Традиционная мусульманская картина мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обуславливается тем, что влияние ислама на мировые культурные и политические процессы становится всё более явным и ощутимым. Учитывая многонациональный состав России, проблемы нравственного возрождения, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую важность. Возрождение - это, прежде всего возрождение духовности, культуры и культурных ценностей, на которых базируется любое общество.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект………...4
1.1 Характеристика религиозной картины мира………………………………..4
1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении…………………………………………….7
2 Мусульманская картина мира в контексте современности…………………12
2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества»………………………………………………………..12
2.2 Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России)…………………………………………………………………16
Заключение…………

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Традиционная  мусульманская картина мира: исторический  аспект………...4

1.1 Характеристика религиозной картины мира………………………………..4

1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении…………………………………………….7

2 Мусульманская  картина мира в контексте современности…………………12

2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества»………………………………………………………..12

2.2 Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России)…………………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………….21

Литература……………………………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Актуальность  темы обуславливается тем, что влияние  ислама на мировые культурные и политические процессы становится всё более явным  и ощутимым. Учитывая многонациональный  состав России, проблемы нравственного  возрождения, мирного сосуществования  различных культур, этносов и  религий приобретают особую важность. Возрождение - это, прежде всего возрождение  духовности, культуры и культурных ценностей, на которых базируется любое  общество. Вера является одной из основных ценностей любой культуры, она  наполняет человеческую жизнь смыслом, а религиозная вера, кроме этого, даёт человеку ответы на вечные вопросы, ценностные, моральные ориентиры. Состояние  человеческого общества не может  быть осознано без учёта религиозного фактора. Так как именно он является определяющим фактором в формировании образов «мир», «человек», «общество». Анализ сущности современного ислама актуален с точки зрения определения  содержания мировидения и миропонимания  большой части населения нашей  страны, исповедующей ислам. Знание этой сущности представляется важным и актуальным для разрешения частых конфликтов и  обеспечения мирного сосуществования  обитателей общего «дома».

       Актуальность исследования. В современном мире определены две тенденции, с одной стороны, поляризация Запада и Востока, христианского и исламского миров, с другой, интернационализация жизни человечества, которая, постепенно набирая силу, становится определяющим направлением современной жизни. Поэтому становится актуальной необходимость создания моста между различными полюсами современного мира, между разными конфессиями. Взаимодействие Востока и Запада дает возможность для сотрудничества, преодоления существующих противоречий, создания базы для мирного сосуществования и развития разных культур. 

РАЗДЕЛ 1    ТРАДИЦИОННАЯ    МУСУЛЬМАНСКАЯ КАРТИНА МИРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЫ МИРА

       Человека  всегда интересовали знания об окружающем его мире. Но в зависимости от ступени исторического развития эти знания имели отличительные  признаки. Картина окружающего мира, которая формировалась в сознании людей, могла варьировать от самых  простых форм до наисложнейших.

       В самом простом варианте картина  мира - это минимум общих знаний об окружающей действительности, который  необходим каждому человеку для  жизни. Комплекс знаний о мире составляет жизненный опыт индивида.

       Он  обеспечивает в целом практику выживания  человека и существования его  в определенных условиях окружающей природной и социальной среды. У  любого человека формируется простейшая, целостная, но довольно небольшая по широте охвата, практически необходимая  ему в жизни бытовая картина  окружающего мира, или бытовая  картина реальности.

       В антропосоциогненезе, в онтогенезе человека, она является зародышевой, исходной формой всех более сложных  картин реальности, вплоть до всеобщих картин Мира в религии, науке и  философии. Как отмечалось, бытовая  картина реальности довольно проста, содержит знания лишь о небольшой  части Мира, окружающей индивида, с  которой он непосредственно взаимодействует. В ней присутствует та целостность, синтетичность, системность отражения, которая характерна для всех более  сложных форм картин реальности и  Мира в целом. Кроме того, ее неотъемлемой частью является практичность, поскольку  данная картина реальности позволяет  человеку практически наиболее оптимально ориентироваться и действовать  в окружающем социальном и природном  мире.

       «Картина  мира - система интуитивных представлений  о реальности. Картину мира можно  выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому  отрезку исторического времени  соответствует своя картина мира. Картина мира древних индийцев не похожа на картину мира средневековых  рыцарей, а картина мира древнейших индийцев не похожа на картину мира их современников-монахов. В свою очередь, картина мира монахов-доминиканцев не похожа на картину мира францисканцев  и т.д.».

       Термин  картина мира был введен впервые  Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате». «Из бытовой картины реальности, при разных сочетаниях расширяющегося субъективного и объективного мира, как двух частей единого, в истории формируется многообразие общих отражений действительности и несколько основных различных форм картин Мира. В литературе выделяются следующие формы картин Мира: мифологическая, религиозная, религиозно-философская, художественная и эстетическая, нравственная и этическая, научная, научно-философская, праксеологическая и общие философские картины Мира - идеалистическая, материалистическая и синтетическая или дуалистическая».

       Религиозная картина мира исторически развивается  из мифологической, при эволюции сознания от политеистического к монотеистическому. В центре находится Бог, который  творит мир, самого человека и управляет  миром с помощью Божественного  разума и 

       Божественной  воли, согласно с Законом Божьим. Данная картина очень практична, в значительной мере определяет жизненные  устои и поведение верующих людей. Религиозно-философская картина  мира доводит религиозное миропонимание  до высших обобщений, предельно общих  абстракций и философских категорий (например, субстанции, Мировой Души, Абсолютной Идеи и т.п.); представляет собой высшее философское обоснование  религиозного миросозерцания. Данная картина мира очень синтетична, она тесно связана с мифологической, философской, научной картинами мира. Религия является их общей системообразующей духовной основой.

       Слово religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу relgare - связывать, соединять. В этом случае речь идет о связи с иномирностью, с другими  измерениями бытия. Все религии  во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит  производный, тварный характер, по сути своей - вторична. Она - результат или  проекция другой настоящей, истинной реальности - Бога или богов.

       Таким образом, религии удваивают мир  и указывают человеку на превосходящие  его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы  нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны с точки  зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если не абсолютна, то огромна. Мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе.

       «Современные  религии не отрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи  и, тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки - изучать только физический мир, только сферу «посюстороннего». Дальше простирается область религии. Главное, чтобы, увлекаясь земными заботами, человечество не забывало, что оно не автономно, что над ним существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд. Главной ценностью религии является вера. Вера должна быть направлена на обработку, оформление, облагораживание, очеловечивание жизни общества.

       Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность. Религия упорядочивает ценности по «вертикали» - от земных и обыденных  до божественных и небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что ведёт к социальной стабилизации.

     В разных религиях существуют свои картины  мира. Центральный пункт любой  религиозной картины мира - образ  Бога или богов, представление о  том, что же являет собой высшая истинная реальность. 

1.2 ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗЫ «МИРА», «ЧЕЛОВЕКА» И «ОБЩЕСТВА» В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРОПРЕДСТАВЛЕНИИ 

         «Слово «ислам» восходит к староарабскому корневому «силм», что имеет многозначное содержание, адекватное тому восприятию, на которое настроено лицо, данный термин употребляющее. «Это и «мир» (салам), и «предание» (о событиях), и «перемирие», но так же и «спокойствие, покой. В наши дни в мире европейских мусульман чаще всего встречается толкование «ислама» как «предание себя Всевышнему». Оно наиболее распространено как в мусульманской (буквально - «уверовавший») части человечества, так и в его неисламизированной части.

       Исламский мир исходит из понимания единобожия (таухид), законченности и окончательности  бытия, дарованного им. Последний  Пророк человеческой истории по имени  Мухаммед является проявлением милости  Всевышнего ко всем без исключения предметам, явлениям и существам  Земли, так как являются они в  мир по его воле.

       Натурфилософия  ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был  сотворен аллахом за шесть дней. «В первый день были сотворены небеса; во второй - солнце, луна, звезды и ветер; в третий - твари, живущие на земле  и в морях, а также ангелы, обитающие  на семи небесах, и воздух; в четвертый  день бог сотворил воду и всем тварям назначил пищу, в этот же день по его повелению потекли реки; в пятый день бог соизволил создать рай, обитающих в нем чернооких дев (гурий), определил всевозможные удовольствия. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день - это день отдыха; им в исламе считается пятница».

       В Коране говорится, что Земля представляет собой плоскость, равновесие которой  поддерживается специально с этой целью  воздвигнутыми богом горами.

       Небо  и Земля, в Коране, первоначально  представлены одной нераздельную массой, вроде пара или дыма. «Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. Неужели они не уверуют?».

       Затем бог взошел на небо, которое было, как дым, и сказал, обращаясь к  Земле и небесам: «Приходите добровольно  или невольно», на что те ответили: «Мы приходим добровольно».

       Семь  небес (небо состоит из семи этажей) были устроены богом в продолжение  двух дней. Небеса расположены друг над другом в виде твердых сводов, в которых нет ни малейшей трещины  или щели, они не могут обрушиться, хотя и стоят без подпор. Солнце и луна поставлены на нижнем небе, или  своде, с целью украшения небес  и службы людям. Бог разостлал  землю под ногами людей, как ковер  или как ложе, и сделал ее неподвижною, скрепив горами, чтобы она не колебалась.

       Человек рассматривается как венец творения. «Бог сотворил все прекрасно и  потом приступил к сотворению человека». Согласно Корану, Аллах создал человека из глины, придав ей форму и вдохнув в нее дух (араб. «Рух»). Согласно учению ислама, все в этом мире создано для человека, а сам человек - для поклонения Всевышнему Богу. Земная жизнь в учении ислама выступает в качестве экзамена на веру, в которой Аллах испытывает людей, ниспосылая. Свои знамения, испытания, и пророков к людям. В конечном итоге, люди будут воскрешены на суд в Судный День, и будут рассчитаны по их делам. В Коране сказано, что первоначально ангелы усомнились в том, что человек сможет стать наместником Аллаха на земле, но Он ответил: «Я знаю то, о чём не ведаете вы».

       Когда был сотворен первочеловек, аллах  велел всем созданным им ранее  ангелам поклониться ему, что  все и сделали, за исключением  Иблиса, возгордившегося и не захотевшего  поклониться «сотворенному из праха». За такую непокорность аллах проклял  его и пообещал, что на страшном суде Иблис будет низвергнут вместе со всеми демонами.

       «В  вопросах мироздания ислам придерживается теоцентрического принципа. В основе устройства мира находится трансцендентная  воля, которой человек должен подчиняться. Задача человека распознать эту волю и действовать в соответствии с ее принципами».

       Основные  идеи ислама, изложенные в священных  книгах таковы. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог - аллах; что Мухаммед был его  посланником-пророком; что до него бог  посылал людям и других пророков, но «Мухаммед выше их»; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем  эти последние, перешедшие в ислам  из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что  в последний день мира мертвые  воскреснут и все получат воздаяние  за свои дела: праведные, чтящие бога, будут  наслаждаться в раю, грешные и  неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо аллах каждому человеку заранее  назначил его судьбу.

Информация о работе Традиционная мусульманская картина мира