Третьяковская галерея как итог подвижнической и культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Третьяковская галерея - один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, имеющий мировую известность. Сейчас галерея содержит одну из самых крупных и значительных в мире коллекций российского изобразительного искусства.
Основана она была в 1856 году как частное собрание московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова, известного коллекционера и мецената.

Содержание

Введение…………………………………………………………..2
Семья Третьяковых………………………………………………4
Собрание Павла Третьякова……………………………………..5
Собрание Сергея Третьякова…………………………………….9
Передача галереи городу…………………………………………11
Рост и развитие Третьяковской галереи…………………………14
Об истории зданий Третьяковской галереи……………………..16
Заключение………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Третьяковская галерея как итог.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

В субботу, 25 июля 1892 года, С.М. Третьяков внезапно скончался. Смерть подвижного, жизнелюбивого, не обременявшего себя излишней работой, никогда серьезно не болевшего Сергея Михайловича явилась полной неожиданностью и тяжелым ударом для его близких.

В своем духовном завещании С.М. Третьяков писал о высказанном ему Павлом Михайловичем намерении передать свою художественную галерею городу и, со своей стороны, по примеру брата, жертвовал в собственность городу свою половину дома в Лаврушинском и все те принадлежавшие ему картины, которые Павел Михайлович сочтет достойными галереи.

«Из художественных произведений, то есть живописи и скульптуры, находящихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайловича Третьякова взять для присоединения к своей коллекции, дабы в ней были образцы произведений и иностранных художников, все то, что он найдет нужным, с тем, что бы взятые им художественные произведения получили то же назначение, какое о даст своей коллекции,» – писал Сергей Михайлович в завещании.

Кроме того, С.М. Третьяков жертвовал капитал в 100 тысяч рублей (увеличенный его сыном до 125 тысяч), на проценты с которого следовало пополнять галерею новыми произведениями русских художников. При этом оговаривалось, что Московская городская Дума должна принять все условия, которые найдет необходимым предложить Павел Третьяков.

 

Передача галереи городу

В августе 1892 года П.М.Третьяков принял решение о передаче галереи (вместе с собранием картин зарубежных и русских художников, завещанным ему братом Сергеем Михайловичем) в дар городу Москве, а уже через год открылась для всеобщего бесплатного обозрения «Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». Из каталога, изданного тиражом в 5000 экземпляров, явствовало, что галерея имеет 22 зала, в которых размещены 1276 картин, около 500 рисунков, 10 скульптур русской школы – коллекция Павла Михайловича, и 84 картины и рисунка иностранных живописцев, собранных Сергеем Михайловичем (теперь его собрание находится в Музее изобразительных искусств и, частично, в Эрмитаже). Галерея была оценена в 1,5 млн. рублей. Общий размер пожертвования, включая недвижимость, капитал, завещанный галерее Сергеем Третьяковым, и собранные им 84 картины европейских мастеров, достигал 2 млн. рублей.

Посетивший открытие император Александр III заявил, что купец опередил государя.

Дар братьев Третьяковых явился определенным итогом, но не завершением самоотверженного служения П.М.Третьякова на пользу русской художественной школы, в расцвет и торжество которой он поверил с юных лет. До последних дней Третьяков оставался бессменным попечителем музея, постоянно пополнял его собрание на собственные средства новыми произведениями искусства.

Третьяков придавал большое значение чисто музейной работе, в частности, составлению первого каталога, и переживал вкравшиеся в него ошибки, неизбежные при первом опыте. В то время Николай Петрович Собко собирал материалы для биографического словаря русских художников. Хорошо понимая сложность работы по каталогизации огромного Третьяковского собрания, ученый немедленно откликнулся на составленный Павлом Михайловичем каталог, дал его оценку и совет на будущее.

По свидетельству Собко, Павел Михайлович стоял у истоков отечественного искусствознания, внеся серьезный научный вклад в наше знание о русских художниках и о времени написания ими тех или иных произведений.

В ноябре 1898 г. у Павел Михайлович скончался. Его последними словами были: «Берегите галерею».

В некрологе В.В. Стасов писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амураон тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни».

Каталог галереи, составленный Третьяковым незадолго до смерти и опубликованный в 1899 г., содержал уже 1635 живописных произведений.

Третьяков был известен как щедрый благотворитель. С 1869 г. он состоял членом Московского совета попечительства о бедных, принимал участие во всех пожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой (1877–1878 гг.) войн. Он помогал Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, никогда не отказывал художникам и прочим просителям, тщательно заботился о денежных делах живописцев, которые без страха вверяли ему свои сбережения. Павел Михайлович многократно ссужал деньги своему доброму советнику и консультанту И.Н. Крамскому, бескорыстно поддерживал В.Г. Худякова, К.А. Трутовского, М.К. Клодта и многим других. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания, был членом советов Московского коммерческого и Александровского коммерческого училищ, для которых учредил стипендии. В 1860 г. он  совместно с братом финансировал строительство, а затем в течение всей жизни содержал Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице (на сто пятьдесят воспитанников – мальчиков и девочек). Он даже занимался подбором преподавателей для училища, хотя никогда этого не афишировал. В октябре 1867 г. его супруга Вера Николаевна приняла от Городской думы попечительство над Пятницкой городской начальной женской школой. Из пятнадцати подобных школ Пятницкая стала лучшей. Посещая эти учебные заведения, Третьяковы в воспитательных целях брали с собой дочерей, а всех учащихся знали по именам.

Неудивительно, что половину своих средств Павел Третьяков завещал на благотворительные цели – для устройства приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников (построен в 1909 – 1912 гг. архитектором Курдюковым), раздачи рабочим и служащим своих предприятий, на финансирование галереи.

 

Рост и развитие Третьяковской галереи

По воле основателя коллекция должна была сохраняться в неизменном виде и после его смерти. С 1898 г. галереей руководил Совет попечителей, избранный Московской городской думой, в который входили крупнейшие художники и художественные деятели: В.А. Серов, И.С. Остроухов А.П. Боткина (дочь и биограф П.М. Третьякова) и другие. В 1899 г. Совет постановил пополнять собрание, размещая новые поступления отдельно от основного фонда.

В 1904 г. Дума приняла «Положение о Третьяковской галерее», где закреплялась ее роль музея русского искусства, отражающего все этапы его развития. Вскоре был приобретен ряд значительных полотен художников XVIII и первой половины XIX вв., а также произведений рубежа веков.

С 1910 по 1925 г. в Галерее находились картины, поступившие в дар по завещанию московского промышленника М.А. Морозова, среди которых были полотна Э. Мане, О. Ренуара, В. Ван Гога, Э. Мунка и др. Вместе с собранием С.М. Третьякова они составили раздел новой западной живописи.

В 1913 г. на должность попечителя Галереи был избран художник и историк искусства И.Э.Грабарь, с 1917 по 1925 г. исполнявший обязанности директора Третьяковской галереи. В 1913 – 1925 гг. Грабарь занимался созданием новой экспозиции музея. Картины развешивались так, чтобы зритель, проходя по залам, последовательно знакомился с историей русского искусства.

3 июня 1918 г. Третьяковская галерея была национализирована – объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» – и получила название Государственная Третьяковская галерея (ГТГ). Директором музея был назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 г. оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции ГТГ. В связи с общей перестройкой музейной системы галерея окончательно определилась как ведущий музей русского искусства. В 1925 г. произведения западных мастеров были переданы в Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина), а в собрание Галереи влились Музей иконописи и живописи (бывшее собрание И.С. Остроухова), Цветковская галерея, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников XVIII – XIX вв., а также произведения русских художников из Румянцевского музея, ядром которого были две значительные частные коллекции – Ф.И. Прянишникова и К.Т. Солдатенкова. Из Румянцевского музея поступила большая часть находящегося ныне в Третьяковской галерее наследия Александра Иванова, в том числе картина «Явление Христа народу». Из Музея живописной культуры Галерея получила произведения художников «левых» течений и мастеров русского авангарда.

С 1930-х фонды галереи постоянно пополнялись произведениями, приобретаемыми государственной закупочной комиссией.

Сейчас собрание Третьяковской галереи насчитывает более 130 тыс. экспонатов, в том числе свыше 50 тыс. произведений искусства XX в.

Об истории зданий Третьяковской галереи

Первоначально собрание размещалось в небольшом двухэтажном доме Третьяковых в Лаврушинском переулке. Быстрое пополнение коллекции побудило владельца задуматься о сооружении специального музейного здания. В 1872 – 1874 гг. к дому была добавлена первая пристройка по проекту архитектора Александра Каминского – мужа сестры Третьякова. Эта галерея, состоящая из двух просторных залов, соединялась внутренним переходом с жилой частью, но имела отдельный вход с улицы, что позволяло пускать в нее посторонних. По мере увеличения коллекции Павел Михайлович еще трижды расширял галерею. Так в старом замоскворецком переулке выросло одно из первых в России специализированных зданий для размещения художественного собрания. Главный фасад был сооружен в 1902 – 1904 гг. по проекту В.М. Васнецова. Основная часть музея до сих пор размещается в реконструированном доме Третьякова и пристройках к нему.

В 1985 г. Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском валу, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием Государственная Третьяковская галерея со статусом Всесоюзного музейного объединения. В мае 2000 г. на Крымском валу открылась первая в России развернутая экспозиция искусства XX в. (1910–1990), ставшая продолжением экспозиции в Лаврушинском переулке. В Объединение вошел также ряд московских мемориальных музеев: Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васне­цова, Музей-мастерская А.С. Голубкиной, Дом-музей П.Д. Корина. Частью ГТГ является Музей – храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входит Инженерный корпус – здание для временных выставок.

 

Заключение

Люди, не равнодушные к искусству, приезжая в Москву, обязательно выделяют время для посещения знаменитой Галереи. Иностранные туристы посещают Третьяковку как одну из главных достопримечательностей Москвы.

А начало нашей национальной гордости положил замечательный человек Павел Михайлович Третьяков, которого благодарные потомки будут помнить всегда. Коллекция Третьякова стала не только собранием картин, а символом русской духовной жизни, национального искусства. По известному высказыванию И. Репина, Третьяков «довел свое дело до грандиозных, беспримерных размеров и вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи. Колоссальный, необыкновенный подвиг» В деятельности П. М. Третьякова наблюдается осознание глубокой взаимосвязи между личным богатством и общественным благом. Меценат обращен в своей деятельности к обществу и осознает свою духовную и гражданскую ответственность перед ним.

Толковый словарь определяет благотворительность как "безвозмездные действия и поступки, направленные на общественную пользу". Применительно к жизни Павла Михайловича Третьякова хочется добавить: "и которые не забудутся никогда". Побывав хотя бы раз в Третьяковской галерее, убеждаешься в этом без лишних слов.

В современной России традиции меценатства оживают в благотворительной деятельности нового поколения российских предпринимателей. Правда, деятельность эта пока носит ограниченный характер, ей не хватает дореволюционного размаха и широты. Может быть, это связано с общими трудностями, которые переживает становящиеся на ноги частное предпринимательство. Видимо, также состояние гражданской и духовной жизни общества пока не располагает к благотворительности. Хотя некоторые яркие примеры меценатства имеются уже и сейчас.

 

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия, том 43. Государственное научное изд. «Большая Советская Энциклопедия», 1956 г.

2.  Бурышкин П.А. ,Москва купеческая,  М., «Высшая школа», 1991.  

3. Боткина А.П., П.М.Третьяков в жизни и искусстве, М., «Искусство», 1993.

4.   Ионина  Н.А., 100     великих       музеев      мира, М., 1999.

5. Лопухина Е.М., Самые знаменитые меценаты России, М.: «Вече», 2003.

6.  1000 лет русского предпринимательства (из истории купеческих родов), М. «Современник», 1995.

7.  Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство

http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7804.php

8. Павел Михайлович Третьяков и его коллекция, http://lib.1september.ru/article.php?ID=200601507
150! - "Библиотека в школе". Издательский дом "Первое сентября"

9.ГТГ, http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/history/history_galery/

 

 

 

16

 



Информация о работе Третьяковская галерея как итог подвижнической и культурной деятельности