Традиции русского православного рождественского стола

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть традиции русского православного рождественского стола и составить меню рождественского обеда.

Содержание

Введение 3
1. История праздника Рождества Христова на Руси 3
2. Традиции рождественского стола. Ассортимент блюд и их характеристика 7
3. Примерное меню-раскладка блюд рождественского обеда 9
1. Гусь, запеченный с яблоками 10
2. Поросенок жареный 10
3. Щи из свежей капусты с пирожками 13
4. Студень из говядины 16
5. Судак фаршированный целиком, заливной, с овощами 17
6. Блины овсяные со сливочным маслом 18
7. Колядки 19
8. Сбитень «Жар-птица» 20
9. Груши, отваренные в красном вине 20
Заключение 22
Использованная литература 23

Работа содержит 1 файл

362 Рождественский стол.doc

— 1.31 Мб (Скачать)
 
 

     Содержание 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формирует мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни. Христианские праздники и обряды в течение веков регулируют не только человеческие отношения в семье, быту, общественных местах, но и определяют культуру питания. Поэтому сегодня очень важно возрождать традиции русского православного праздничного стола. Рождество – один из наиболее любимых и значимых для православного человека праздников. Целью курсовой работы является рассмотреть традиции русского православного рождественского стола и составить меню рождественского обеда.

     В теоретической части мы рассмотрим историю праздника Рождества  Христова на Руси, дадим характеристику традиционного ассортимента блюд рождественского  стола. В практической части работы мы составим примерное меню-раскладку  блюд праздничного рождественского обеда.

1. История праздника Рождества Христова на Руси 

     Рождество Христово - один из двунадесятых праздников христианской церкви. В православном календаре по значимости Рождество Христово является вторым праздником после Пасхи. Оно приходится на 25 декабря (по старому стилю) или  7 января (по новому стилю).

     В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа, воплощающего в религиозно-мифологической системе христианства образ богочеловека, в котором присутствуют одновременно и вся полнота божественной природы и вся конкретность человеческой природы. Такие эпитеты Иисуса Христа, как Спаситель (Спас), Искупитель, ставшие его другими именами, реализуют идею христианства о добровольном принятии Иисусом Христом страданий и смерти во искупление грехов человеческих и во спасение людей от сил зла.

     Празднованию  Рождества предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христиан к этому событию.

     В канун Рождества в церкви совершаются службы царские часы (в три, шесть и девять часов утра и в три часа дня), во время которых исполняются псалмы, отражающие тему Рождества Христова, и тропари, посвященные празднику Рождества Христова. В этот же день служится литургия св. Василия Великого, соединенная с вечерней. На этих службах читаются ветхозаветные пророчества Михея о том, что Вифлеем станет местом рождения Спасителя, и Исайи, предсказавшего приход Мессии и его облик.

     Великое повечерие накануне Рождества соединяется с рождественской утреней, составляя всенощное бдение. Повечерие начинается торжественным пением «С нами Бог» и пророчествами Исайи. Во время рождественской всенощной исполняется тропарь и кондак празднику, совершается крестный ход и лития — торжественное благословение хлеба, пшеницы, вина, которые после службы раздаются молящимся, и елея (масло оливы или другое растительное масло), которым священник помазует прихожан в знак Божьего благословения. Во время рождественской утрени, продолжающей всенощную, в Евангельском чтении от Матфея повествуется о Рождестве, а также исполняются псалмы и песнопения, восхваляющие Иисуса Христа. На следующий день, начинаясь с псалмов восхваления празднику, совершается рождественская литургия.

     В рамках крестьянского календаря  Рождество знаменовало наступление главного зимнего праздника — Святок. В земледельческом календаре, ориентированном на цикличность «жизни» солнца, начало годового круга отсчитывалось от периода «роста» солнца, то есть увеличения светового дня, которым как раз и характеризовалось время Святок. При наложении христианского культурного пласта на архаичную языческую основу (празднования наступления нового года) Рождество было приурочено к моменту зимнего солнцестояния, то есть «рождения» солнца.

     В крестьянском быту подготовка к Рождеству велась и накануне праздника. К рождественскому сочельнику хозяйки тщательно прибирали избы и горницы: мыли, белили свое жилище, завершали варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а также и приготовление пищи и сдобной выпечки как для разговления после рождественской литургии, так и для угощения гостей. Старики в сочельник отдыхали, а остальные домочадцы старались закончить все работы к обеденному времени, чтобы засветло успеть сходить в баню. Встречать праздник Рождества было принято в новой одежде, что отразилось в известной поговорке: «На светлой рубаха хоть плохонька, да белехонька: к Рождеству хоть сурова, да нова».

     В сочельник до появления первой звезды на небе повсеместно крестьяне, особенно пожилые, соблюдали строгий пост, то есть воздерживались от пищи. Перед закатом солнца все домочадцы собирались около стола в красном углу и совершали молитву. В некоторых местностях хозяин дома зажигал восковую свечу и, закрепив ее на одном из лежащих на столе хлебов, отправлялся во двор за вязанкой соломы или сена, которыми по возвращении застилал передний угол и лавку. Солому покрывали чистой скатертью или полотенцем и на ткани, под самыми образами, устанавливали сноп ржи и кутью в горшке. После этих приготовлений семья вновь совершала молитву и, затушив свечи, в торжественном молчании наконец приступала к трапезе. В западнорусских губерниях, граничащих с Белоруссией, солому стелили на стол под скатерть.

     Обязательным  блюдом трапезы в рождественский сочельник являлась кутья. На сочельническом столе скоромная пища не допускалась. В Сибири, например, ели хлеб, капусту с квасом, тертый горох, хлебное сусло, переваренное с зернами пшеницы и сушеными ягодами черемухи (сусло — сладковатый навар на муке и солоде, то есть на пророщенном, а затем засушенном и смолотом хлебном зерне; при добавлении в сусло хмеля или дрожжей получается пиво. Сибирское блюдо из сусла с пшеницей и ягодами черемухи является аналогом кутьи). По причине употребления в рождественский сочельник только постных блюд трапеза получила название «голодной кутьи». В Калужской губернии во время рождественской трапезы не пили воду, в противном случае, верили, могут заболеть зубы.

     К моменту торжественного ужина в  некоторых местных традициях приурочивался архаичный обряд кликания мороза. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать событие Рождества Xристова. После вкушения пищи до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, полагая, что к столу придут покойные родители, чтобы тоже поесть. С ложками, которыми ели в рождественский сочельник, устраивали гадания о судьбе каждого из членов семейства, После ужина старались лечь спать пораньше. Рано утром в день Рождества Христова в южнорусских губерниях совершался обряд возжигания костров, называемый «греть покойников».

     Утром же детишки, а в некоторых местах девушки, парни и даже взрослые мужчины, отправлялись в обход по домам славить Христа, за что получали деньги, козули и другую еду. Одной из самых важных духовных акций для крестьян в день Рождества Xристова было участие в рождественской литургии. Возвратясь домой из церкви, крестьяне устраивали праздничный обед, во время которого разговлялись. Церковный причт после службы совершал обход домов прихожан, славя праздник.

     Рождество православная семья ждала весь год, подготовка была к нему основательной. Шесть недель до Рождества постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судака; кто победнее - селедку, сома, леща. В России было много любой рыбы. Зато на Рождество все ели свинину. В мясных лавках наваливали до потолка, словно бревна, мороженых свиней. Окорока, обрубленные к засолу, лежали рядами. К Рождеству в город шли обозы со свининой, поросятами, гусями, индюками, рябчиками, тетеревами, глухарями. Торговали прямо с саней – без веса, на глаз. Перед Рождеством, за три дня, на рынках, на площадях стояли леса елок.

2. Традиции рождественского стола. Ассортимент блюд и их характеристика

     Рождественский  обед был достаточно традиционным, готовились определенные блюда — здесь все зависело от достатка.

      Главное место на рождественском столе  отводится мясу и птице. Гусь или утка, начиненные антоновскими яблоками, – главное горячее блюдо на рождественском столе. Также могли готовить рождественского поросенка, которого подавали к столу на большом блюде с гречневой кашей или с тушеной капустой и посыпали сверху рублеными яйцами.

     Не  зря в старину к Рождеству  резали скотину, солили и коптили  окорока, фаршировали молочного  поросенка и свиную голову, делали колбасу. Но все эти праздничные  блюда выставлялись на стол 7-го, а 6-го – в Сочельник – с первой звездой принято было разговляться сочивом (другое название – коливо, кутья) – сладкой кашей из пшеничной, рисовой или другой крупы с добавлением меда, а также растертого мака или миндаля. Как правило, в ночь накануне Рождества богатого застолья не устраивалось. Другие блюда в Сочельник также были постными. Пресная выпечка или рыба. Из ржаного пресного теста пеклись небольшие фигурные пирожки – колядки (они же калитки), в качестве начинок использовались каши, картофель, грибы, или орехи с сухофруктами.

     На  самом деле – неважно, что именно готовится к праздничному столу  – мясо или рыба, домашняя птица  или дичь. Общим моментом является то, что к Рождеству не готовят  порционных блюд. Крупная рыба, поросенок  или гусь или что-то еще столь же масштабное, будь это хоть индейка, кролик или баранья нога – подчеркивают «общность» рождественской трапезы. Всем полагается кусочек от одного – общего на всех блюда, а не своя отдельная отбивная. И те, кто собирается за столом – это одна семья. Рождество во многих странах праздник действительно семейный, тихий, без шумного карнавала Нового года, без алкогольного изобилия, шампанского, хлопушек и фейерверков.

      Также на рождественский стол подавали щи, приготовленные из белокочанной свежей и квашеной капусты. Их могли готовить вегетарианскими, с грибами, а также на костном бульоне, с мясом и различными мясными продуктами, гусем, уткой, шпиком. Щи из квашеной капусты, кроме того, могли готовить с рыбой, головизной рыб семейства осетровых, снетками, хамсой, тюлькой соленой.

      Блины. Традиционным русским блинам придет время чуть позже – на Масленицу, а на Рождество пекли блины из овсяной муки. Блины-овсяники не только ели, но и преподносили в качестве подарков родственникам и друзьям. Овес считается одним из символов Рождества. А канун Старого Нового года называется также Овсенем. Упоминания о том, что овсяные блины специально пекли на Рождество и Святки есть и у Забылина и у Даля. Даль ещё и уточняет, что псковские девки ими колядуют.

     Колядки (калитки, козули) - традиционная русская фигурная выпечка с самыми разнообразными намазками, начинками и припеком. Чаще всего в виде коров, овечек, оленей, птичек. Тесто может быть любым – от пресного ржаного до сладкого пряничного. Лепят такие колядки либо вырезают формочками вместе с детьми. Раньше в качестве начинки чаще всего выступала пшенная каша, картофель, сыр, творог или орехи с сухофруктами. Сейчас в качестве колядок пекут фигурное печенье по своему любимому рецепту.

      Сбитень - русский горячий напиток из воды, меда и пряностей, старинная альтернатива чаю. В сбитень добавляют зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь, душицу, поэтому напиток обладает не только согревающими, но и противовоспалительными свойствами. Детям предлагают «безалкогольный» вариант, взрослым – крепкий, с водкой или вином. Безалкогольный сбитень до конца XIX в. заменял чай и кофе.

     Многие  рождественские блюда, подаваемые в старину к праздничному столу на Руси, можно приготовить и сегодня.

3. Примерное меню-раскладка блюд рождественского обеда

     Придерживаясь традиций рождественского стола, которые  мы рассмотрели в предыдущей главе, составим примерное меню праздничного рождественского обеда. Рецептура каждого блюда приводится согласно рецептурным справочникам для предприятий общественного питания.

     Меню рождественского обеда

     1. Гусь, запеченный с яблоками

     2. Рождественский поросенок жареный

     3. Щи из свежей капусты с пирожками

     4. Студень из говядины

     5. Судак фаршированный целиком, заливной, с овощами

     6. Блины овсяные со сливочным маслом

     7. Колядки

     8. Сбитень «Жар-птица»

     9. Груши, отваренные в красном вине

     1. Гусь, запеченный с яблоками

Ингредиенты БРУТТО1 НЕТТО БРУТТО НЕТТО БРУТТО НЕТТО
Гусь 326 215 261 172 195 129
Маргарин  столовый 6 6 5 5 4 Л
Яблоки 250 175 250 175 250 175
Сахар 5 5 5 5 5 5
Масса фарша 150 150 150
Масса жареного изделия 275 250 225
Масло сливочное 10 10 7 7 5 5
ВЫХОД 285 257 230

Информация о работе Традиции русского православного рождественского стола