Традиции в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Культура представляет собой специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Рассматривая культуру определенного общества на конкретном историческом этапе, принято, прежде всего, характеризовать существующую в нем систему основных нравственных, эстетических, духовных, политических, научных ценностей (то есть менталитет данного общества), которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, политике и т. д. В истории формирования культур имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет по двум направлениям – по вертикали и горизонтали

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..… 3
1 Понятие, сущность и природа традиций……………………………....
4
2 Живые, архаические, забытые и мертвые традиции: их место и роль в культуре……………………………………………………………...
9
3 Механизм обновления традиций. Соотношение традиций и новаторства в истории культуры………………………………………...
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…..
17

Работа содержит 1 файл

Заказ №558 традиции в культуре.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

     Время производит отбор традиций, и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда живыми и современными.

     Интересно, что даже новое, чтобы утвердиться  в жизни, тоже должно «обрасти» стереотипами, получить признание, включиться в традицию. Поэтому так неточно упрощенно-схематическое противопоставление традиции и новаторства. Любой производственный почин должен иметь последователей, художественное творчество – создавать направление, научные открытия иметь школу и т.д.».

     Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений.

     Другой  тип представляют пластичные, подвижные  традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.

     Традиция  проявляется в разнообразных  «стереотипизированных действиях», соотносится с такими близкими, но не совпадающими по значению явлениями, как обычай, обряд, ритуал, этикет, мода. Все они содержат определенные программы поведения в той или другой ситуации. Например, «всеобщность традиции гостеприимства сочетается с разнообразными ритуалами действий у разных народов. Традиционные формы приобретают национальную самобытность, неповторимость, уникальность»6.

     Общества  различаются между собой характером и содержанием традиций, темпами их обновления и распространения, способами закрепления и передачи другим поколениям. Некоторые традиционные формы культуры длительное время сохраняются без перемен. Таковы, например, традиционные народные игры, приготовление пищи, ритуалы торжественных событий. Культурные традиции уходят в глубь веков, но от этого не теряют своей современности.

     Создание  новых обрядов бракосочетания, юбилейных  семейных праздников, праздников урожая, проведение соревнований по профессиям предполагают использование богатого культурного наследия, народных традиций. Когда создаются исторически неоправданные, надуманные ритуалы и обряды, они не достигают нужного психологического и эмоционального влияния на личность. Случайные сценарии, заимствование инородных норм и эталонов ведут к дискредитации культурных традиций, могут породить цинизм и скептицизм.

     Традиции, выступающие как коллективная память, являются в то же время элементом  этнического самосознания. Они содействуют  возникновению у людей национально-этнического «притяжения», сходных переживаний, укрепляют чувства патриотизма и национальной гордости». Приобщение к прогрессивным традициям необходимо при воспитании молодого поколения. Знание традиций организует жизненный опыт, дает необходимые ценностные ориентиры, способствует закреплению авторитетов7.

     Таким образом, выявляется всеобщее значение традиций, в котором выражается способность  культуры, как к созданию нового, так и к воспроизведению прошлого опыта в социальной практике общества и личности.

     Особый  интерес представляет динамика культурных традиций, факторы, влияющие на их распространение  и популярность. Традиции могут сжиматься  до минимума, почти исчезать, а затем  в новых условиях вдруг возрождаться, набирать силу, приобретать влияние на современников. Этот загадочный феномен угасания и возрождения традиций всегда вызывал споры.

     Иногда  традиции под натиском различных  обстоятельств разбиваются на мелкие части. В памяти и народном обиходе  остаются лишь осколки, останки прошлых  ритуалов, обычаев и обрядов. И эти отдельные, разрозненные «атомы» традиций обретают новую жизнь, включаясь в современные события. Контакты приводят к тому, что в такую рекомбинацию традиций включаются также элементы культур других народов и возникает новая форма.

     Для динамического развития культуры нужно  располагать «богатым культурным фондом, который способствует разнообразию духовной жизни. Прогрессивные культурные традиции, весь объем культурного  наследия представляют основу для культурного  развития, взаимообогащения культур и культурных контактов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Механизм обновления традиций. Соотношение традиций и новаторства в истории культуры 

     У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.

     Устойчивая  сторона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями. В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру ,воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции. На ее основе происходит  функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством.

     Творчество  в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура .

     Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций.

     Культурные  традиции как историческая память – непременное условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры, имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен, показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников8.

     Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений  в системе ценностей, в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более высокую культуру невозможно. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, то есть созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей. В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивные, и реакционные тенденции. Развитие культуры – противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально-классовых, национальных интересов данной исторической эпохи за утверждение передового и прогрессивного в культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, традиции представляют собой элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

     В доиндустриальыом обществе большинство  черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они  выступают основными каналами передачи прошлых знаний. В качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, общественные установления, вкусы, взгляды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. По сфере распространения традиции могут действовать во всем обществе или только в отдельной области общественной жизни, характеризовать отдельные группы людей, семьи, но очень редко или почти никогда отдельных индивидов. В начале традиции передавались неосознанно – через научение и подражание. С усложнением культуры они воспроизводились уже осознанно и оформлялись словесно. Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт. На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традицией. и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. В социологии традиции понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом. Традиция выполняет ряд культурных функций:

  • устанавливает преемственность культуры,
  • служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению,
  • выступают механизмом социализации и инкультурации людей.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. – М. : Гардарики, 2003. – 278 с.
  2. Ермишина, Н. Д. Культурология / Н. Д. Ермишина – М. : Акад. Проект , 2006. – 430 с.
  3. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М. : Интрада. 1998. – 256 с.
  4. Канке, В. А. Основы философии / В. А. Канке. – М. : Логос, 2003. – 288 с.
  5. Козловский, П. Культура постмодернизма / П.  Козловский. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 458 с.
  6. Культурология / под ред. Г. В. Драча. – Ростов-н/Д. : Феникс, 1999. – 573 с.
  7. Культурология: уч. пособ. для студ. высших уч. заведений. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 608 с.
  8. Культурология: Учебное пособие / сост. А. А. Радугин. – М. : Центр, 2001. – 304 с.
  9. Мареева, Б. В. Культурология : теория культуры / Б. В. Мареева. – М. : Экзамен, 2003. – 191 с.
  10. Маркова, А. Н. Культурология : учебное пособие / А. Н. Маркова. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 319 с.
  11. Рычков, А. К. Философия / А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 384 с.
  12. Смирнов, И. П. Мегаистория. К исторической типологии культуры / И. П.  Смирнов. – М. : Аграф, 2000. – 544 с.
  13. Столяренко, Л. Д. Культурология : учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – М. : МарТ, 2004. – 352 с.
  14. Торосян, В. Г. Культурология : История мировой и отечественной культуры / В. Г. Торосян. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 735 с.

Информация о работе Традиции в культуре