Типология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:03, контрольная работа

Описание работы

Культура- совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов деятельности и насыщенная продуктами этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворениям; мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими экзистенциальными ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности;

Содержание

I.Ответы на вопросы по темам: 2
1. Типология культуры
2
2. Архаичная культура
6
3. Культура ранних цивилизаций
10
4. Генезис Европейской культуры
13
5. Русская культура
18
6.Культура и природа
21
7. Культура и человек, культура и общество
23

II. Задания для домашней контрольной работы 25

Литература 29

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

   Система колониального господства  подтачивала саму европейскую цивилизацию, расистские теории отравляли сознание европейцев, подпитывали национализм и шовинизм, способствовали внедрению в идеологию и массовое сознание культа силы и национальной исключительности. Борьба за раздел, и передел колоний резко обостряла отношения между европейскими державами.

   Колониальная экспансия распространяла  многие атрибуты европейской  цивилизации на другие регионы  земного шара. Объективно складывались  новые контактные зоны взаимодействия  цивилизации. Вместе с тем преобладание европейских держав, насильственное навязывание европейской системы ценностей, часто вступавших в противоречия с ценностями других цивилизаций, вело к стиранию границ и самой европейской цивилизации,

размыванию  ее особенностей и характерных черт. Европеизируя мир, Европа как бы растворялась в нем, утрачивая свою идентичность. Европейская гегемония оборачивалась прологом к тому, что получило название «закат Европы».

   Поиски европейской идентичности  в наше время означают не  только поиск нового облика Европы, политической архитектуры будущего европейского дома, но и новое определение места и роли Европы в современном мире. И то и другое предполагает выход на иной уровень общеевропейского диалога и взаимного сотрудничества, основанного на признании за каждым народом права полной свободы выбора своего исторического пути. Необходим поиск единой для всей Европы оси социальных, духовных и материальных координат.

   Европейская  цивилизация действительно  стоит на крутом повороте. Но  и она может и должна обогащаться, нести свои обновляющиеся ценности в будущее. В современном мире чрезвычайно важно раскрыть и использовать гуманистический потенциал европейской  цивилизации, ее ориентированность на человека, ибо нет задачи более значительной, чем сохранение среды обитания, создание благоприятных условий для преодоления отчуждения и развития личности, достижение достойного качества жизни. 
 

                            
 
 
 
 
 
 
 
 

                 

5. Русская культура 

   Вся история России и русской  культуры претерпевала многочисленные поворотные пункты, точнее - ломки социально - и культурно- исторического процесса. Происходившая при этом смена ценностно-смысловых систем и стилевых принципов культуры (культурно- исторических парадигм), изменение самого типа цивилизации, происходившее «толчками» и готовившееся внешне незаметно, «подспудно», была по сравнению с иными типами цивилизаций особенно резкой и глубокой.

   В истории русской культуры  таких «ломок» культурно- исторической  парадигмы было боле четырех  (между «пятью Россиями»):

   1. Крещение Руси;

   2. Начало монголо-татарского ига;

   3. Создание Московского царства  и утверждение русского самодержавия;

   4. Религиозный Раскол и начало  Петровских реформ;

   5. Осуществление крестьянской реформы  (отмена крепостного права);

   6. Октябрьская революция 1917 года;

   7. «Великий перелом»- сталинский  термидор (начало советского тоталитаризма);

   8. Август 1991 года - крушение тоталитарной  режима и начало либеральных  реформ.

   Нетрудно заметить не только  разрушительный, даже катастрофический характер каждой из перечисленных социокультурных «ломок», имевших далеко идущие культурно- исторические последствия (помимо последствий социальных и политических), но и их взаимно противоположную направленность: Крещение Руси и религиозный Раскол; порабощение Золотой Ордой и самоутверждение Московского царства; антикрепостническая реформа и сталинская коллективизация; социалистическая революция 1917 года и «вторая русская революция» 1991 года. Все это придает социокультурной динамике России особенно противоречивый, напряженный и радикальный характер, требующий своего научного  осмысления и корректного объяснения.

     Для понимания причин и характера,  происходивших в истории отечественной  культуры резких смен социокультурных  парадигм необходимо в каждом отдельном случае внимательно проанализировать возникающие в переломные моменты истории состояния социокультурной неполноты, общественно- исторической нестабильности, неустойчивости, взаимного несоответствия социальных предметов и культурных значений, порождающие глубокие  и нередко неразрешимые противоречия.

  Во  многих случаях культурно- исторические  парадигмы в русской истории  наслаивались друг на друга:  один этап еще не завершился, в то время как другой уже  начался. Будущее стремилось осуществиться тогда, когда для этого еще не сложились условия, и, напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за традиции и укорененные в обществе нормы и ценности. Подобное историческое наслоение этапов, конечно, встречается и в других мировых культурах - восточных и западных,- но в российской цивилизации оно становится постоянной, типологической чертой: язычество в Киевской Руси сосуществует с христианством; традиции Византии в Московском царстве переплетаются с монгольскими новациями; в петровской России резкая модернизация сочетается с глубоким традиционализмом допетровской Руси; в советское время глубоко укорененный в традициях западноевропейской культуры марксизм соединился с российским почвенничеством и религиозным фундаментализмом, породив в результате чудовище сталинского тоталитаризма. Периоды параллельного сосуществования сменяющих друг друга этапов и соответствующих культурно- исторических парадигм длились в российской истории подчас не десятилетия, а века.

   Как бы ни отличались друг  от друга относительно «законченные»,  замкнутые в себе парадигмы  российского культурно- исторического  опыта между всеми ими есть  нечто общее, узнаваемое. Сколько  бы ни насчитывалось «Россий»  в истории русской культуры,- это  именно история русской, а не какой- либо иной культуры, несмотря на всю несомненную ее «прерывность», дискретность, несмотря на все свои резкие, подчас весьма  драматические «разрывы». Общее, повторяющееся в истории национальной культуры - это именно то, что составляет основу традиций, культурно- исторической преемственности и национального менталитета культуры, что определяет единство национальной культуры на всех этапах и фазах ее становления и развития как ценностно-смыслового единства.

   Так, несомненно, деспотическое правление Ивана Грозного имеет явные черты социокультурного сходства с эрой петровских реформ и сталинским «термидором» 1930- х годов. Не требуется особых интеллектуальных усилий для того, чтобы обнаружить определенное сходство между эпохами Смутного времени, постпетровских событий 18 века (бесконечной череды дворцовых переворотов, ожесточенной борьбы за власть, множества служебных и хозяйственных злоупотреблений, экономического спада и т.п.); всего происходившего в революции 1917 года и последующей гражданской войны и, наконец, современного «обвала» тоталитарного режима и советской империи, начавшегося в августе 1991 года. Еще одну череду культурно- исторических аналогий демонстрирует сопоставимость эпохи екатерининского «либерализма», Александровских реформ начала 19 века, нэпа в 1920- е годы и середины 20 века («оттепель»)- периодов, характеризующихся небывалым - по российским представлениям - расширением духовных свобод и культурного плюрализма и сопровождающихся время от времени гневным «огрызанием» властей на уж слишком распустившихся «инакомыслящих».

   Все эти аналогии наглядно  характеризуют «пульсирующий» характер  российской истории: периоды невыносимого  социального давления, «сжатия», централизации  (в формах государственного деспотизма  и терроризма, безудержного насилия, выступающего как средство тотального порядка и организации во всех сферах материальной и духовной жизни государства) сменяются периодами «разрежения». Расслабления, превалирования центробежных тенденций, распада государственной целостности и социокультурного единства.

   Исторически сложившийся на протяжении  тысячелетней истории России,  с ее постоянными «взрывами», «ломками», «скачками», менталитет  русской культуры  отличается  особой, принципиальной противоречивостью,  двойственностью. Это противоречивое единство культуры, не имеющей «середины» и тяготеющей во всем к взаимоисключающим крайностям, с одной стороны, отразило каждый раз воспроизводящуюся, глубоко укорененную социокультурную нестабильность, непредсказуемость развития событий, выражающуюся в «колебании» от одной крайности к другой. С другой стороны, именно такая «двусоставность» каждого значимого явления русской культуры и российской цивилизации и самого культурного «ядра» России открывала перед русской культурой неисчерпаемые возможности гибкого, почти мгновенного приспособления к самым резким изменениям в развитии социально- исторической действительности, к всевозможным общественным катастрофам и взрывам- революциям и гражданским войнам, террору и деспотической форме государственного правления, межнациональным конфликтам, религиозному и атеистическому фанатизму и нравственно- политической индифферентности.

   Тысячелетняя история русской  культуры убедительно свидетельствует:  сущность национального менталитета  русской культуры заключается именно в двусоставности ее ядра, являющего собой буквальное «единство противоположностей», или, может быть, точнее - «раздвоение единого».

   Отсюда и происходят такие  характерные свойства русской  культуры, как ее самокритичность, способность к самоотрицанию, радикализм в осуществлении переоценки ценностей, острота и резкость дискуссий и полемики по коренным мировоззренческим и более частным культурным вопросам, особая системообразующая роль критики в развитии общества и его культуры. Отсюда же не только потенциальная готовность русской культуры и общественной жизни ко всяким конфронтациям и расколам, начиная с религиозного и политического и кончая эстетическим, чисто литературным, но и настоятельная потребность в его преодолении, в достижении и утверждении некоего обобщающего и снимающего в себе все противоречия «всеединства», как правило, утопического, несбыточного, но от этого не менее привлекательного и желанного идеала.

                
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 

6.КУЛЬТУРА  И  ПРИРОДА

 

    Природа и культура с позиций  современного понимания феномена  культуры- антонимы, противоположные,  но и взаимодополнительные составляющие  мира человеческого бытия. Биосоциальный  дуализм сущности самого человека  не мог не привести и к  такого же рода дуальности организации среды обитания людей (пространственной, временной, интеллектуальной и пр.), совмещения в ней естественной природной компоненты, обеспечивающей витальный аспект человеческого существования (солнечное излучение, атмосфера, вода, продукты питания, минеральные ресурсы), и мира искусственных порядков, созданных самими людьми и обеспечивающих коллективный характер их жизнедеятельности. Этот мир искусственных порядков как результат целенаправленной человеческой деятельности и принято определять в качестве культуры, противопоставляя его природе. С подобных позиций культура нередко определяется как совокупность элементов природы, переработанных людьми в своих интересах. Иначе говоря, природа-это все, что еще не культура, а культура- это все, что уже не природа. 

   Вместе с тем у ряда специалистов  такого рода категорическое противопоставление  природы и культуры не встречает  поддержки. При этом они апеллируют  к данным социобиологии, дающей  достаточно оснований для определения  социального поведения животных как функционального (а порой и непосредственно технологического) аналога человеческой культуры, по крайней мере, в ее сегментах жизнеобеспечения, социальной организации, регуляции и коммуникации и некоторых других. С этой точки зрения нет жестких границ между социальным поведением животных (как явлением природы) и социальным поведением людей (как явлением культуры), а основное различие природы и культуры заключается преимущественно в уровне сложности используемых способов и средств адаптации, консолидации, саморегуляции, трансляции опыта следующим поколениям (обучения) и пр. При этом отмечается, что разрыв в уровнях сложности технологий жизнедеятельности между приматами и верхнепалеолитическими людьми во много раз меньше, чем между теми же  верхнепалеолитическими и позднепалеолитическими культурами (не говоря уже о более поздних городских цивилизациях). При таком подходе противопоставление природы и культуры в значительной мере утрачивает смысл. Культура начинает рассматриваться как особый этап общей эволюции природы, на котором адаптация к среде посредством изменения видовой морфологии (у растений) и сочетания процессов видовой изменчивости со сменой стереотипов поведения (у животных) полностью вытесняется адаптивными реакциями посредством изменения и усложнения технологий и форм жизнедеятельности (у людей), включая и формирование искусственной среды обитания (что частично имеет место и у животных- жилища, тропы, плотины).

   Так или иначе, но все специалисты  согласны с тем, что культура  обладает таким специфическим свойством, как ненаследуемость социального опыта генетически, а освоение его последующими поколениями только методом обучения и подражания (что, впрочем, свойственно и многим видам высших животных). По всей видимости, именно здесь, в вопросе о механизме накопления, обобщения и трансляции опыта жизнедеятельности пролегает основная грань между природой и культурой.

    Следует отметить и еще один  важный аспект соотношения природы  и культуры- культуру природопользования (экологическая культура) людей (включая культуру физического воспроизводства и реабилитации самого человека как биологического существа). По мере развития технических средств и роста эффективности технологий переработки материалов природы в человеческих нуждах все острее становится вопрос о нарушении баланса воспроизводства природных экосистем, разрушении жизнеобеспечивающих возможностей ландшафтов, вмешательстве в естественный отбор, поддерживающий «биологическое качество» человеческих популяций. Хотя эта проблема встала «в полный рост» только во второй половине 20 века, на самом деле разрушительное вмешательство человека в природную среду имело место и в далеком прошлом (верхнепалеолитический продовольственный кризис в связи с массовым истреблением мамонтов и других крупных животных; деградация ландшафтов, вызванная масштабным скотоводством,- гибель лесов в Греции, молодая поросль которых поедалась многочисленными козами, опесчанивание Сахары и ряда районов Евразийской степи как результат скотоводства; изменение ландшафтов Европы и Китая в связи с массовой распашкой, вырубкой и выжиганием лесов под земледельческие нужды и т.п.). Таким образом, проблема культуры природопользования, обобщения исторического опыта в этой сфере и выработки принципов неразрушающей эксплуатации ландшафтов по существу один из «вечных» вопросов бытия человека на Земле и норм его социокультурного функционирования, пока еще не нашедших сколь- либо комплексного позитивного решения. Ода из сторон этой проблемы - мера допустимости искусственного (культурного) вмешательства в биологическую природу самого человека, лишения его жизни или каких- либо частных природных свойств, да и вообще «оборотная сторона» медицины, препятствующей природной «выбраковке» нежизнеспособных особей (аборты, эвтаназия, смертная казнь, стерилизация, трансплантация органов или замена их искусственными, генная инженерия, зачатие в состоянии интоксикации и пр.). Все эти вопросы не только социальные, но и прямо связанные с соотношением природы и культуры в самом человеке. 
 
 

Информация о работе Типология культуры