Традиционная мусульманская картина мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обуславливается тем, что влияние ислама на мировые культурные и политические процессы становится всё более явным и ощутимым. Учитывая многонациональный состав России, проблемы нравственного возрождения, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую важность. Возрождение - это, прежде всего возрождение духовности, культуры и культурных ценностей, на которых базируется любое общество.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект………...4
1.1 Характеристика религиозной картины мира………………………………..4
1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении…………………………………………….7
2 Мусульманская картина мира в контексте современности…………………12
2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества»………………………………………………………..12
2.2 Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России)…………………………………………………………………16
Заключение…………

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

       Отечественной войны власти пошли на ослабление запретов и преследований в отношении  верующих. После войны волна воинствующего  атеизма спала, отношение к верующим стало более терпимым, хотя человек, открыто объявляющий о своей  религиозности, не мог даже и думать о возможности поступить в  высшее учебное заведение, занять какую-либо руководящую должность».

       Человек, ступая в те годы на путь служения Исламу, совершал подвиг. Его обрабатывали различные идеологические органы, с  ним вели антирелигиозные беседы, пугали потерей возможности жить нормально для него самого и его  детей. Но, несмотря на это в России во все времена оставались люди, которые вставали на тернистый путь служения Аллаху. Потому что они  осознавали свою востребованность, не переставали приходить в мечеть, чтобы совершить молитву, прослушать проповедь, обратиться к Аллаху, помянуть своих родителей и предков, принести пожертвование, очиститься от грехов.

       Итак, одним из важнейших факторов, которые  негативно сказались на развитии мусульманской культуры в России в советский период, привели к  искажению и даже утрате многих её элементов, была проводившаяся десятилетиями  государственная политика «научного» атеизма. Ещё одной причиной отсталости религиозных институтов и низкого  уровня знаний мусульман стала длительная оторванность российских мусульман  от остального исламского мира, от ведущих  центров исламского знания.

       В России постепенно формируется система  исламского среднего и высшего образования, в настоящее время насчитывается  более 100 мусульманских религиозных учебных заведений. Проблема противодействия политизации ислама, исламскому экстремизму и радикализму, поддерживания стабильности в мусульманской общине России тесно связана с вопросом о подготовке квалифицированных кадров мусульманского духовенства. Оптимальным вариантом представляется создание необходимых условий для подготовки мусульманского духовенства непосредственно в России. Другой вариант - направление студентов в мусульманские страны, в которых распространены традиционные для российских мусульман мазхабы и имеется значительный социальный опыт межрелигиозного диалога и сотрудничества. В процессе исламского Возрождения в стране стало происходить массовое распространение мусульманской атрибутики и религиозной литературы, что способствует мировой пропаганде традиционного ислама в российском обществе.

       Образ современного российского мусульманина отличается от образа мусульманина в  традиционной картине мира ислама. Мусульмане в России имеют светское образование, значительная часть тех, кто приходит сегодня в мечеть, имеют высшее образование. Современный  российский мусульманин вырос и  получил свое воспитание в атмосфере  светского, а еще точнее, европейского культурно-эстетического окружения, смотрит современные фильмы, ходит  в театр. Именно поэтому его духовные запросы не могут быть ограничены шкалой традиционно восточных ценностей  и норм поведения.

       Российский  мусульманин, как бы сильно он ни был  привержен сегодня своей религии, вряд ли будет одевать чалму, ходить в рубахе до пят, носить длинную бороду, т. к. для него ислам заключается не в этих внешних атрибутах. Да этого и не требует Аллах от мусульманина, потому что Он смотрит не на одежду и богатства, а смотрит на дела и в сердца людей.

Для российского  мусульманина целью его религиозных  исканий сегодня является поиск в исламе ответы нате философские и мировоззренческие вопросы, которые возникают у него в современной жизни, в его трудовой деятельности, во время его общения с представителями других национальностей и последователями других религий, во время чтения книг, просмотра фильмов. В исламе они ищут ответы на вопросы связанные с устройством личной жизни, бизнесом, частным капиталом, отношением к последователям других религий и национальностей и т.д. При этом мусульмане не желают противопоставлять ислам и реальность, ищут в его учении идеи, которые позволили им быть современными людьми, оставаясь в рамках своей религии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В заключении отметим, что религия, религиозное  мировоззрение является духовной основой  любого общества. Религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные  эмоции, религия дает людям утешение. В мире раздоров и эгоизма религия  содействует единению людей одной  верой. Религия - это не просто феномен  культуры, это необходимый элемент  её высшего уровня. Истинная религия  приводит человека в его борьбе с  низшими качествами к добродетели, устремляя к чистоте, любви и  великодушию. Она - основа на пути к  самосовершенствованию, ведущая к  бессмертию.

       Основным  содержанием и объектом мусульманской  религии является образ человека, который является венцом творения Бога. Человек является рабом Божьим, инструментом воли Господа. Аллах спасает верующего  от любых земных невзгод и несчастий. Стержневой момент исламского мировоззрения - значимость и ценность каждой человеческой жизни.

       Истинный  мусульманин терпелив, устойчив перед  лицом бед и неприятностей. Как  правило, терпение сопрягается с  решимостью делать свое праведное дело, несмотря на невзгоды и с прощением  людей за причиненное зло. Верующий готов использовать свои материальные блага в пользу общества. Мусульманин  убеждён, что судьба его в руках  Аллаха, что все события его  жизни предопределены. Коран рассматривает  каждого верующего как часть  религиозной общины.

       Перемены, происходящие во многих регионах планеты, вызывают не столько конфронтацию традиционных религий и раскол цивилизаций, сколько  кризис стандартов и ценностей, образа и стиля жизни. Перед обществом  встаёт вопрос выбора между восточными и западными ценностями. Даёт знать  о себе и политика Запада, которая  пытается навязать свою систему экономических, политических и правовых отношений. В ходе подобной конфронтации и возникают  движения фундаменталистского толка.

       В результате религиозных конфликтов, модернизации и глобализации образы мусульманского мира, общества и человека представляются в искажённом виде. Приходят в упадок духовно - нравственные характеристики человека и общественной жизни в мусульманских странах.

       Многие  мусульмане пытаются вернуть себе прошлое  в совершенно новых условиях. С  одной стороны ислам предстаёт, как собрание верований, не менявшихся веками, с другой - современность  предлагает им систему новейших представлений, соответствующих последним научным  теориям и идеям. Две эти стороны  оказываются несовместимыми. Большинство  мусульман живёт двойственной жизнью: сохраняя верность мусульманской общине, но, не следуя всем принципам. Таким  образом, религия и повседневность вступают в резкое противоречие друг с другом.

       Переход традиционного образования и  искусства к современному, низменному и бездуховному стал источником смятения современного мусульманина. Современный  мусульманин вынужден вести постоянную священную войну не только в самом  себе, но и окружающей его среде  для того, чтобы защитить великолепие  духовного и художественного  наследия своих предков и передать их следующему поколению. Это ведёт  к повышению эмоциональной напряжённости, часто агрессивности человека.

       Образ современного российского мусульманина сильно отличается от образа мусульманина в традиционной картине мира. Он находится под сильным воздействием русской, европейской культуры, живет  в светском государстве, имеет светское образование. Поэтому его духовные запросы не могут быть ограничены шкалой традиционно восточных ценностей  и норм поведения. Религиозные убеждения  современных российских мусульман  не всегда соответствуют исламским  нормам, многие из них убеждены в  существовании Аллаха, но истинных знаний о его атрибутах у большинства  мусульман нет, немногие читают Коран  на арабском языке, слабо понимают смысл  его содержания. 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Абдулатипов, Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы./ Р.Г. Абдулатипов - М.: 2009

2. Авцинова, Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия в 2 томах. - М. - 2008. - Т. 2.

3. Батунский, М.А. Россия и ислам / М.А. Батунский. - М.: 2009.

4. Васильев, Л.С. История религий востока / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2010. - 426 с.

5. Горелов, А.А. История мировых религий: учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта: Моск. псих.-соц. ин-т, 2005. - 355 с.

6. Горелов, А.А. Культурология: учеб. пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт, 2009. - 399 с.


Информация о работе Традиционная мусульманская картина мира