуры, их заимствования и внедрения в новые, еще не практиковавшие эти формы системы культуры, ведущие к обмену элементами социального опыта, взаимодействию и взаимопониманию между разными сообществами. В-четвертых, трансформация форм культуры- процессы их модернизации, прогрессивного развития или деградации, вплоть до исчезновения из практики. В-пятых, реинтерпретация форм культуры- процессы изменчивости смысловых и символических характеристик форм и связей между ними, происходящие в течение их существования. В-шестых, системная трансформация культуры- процессы исторической изменчивости самих систем культуры за время их существования, а также ряд иных видов динамики культуры.

   Историческая эволюция культуры  прошла несколько стадий:

   - первобытную, где складывалась  основная «низовая» ячейка социальной  организации - семья, а основным механизмом социальной регуляции были нормы и ритуалы брачных и кровно - родственных отношений;

   - архаическую, где формировался  этнический, территориально- соседский  тип социальной организации и  культуры, а главным средством  социальной регуляции являлась племенная мифология и детерминируемые ею традиции;

   -доиндустриальную, где преобладали  в основном сословно- идеологические  и политико-конфессиональные формы  социокультурного жизнеустроения (цивилизационные), а в средствах социальной регуляции  доминирующую роль играло религиозно санкционированное насилие;

   -индустриальную, где основными организационными  и культурными структурами общества  стали национальная государственность  и специализированные социально-  функциональные страты, а главным регулятором - социально- экономические интересы и конвенции;

   -постиндустриальную, где формы социальной  организации эволюционируют к  транснациональным политико-экономическим  объединениям, а ведущая регулятивная  функция переходит к разнообразным видам информационной деятельности, формирующим новый тип культуры - массовый. 

                    Этническая и национальная культура.

  

     В принятом в этнологии языке  очень часто под культурой  понимается вся та небольшая  общность, которая составляет данный этнос. И здесь культура охватывает все проявления социальной деятельности, без разделения на сферы хозяйства, политики, социальных отношений и культуры. Основанием

 для  формирования системы этнических  ценностей является исторический  социальный опыт коллективной жизнедеятельности членов этноса. При этом наиболее функционально эффективные и социально- приемлемые формы и технологии удовлетворения интересов и потребностей людей, способствующие повышению уровня их социальной интегрированности, аккумулируются в системе ценностных ориентаций данного сообщества, входят в его культурную традицию и т.п. В конечном счете, любые ценностные ориентации и традиции представляют собой исторически селектированные способы прямого или опосредствованного воздействия на уровень социальной интегрированности социума. В силу тех или иных обстоятельств исторической судьбы этноса некоторые из этих ценностных ориентаций и традиций обретают особенную значимость в качестве субъективных маркирующих черт национально- культурной самобытности и идентичности этноса. К подобным чертам чаще всего относят некоторые черты национального характера, традиционные формы жизнеобеспеченности, бытовые обычаи и особенности  национального этикета, особенности религиозности, элементы обыденного мировоззрения, национальную мифологию, черты народной художественной культуры и т.п. 

                      Запад и Восток в культуре.

 

     Запад и Восток- это различные  социокультурные парадигмы, на  протяжении веков и тысячелетия  сосуществующих между собой, борющиеся друг с другом, взаимодействующие и влияющие- прямо и косвенно- одна на другую. Как бы далеко ни отстояли друг от друга культурно- смысловые системы Запада и Востока, они остаются связанными между собой, по крайней мере, совокупностью различительных принципов или набором критериев и принципов, согласно которым Запад и Восток оказываются сопоставимыми между собой. Как бы тесно ни приближались между собой Запад и Восток,- всегда найдутся ценности и нормы взаимоисключающие, предельно поляризующие семантические поля Востока и Запада. 

                      Массовая культура.

 

      Это своеобразный феномен социальной  дифференциации современной культуры. Массовая культура зарождается  только в Новое время в ходе  процессов индустриализации и  урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств и т.п.

    Среди основных направлений и  проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие:

    - индустрия «субкультуры детства», преследующая цели явной или  закамуфлированной универсализации  воспитания детей, внедрение в  их сознание стандартизированных  норм личностной культуры, закладывающих  основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;

    - массовая общеобразовательная  школа, приобщающая  учащихся  к основам научных знаний, философских  и религиозных представлений  об окружающем мире;

    - средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам;

    - система государственной идеологии  и пропаганды, патриотического воспитания  граждан;

    - массовая социальная мифология,  упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений;

    - массовые политические движения, инициируемые правящими или оппозиционными  элитами с целью вовлечения  в массовые политические акции  широких слоев населения;

   - система организации и стимулирования массового потребительского спроса, формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни;

    - индустрия формирования имиджа  и улучшения физических данных  индивида;

    - индустрия досуга, включающая в  себя массовую художественную  культуру, массовые постановочно- зрелищные  представления и т .п. 

                      Элитарная культура.

 

     Субкультура привилегированных  групп общества, характеризующаяся  принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура противостоит культуре большинства, или массовой культуре. Более того, элитарная культура нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта, на демонстративной  самоизоляции в целом национальной культуры. В этом отношении элитарной культуре характерно маргинальный феномен в рамках любого исторического или национального типа культуры и всегда -  вторична, производна по отношению к культуре большинства.  

    Присущее культуре многообразие, ее способность выполнять разные  функции и входить во взаимодействие с различными компонентами делают ее непременной частью не только совокупного производства в целом, но и каждой формы социальной деятельности. Культура влияет на производство и составляет «культуру производства» или «производственную этику», на политику и составляет «политическую культуру» и т.д. она становится и средством оформления классовых отношений или национальной самобытности.   

                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.Архаичная культура и культура ранних цивилизаций. 

   Что такое мифы. В «школьном» понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев- поэтические, наивные, нередко причудливые. Это «житейское», подчас до сих пор бытующее представление о мифах в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека; именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей. Действительно, вплоть до 19 века в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы- рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена древних богов и героев и рассказы о них стали известны с эпохи Возрождения, когда в европейских странах оживился интерес к античности. Примерно в это же время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев.

  На ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы. Таким образом, сравнительное изучение мифов разных народов показывает, что, во-первых, весьма схожие мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во- вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами,- вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др.- затрагивает широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания. Мифология выступает уже не как сумма или даже система «наивных» рассказов древних.

Информация о работе Типология культуры