Типология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:03, контрольная работа

Описание работы

Культура- совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности и насыщенная продуктами этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворениям; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;

Содержание

I.Ответы на вопросы по темам: 2
1. Типология культуры
2
2. Архаичная культура
6
3. Культура ранних цивилизаций
10
4. Генезис Европейской культуры
13
5. Русская культура
18
6.Культура и природа
21
7. Культура и человек, культура и общество
23

II. Задания для домашней контрольной работы 25

Литература 29

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

      При всем разнообразии существующих точек  зрения на цивилизацию они во многом совпадают относительно рядя ее черт. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются: 1) образование государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.

      В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и  универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.

      Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. ГЕНЕЗИС  ЕВРОПЕЙСКОЙ  КУЛЬТУРЫ

  

      Европейская культура - особая общность  истоков, судеб и наследия, приведшая  к формированию культурно- исторической  общности с единым культурно-  генетическим кодом, с характерным  самоощущением и самосознанием  европейцев.

   По образному определению Поля Валери, все, что ведет происхождение из Афин, Рима и Иерусалима, является подлинно европейским. Но чтобы в полной мере стать таковым, потоки, питаемые этими могучими источниками (античное наследие и христианство), должны были соединиться с культурой народов древней и средневековой Европы: германцев, кельтов, славян… Именно своеобразный сплав всех исходных компонентов заложил основы цивилизационной общности.

   Древняя Эллада и Рим- это  еще не вся Европа, ибо сама  европейская общность в то время еще не сложилась. Европа фигурирует в греческих и римских текстах лишь как географическое понятие. Античный мир был средиземноморским миром. Но именно европейская цивилизация вобрала, впитала и развила его наследие. При этом географические рамки европейской цивилизации никогда не оставались неизменными. Европейская идентичность - расширяющееся, если не сказать саморасширяющееся, понятие. От Средиземноморья на север, юго-восток и восток континента - таковы пространственно- исторические векторы, определяющие процесс формирования европейской цивилизационной общности.

   Античные мыслители поставили  вопросы, ответы на которые  европейская философская мысль  искала на протяжении столетий  и продолжает искать и сейчас. В ходе последующего культурно-  исторического развития Европы в античном наследии выделилось понимание и восприятие Человека. Идеал античности - богоподобный человек. Человек и Природа, Человек и Общество - европейские проблемы на все времена. Некоторые основополагающие подходы к ним закладывались еще, в Афинах и Риме.

   Не меньшее значение имели  политическая практика и его  политические учения. Древнегреческие  и древнеримские республики. Идеи  верховной власти совокупности  свободных граждан, их юридического  равенства и равноправия вдохновляли  борцов за демократию и свободу. Государственно-политический опыт античности - одна из основ европейской политической культуры. А римское право стало источником всего последующего развития европейских юридических норм. Обращение к нему характерно для всех периодов европейской истории, начиная с развитого средневековья.

   Греческая традиция предусматривала  диалогичность в сфере мысли  и политики, утверждала равноправное  существование различных концепций  и политических взглядов. Эта  диалогичность и полифоничность стали неотъемлемой чертой европейского развития, определившей, в частности, многие принципы гражданского общества.

   В Греции и Риме реализовались  зародыши последующих общественных  коллизий- не случайно европейское  искусство вплоть до кинематографа  и рок- музыки второй половины 20 века вновь и вновь обращалось к античным героям, сюжетам, мотивам.

   До сравнительно недавнего времени  все образование в европейских  странах строилось в значительной  мере на изучении греческого  и латинского языков, греческих  и латинских авторов. Более того, многие понятия и термины, относящиеся к сфере европейской образованности, «хотят» быть античными: Академия… Лицей… Гимназия… Школа… Античными «хотят» быть и остаются и фундаментальные понятия европейской политической культуры - Демократия и Деспотия, Республика и Империя, Олигархия и Диктатура. Да и сам термин «культура» восходит к латинскому термину, означающему «возделывание, воспитание, образование».

   Важнейшим этапом в переходе  т средиземноморской к собственно  европейской общности стали варварские нашествия, подточившие и разрушившие дряхлевшую Римскую империю. Варвары в саду античной культуры - такова была юность европейской цивилизации. Этническая многоликость Европы стала основой, на которой позднее сформировались нации и государства. Тем самым были созданы предпосылки для внутриевропейского многообразия. Процесс освоения и усвоения античного наследия - путь неодинаковый по формам и темпам - стал важным ингредиентом складывания европейской цивилизации.

   Различные регионы и народы по- разному приобщались к основным источникам европейской цивилизации. Так, античное наследие оказывало лишь опосредствованное воздействие на Северную Европу, а Юго-Восточная и Восточная Европа усваивала его преимущественно через Византию, в которой античные традиции никогда не прерывались ни в архитектуре, ни в искусстве, ни в литературе, ни в философской мысли. Но вместе с тем в Византии античные традиции сплавлялись с восточными влияниями и собственно византийскими феноменами.

   Поздняя античность стала той  почвой, на которой выросло и  окрепло христианство - еще один  важнейший компонент европейской  цивилизации. Трудно переоценить  значение этого исторического  скрещения судеб: могучая, но  уже клонящаяся к упадку империя  и начинающая свое нелегкое, но победоносное шествие религия- Понтий Пилат и Иисус Христос. Через Рим и Византию христианство восприняли выходящие на историческую арену народы континентальной Европы, в первую очередь Западной и Центральной, нашедшие в нем - все вместе и каждый индивидуум в отдельности - духовное выражение своего земного существования, соединения в некую общность, основанную на высших ценностях и отрицающую - в идеале - всякое противостояние человека человеку. Со времен средневековья европейская идентичность неотделима от христианства. Конечно, христианство- это не только Европа, но европейскую цивилизацию без христианства и вне христианства представить невозможно.

   Христианство стало основополагающим  фактором культуры, образа жизни  и мировосприятия европейцев. Оно создало новое представление о человеке , сущность которого- душа, ищущая спасения и стремящаяся к нему. Отсюда и характерная концепция человеческой личности, выводимая из отношения индивидуума с богом, который сам понимается как вечное личностное начало и ключ к пониманию ценности отдельной человеческой жизни.

   Средневековье не было, как когда-  то считалось, мрачным периодом  в истории Европы, отринувшим  все предшествующее развитие. Христианские  мыслители обращались к сочинениям  Платона и Аристотеля, ссылались на нормы римского права. При всей внешней гомогенности религиозной философии в ее рамках шел напряженный диалог между верой и знанием, способствовавший развитию самостоятельной мысли и, следовательно, сферы действия рационального. Этот диалог подспудно готовил почву для будущего развития европейской науки.

   В средневековой Европе сформировалось  обширное культурное пространство, в котором происходил интенсивный  обмен идеями и творческими  достижениями. Этому способствовал  единый для всех мыслителей Западной и Центральной Европы язык- латынь, а также разветвленная сеть монастырей, а затем и университетов, ставших центрами учености и духовности. Сложилось своеобразное интернациональное или, если угодно, космополитическое и потому общеевропейское ученое сословие со своим образом жизни, разнообразными контактами, достаточно независимыми от расстояний и межгосударственных границ.

   Особенности христианского мышления  и системы представлений пронизывали  всю европейскую культуру средних  веков. Даже теории и концепции, далекие от теологии, а позднее и отвергавшие ее, так или иначе, испытывали воздействие христианства. Оставаясь в общем, поле европейской цивилизации. Ветхозаветные и евангельские сюжеты и образы стали вечной темой европейского искусства.

   Существенным компонентом формирования  европейской цивилизационной общности  стала широко понятая городская  культура, система городских свобод, цеховая организация ремесла,  сосуществовавшая с территориальной,  собственно городской организацией  и закладывавшая основы добровольного - пока еще относительно добровольного - выбора индивидом той или иной социальной общности.

   С развитием городского ремесла  и городов, с первыми ростками  буржуазных отношений, с общей  интенсификацией городской жизни  связывают и общеевропейский феномен Возрождения. Возрождение поколебало устои казавшейся неразрывной связи Человека с Богом и, возрождая античную традицию, ставило Человека в центр мироздания. Утверждалось новое понимание человека как сердцевинного, ключевого звена космической цепи бытия.

   Гуманистический идеал человека, представления о достоинстве  и совершенстве личности вошли  в плоть и кровь европейской  культуры. Пересматривая, а порой  и ставя под сомнение религиозные  представления, гуманизм начинает  рассматривать человека, прежде всего в его земном предназначении. Человек становится центром всей системы ценностей. А личность рассматривается как источник естественного права. Отсюда и новый подход к проблеме свободы воли, волновавшей европейскую мысль еще со времен Сократа и являвшейся ключевой в христианской этике взаимоотношений Человека и Бога: индивидуум призван сам формировать свою личность и вершить свою судьбу, определять движение окружающего мира и свое предназначение в нем.

   С новым представлением о Человеке гуманизм принес и новое видение Европы. Если для средневековья понятия Европы и христианского мира идентичны, то гуманизм начинает трактовать Европу как особую человеческую и историческую общность, отличную от христианского мира вообще. Симптоматично, что одним из первых, кто выступил с этой новой трактовкой, стал итальянский гуманист Эней Сильвио Пикколомини, избранный в 1458 году папой под именем Пия Второго.

   Идеи гуманизма получили развитие  в философии и политических  теориях Просвещения.

   Так или иначе, античное наследие, христианство, средневековая культура, идеи Возрождения, Реформации и Просвещения составили блоки того мощного фундамента, на котором была построена европейская экономика, наука и культура Нового времени, начиная с эпохи Возрождения, со времени Великих географических открытий Старый Свет выступил как динамичный континент. Бурно росли производительные силы, Европа взяла на себя роль промышленной мастерской мира.

   Динамизм - в крови европейской  цивилизации. Линейное, постоянно  прогрессирующее время - одна из парадигм европейской культуры Нового времени.

  В  процессе многоэтапного развития  выработалась общая система ценностей  европейской цивилизации. Ее средоточием,  нервным центром был и остается  Человек. Само понимание Человека претерпело сложную эволюцию: богоподобный человек античности - избранное создание Бога, в средневековье - богоравный индивид Ренессанса - свободная личность нового времени, однако в цивилизационном развитии присутствовал общий знаменатель: Человек как высшее создание Бога или Природы, человек как основной вектор общественного развития.

   Европейская цивилизация создала  великую культуру, развитую науку  и технику, она явила миру  примеры освободительных движений  и борьбы за демократию. В ней  родились и получили развитие идеи вечного и справедливого мира, общей ответственности всех европейских народов за судьбу континента. В ходе длительного и сложного развития отношений между странами и народами континента рождалась и набирала силу идея европейского консенсуса, обретающая особую значимость в начале третьего тысячелетия.  

   Но нельзя видеть и то, что  историческое наследие Европы  неоднозначно и противоречиво.  На европейской почве рождались  идеи социальной и национальной  исключительности, развивались расистские теории, воплощающиеся в ужасающую человеконенавистническую практику.

   Не просто  складывались отношения Европы  с другими цивилизациями и  регионами. Начиная с 16 века, колониализм  стал поистине «европейским феноменом». Постоянной и неотъемлемой сферой  приложения сил. С образованием колониальных империй слово «Европа» стало ассоциироваться во многих частях земли не с достижениями науки, экономики, культуры, а с политикой подавления, с угнетением и дискриминацией.

Информация о работе Типология культуры