Традиционная мусульманская картина мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обуславливается тем, что влияние ислама на мировые культурные и политические процессы становится всё более явным и ощутимым. Учитывая многонациональный состав России, проблемы нравственного возрождения, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую важность. Возрождение - это, прежде всего возрождение духовности, культуры и культурных ценностей, на которых базируется любое общество.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект………...4
1.1 Характеристика религиозной картины мира………………………………..4
1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении…………………………………………….7
2 Мусульманская картина мира в контексте современности…………………12
2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества»………………………………………………………..12
2.2 Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России)…………………………………………………………………16
Заключение…………

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

       Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени - он то гневается на людей, то прощает  их; одних любит, других ненавидит. Вместе с тем бог рассматривается  в Коране и как безличное существо (под влиянием гностических учений); он вечен, первый, последний, един, неразделен и единствен и т.д. Трактовка  аллаха как безличного бога в настоящее  время приобретает все больше сторонников среди богословов, стремящихся  придать исламу вид религиозно-философского учения. Они говорят о боге вездесущем, невидимом и непознаваемом Духе, находящемся «везде и нигде». С монотеизмом ислама связано и важнейшее догматическое и моральное предписание в Коране - это требование полной, безоговорочной покорности человека воле аллаха, т.е. покорность здесь носит всеобъемлющий характер Само слово «ислам» означает «покорность».. И, наконец, ислам воспринял от монотеистических религий учение о посредниках между богом и людьми (пророке и ангелах), отвергнув христианский догмат о боговоплощении.

       Принцип исповедания (шахада) - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т.е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.

       Это первые слова, которые мать шепчет на ухо новорождённому младенцу, и последние, которые произносит мусульманин  умирая. Хотя, верующий мусульманин  повторяет эти слова по нескольку  раз в день, по крайней мере, один раз в жизни он должен произнести символ веры правильно, вдумчиво, с  полным пониманием и с искренней  убеждённостью в его истинности. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные  обязанности правоверного. Принятие веры не ограничивается только словами, нужно, чтобы человек уверовал в  них всем сердцем, «ибо, следуя своему заявлению, мусульманин должен довериться Богу всем сердцем и положить жизнь  свою в услужение Ему». В этих словах заключена для мусульманина высочайшая истина и путь к спасению души. В этом заключается образ человека, в его вере всем сердцем в Бога, в своём служении ему.

       Молитва является вторым столпом ислама. Пророк Мухаммед сравнивал ислам с головой, а молитву со столбом, на котором  она стоит.

       Таким образом, молитва - это то на чём стоит  ислам, то без чего стройное здание религии рухнет, перестанет существовать. Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день, - неверные. Аллах требует от правоверных совершать молитву пять раз в день в определенное время. И хотя точное время молитв не установлено Кораном, но то, что их пять, ясно указано в двух местах Откровения. Коран устанавливает: «Воссылайте хвалу Богу в то время, когда засыпаете. И в то время, когда пробуждаетесь. Слава Ему на Небесах и на Земле, при наступлении ночи и во время полудня». «Воссылай славу Господу твоему прежде восхождения Солнца и прежде захождения его; также хвали Его в некоторые времена ночи и в поры дня: может быть, будешь угоден». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МУСУЛЬМАНСКАЯ   КАРТИНА  МИРА  В  КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ 

       2.1 ОТРАЖЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗАХ «МИРА», «ЧЕЛОВЕКА», «ОБЩЕСТВА» 

       В условиях физического и социального  неравенства мировые религии  утверждают, что все люди исходно  равны, что у каждого есть возможность  иной более совершенной жизни. Мировые  религии содействуют духовному  единению людей (одной веры). Вера в  Бога видится в качестве облагораживающей и одухотворяющей силы.

       «В XX в. ярко проявилась позиция человека, которому Бог уже не нужен. Мыслителями этого времени был произнесён приговор традиционной религии. XX век - это век массового сомнения в ценностях, заложенных традиционной культурой. Речь идёт не только об атеизме, но и подрыве веры в единые ценности, такие как Добро, Красота и Любовь. В советском союзе на место слепой веры в Божественное откровение ставилась слепая вера в марксистское учение. На место ожидания царства Божьего - ожидание пришествия коммунизма. В последнее десятилетие в нашей стране прослеживается движение к Возрождению религиозной веры и её ценностей.

Каждая  концессия свободно исповедует свою религию».

       Ни  одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько  споров, как ислам. Его можно назвать  самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время, постоянно растущая угроза, которую  принято называть «исламским терроризмом», заставляет всё большее число  людей во всём мире взирать на ислам  со страхом и непониманием. Ни в  одной другой религии нет такого количества верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере. Ислам ощущается  ими как основа жизни и мерило всех вещей. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, её способность  дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной - всё это делает ислам притягательным для новых приверженцев.

       «Религия  связывает столь разные во всех отношениях народы, как, например, курды и индонезийцы, марокканцы и афганцы. Весь образ  жизни мусульман основан на религии  до такой степени, что сам термин «ислам» и «исламская цивилизация» могут звучать почти как синонимы. Но поскольку ислам «больше чем  религия», мусульманская цивилизация  объединяет людей, которые при всём различии менталитета и обычаев  сознают свою принадлежность к некоей не только религиозной общности. Это  сознание, в отличие от того, каким  обладают этнические группы, не отражает общности исторической судьбы и не объясняется этнической и языковой близостью - оно связано с духовной и культурной традицией. Принадлежность к мусульманскому сообществу порождает  особую солидарность, которая опирается  не только на единое вероисповедание, но и на вытекающее из самих устоев ислама мироощущение, отношение, как  к отдельным людям, так и к  обществу в целом, к идеям, вещам  и природе. Именно это, а не сама по себе религия, позволяет говорить о  существовании исламской цивилизации. И эта цивилизационная солидарность является сегодня несомненным фактом. Бесчисленные войны и конфликты  между мусульманами ничего в этом смысле не меняют».

       Обострение  глобальных проблем на рубеже XX и XXI веков стало отличительной чертой современного этапа развития мирового сообщества. Они превратились в реалии, во многом определяющие сегодняшние  особенности международных отношений  и основные направления мировой  политики.

       Современная система международных отношений  имеет, в основном, светский характер. Тем не менее, религиозные воззрения  того или иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль в процессах, происходящих на мировой  арене. Многие факты свидетельствуют  о том, что в последние десятилетия  ХХ века в различных странах мира имеет место усиление религиозности населения и активизация религиозных движений. Растет число международных религиозных организаций и фондов, партий и сект, деятельность которых имеет международный характер.

       Некоторые межнациональные и межгосударственные конфликты носят явно религиозную  окраску. Все это дает ряду аналитиков повод сделать вывод, что религиозный  фактор становится важной составляющей международной жизни. «Глобальная  политика после холодной войны стала  формироваться вдоль цивилизационно - религиозных линий. Следовательно, союзы, образованные в силу идеологий  распадутся, уступая место союзам на цивилизационной основе».

       В силу исторических причин мусульманские  государства (к ним обычно относят  государства - члены Организации  Исламской Конференции) не принимали  участия в процессе создания международной  системы, формирование которой началось после первой мировой войны. А  в результате деколонизации образовались независимые государства в зоне распространения Ислама, такие как  Пакистан, Алжир, Индонезия, Судан и  многие другие. Начиная примерно с  середины 60-х. гг. ХХ века в исламском  мире начинается процесс Возрождения. Этот феномен уже превратился  в самостоятельную политическую силу практически во всех мусульманских  государствах и играет все более  заметную, причем также и радикализирующую роль на международной арене. Ряд  исследователей и политологов считают, что Исламское Возрождение является таким же знаменательным событием в  истории человечества, как и Американская, Французская и Русская революции, схожим и сравнимым с Протестантской реформацией в западном обществе. Причины Исламского Возрождения (подъёма, политизации, радикализации и т.д.) - это, прежде всего, глубокое разочарование  и фрустрация, вызванные тем, что  мусульманское «сообщество избранных», приверженцев единственного верного  учения, оказалось в современном  мире на обочине, переживает упадок, вынуждено  бессильно смотреть, как неверные определяют судьбы человечества и правят миром. Усилению тенденций возрождения ислама способствовал также процесс становления новых национальных государств, особенно ускорившийся после второй мировой войны. Наряду с осознанием национальной идентичности - в таких странах, как Иордания, Марокко, Ливия, Алжир, Пакистан, Индонезия, Малайзия и другие, - принадлежность к мусульманской общности также приобретает решающее значение, причем в разных странах такая двойная самоидентификация выражается и осуществляется по-разному.

       «Исламская  революция в Иране, одной из движущих сил которой были глубокие шиитские убеждения, рассматривалась ее участниками  как возвращение страны к основанному  на божественной воле правлению религиозных  ученых, которые известны в Иране  как муллы и улама (улемы).

       Хотя  шииты и сунниты издавна были не в ладах друг с другом, они, тем не менее, сознавали, что имеют  общие исламские корни и общий  фонд верований и ритуалов. В действительности в этом и других отношениях они  гораздо более близки друг другу, чем такие христианские вероисповедания, как протестантизм и католицизм. Иранские руководители проповедовали  и проповедуют исламское единство и осуждают сектантские разногласия  и расхождения как ослабляющие  защитный потенциал ислама в борьбе с неверным Западом и препятствующие расширению границ исламской общины путем миссионерской деятельности».

       Исламское возрождение отнюдь не везде черпает  свою силу из координированной монолитной организации и структуры. Тенденция  мусульман духовно укрепляться  благодаря общению друг с другом и сплачивать свои ряды ради достижения общего блага столь же стара, как  и сама религия ислама. Высокий  уровень единообразия культа и социального  регулирования при отсутствии клира  или иерархической формы правления  является результатом глубокой убежденности и прочно укоренившихся духовных, социальных, политических и культурных обычаев. Влияние Корана и Сунны  и их должная интерпретация и  применение правовыми школами как суннитского, так и шиитского толка являются той основой, которая обеспечивает прочность мусульманского единства и групповой лояльности. Большое разнообразие и широкое географическое распространение мусульманских народов являются доказательством привлекательности данной религии и ее умения подчинить множество различных культур своему видению веры и порядка. Монолитная система никогда не добилась бы таких успехов и не приобрела бы такое число преданных сторонников в лице различных народов, большинство из которых не имело прежде тесных взаимосвязей или причин развивать общую идентичность на религиозном уровне.

       Нельзя  уйти от сравнения былой славы  и могущества арабов с их теперешним положением. Первопричина их бед - отступление  от принципов первоначального ислама, устаревших для сегодняшних условий  и развивающихся потребностей людей, культурное взаимовлияние Запада и  Востока, а ключ к решению многочисленных проблем - в восстановлении этих принципов. Так возник исламский фундаментализм, занявший доминирующее положение в  той части спектра мусульманской  мысли, которая не довольствуется нынешним безрадостным положением вещей и  активно ищет пути преодоления упадка. 

     2.2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ КАРТИНЫ МИРА (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМА В РОССИИ) 

       Ислам является традиционной религией более  чем тридцати коренных этносов России. Религии принадлежала значительная роль в формировании этих народов, становлении  и развитии всех сторон их культуры и менталитета. «Подавляющая часть  мусульманского населения России - сунниты. Самый многочисленный народ  на территории России, исповедующий ислам, - татары, в нашей стране их насчитывается  более 7 миллионов человек. Второй по численности народ России, исповедующий ислам, - башкиры. Их насчитывается около 2 миллионов. Много мусульман живёт на Северном Кавказе. Наиболее многочисленны среди них народ - чеченцы (более 1 миллиона человек). Очень разнообразно по своему национальному составу население Дагестана. Ислам в этой республике исповедают более 90% населения. Ислам исповедуют часть жителей Северной Осетии, Кабардинок - Балкарии, Карачаевок - Черкески, Адыгеи.

       Следует учитывать также, что в последние  годы набирает силу процесс обращения  в ислам представителей русского и другого народов, не являющихся мусульманскими».

       Для нашей многонациональной и многоконфессиональной  страны обращение к исламской  теме представляет не только теоретический, но и практический интерес, так как  Ислам - неотъемлемая часть духовного, исторического и культурного  наследия России, религия ее десятков коренных народов и миллионов  граждан.

       «То, что сегодня мы называем Возрождением ислама в России - это во многом легализация  той религиозной жизни, которая  была раньше. Советское прошлое и  существование в условиях подполья не могли не отразиться на характере  религиозности.

       Первое  десятилетие существования Советской  России, а затем Советского Союза, было ознаменовано бурными военно-политическими  событиями и коренными экономическими изменениями, поэтому поначалу до верующих у властей руки не доходили.

       В советский период человек, сохраняющий  веру и исполняющий исламские  обряды, становился отщепенцем. Посещение  мечети могло вызвать общественное осуждение, исключение из школы и  лишение возможности занять какой-либо достойный пост по производственной линии.

       Среди постоянных прихожан, число которых  свелось к минимуму, оставались лишь пенсионеры, иногда крестьяне и рабочие. В мечети очень редко приходила  учащаяся молодежь и люди с высшим образованием, но верующие шли на всевозможные ухищрения, скрытно собирались по пятницам в частных домах, читали Коран на похоронах и поминках, в месяц Рамадан держали пост. Ислам для многих оставался исторической традицией, уважением к обычаям предков. Но главное заключается в том, что искоренить религиозные чувства людей не удалось. Может быть, поняв безуспешность попыток вырвать веру из сердец людей, осознавая, что религия дает возможность преодолевать любые испытания, в годы великой

Информация о работе Традиционная мусульманская картина мира