Великие Живописцы Эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

В развитии мировой художественной культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Термин «Возрождение» (фр. renaissance) впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Дж. Вазари (1512-74 гг.) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в., эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха возрождения человека, как эпоха гуманизма.

Содержание

1. Движение стилистики Ренессанса………………………………………3
1.1. Проторенессанс (творчество Джотто)………………………………...5
1.2. Раннее Возрождение (творчество Боттичелли)………………………6
1.3. Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Микеланджело)……………………………………………….7
2. Искусство Северного Возрождения (творчество Босха, Брейгеля)…..14
Список литературы…………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

К.р. по культурологии.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     Роспись потолка (1508–12 гг.) и алтарной стены («Страшный суд», 1536-41 гг.) Сикстинской  капеллы в Ватикане также возложил Юлий II на Микеланджело. Роспись потолка свыше 500 кв.м и включает 343 фигуры. Микеланджело изобразил картины сотворения мира и жизни первых людей на земле, эпизоды из Библии. На потолке капеллы он создал мир титанов. Его Бог - вдохновенный творец, создающий Вселенную и человека. Его люди могучи и прекрасны телом и духом; пророки и сивиллы отважны в своем прозрении будущего, обнаженные юноши раскрывают в многообразных проявлениях красоту и пластику человеческого тела.

     Этот  жизнеутверждающий пафос работы над росписью потолка капеллы сменяется трагической безысходностью, когда Микеланджело работает над фреской алтарной стены «Страшный суд». Площадь фрески «Страшного суда» 13,7 х 12,2 м. Суд, изображенный на фреске, действительно страшен: праведники, обступившие Христа, гневны, они требуют возмездия, и Христос властным жестом руки низвергает грешников в ад. В этом сюжете можно видеть крушение ренессансной гордыни - и шире - образ всечеловеческой катастрофы.

     Последние скульптуры Микеланджело - три «Пьетты» (Пьетта - оплакивание) - несут образ сломленного страданием человека; от них веет бесконечной усталостью и глубокой скорбью. Им созвучны строки его сонета:

     «Надежды  нет, и все объемлет мрак,

     И ложь царит, а правда прячет око».

     В одном искусстве Микеланджело остался верен заветам своих героических лет - в архитектуре. Микеланджело – архитектор создал во Флоренции капеллу Медичи (1520-25 гг.), усыпальницу членов семьи Медичи, выполнил два надгробия - Лоренцо («Утро» и «Вечер») и Джулиано («День» и «Ночь»), интерьер библиотеки Лауренциана (первая публичная библиотека в Европе). В Риме разработал проект перестройки Капитолия и увенчал грандиозным куполом собор св. Петра, главную святыню христианского мира. Собор св. Петра строили около 150 лет (арх. Д.Браманте, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло Младший). Над собором Микеланджело работал до конца жизни. Собор святого Петра - венец архитектурного гения Микеланджело, где мастер развил идею центричности, автором которой был Д. Браманте. И все же главное творение Микеланджело-зодчего - грандиозный, вознесенный к небу купол над центральной частью храма. Купол Микеланджело царит над вечным городом, над бесчисленными архитектурными памятниками, которыми так богат Рим.  

    2. Искусство Северного Возрождения (творчество Босха, Брейгеля) 

     Северное  Возрождение - это художественная культура ХV-ХVI вв. европейских стран севернее Италии - Нидерландов, Германии и Франции. Термин "Возрождение" здесь достаточно условен, так как формирование культуры опиралось не на античное наследие (его не было в этих странах), а на идеалы религиозного обновления.

     В Северной Европе центром художественного творчества становится человек с новым сознанием окружающего мира и себя. Гуманистическое начало составляет главнейшую особенность искусства Северного Возрождения. В северных странах гуманизм был устремлен к воскрешению демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. И если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему.

     В искусстве северных стран преобладает правдивое, непосредственное изображение того, что есть, даже если оно уродливо, - в противовес стремлениям итальянских художников к идеализации, к поискам во всем прекрасного, величавого, возвышенного.

     Самобытный  характер Северного Возрождения проявился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером стал Амстердам. В формировании немецкого Возрождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в жизнь товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.

     Традиционный  фактор влияния античной культуры для  Северного Возрождения незначителен, он в ней воспринимается опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы. Судьбы лидеров Северного Возрождения тесно связаны с движением Реформации и Крестьянской войной. Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня. Нидерландами в XV в. называли земли у берегов Северного моря, где сейчас находятся Голландия и Бельгия. Нидерландские города были богатыми и прекрасными, вели обширную торговлю. 

     В творчестве Иеронимуса Босха (ван Акен, ок. 1450-1516 гг.) мир предстает как царство дьявола и греха. Для современников творчество Босха бесконечно сложно и во многом загадочно. А современникам Босха, видимо, аллегорический смысл образов был понятен, ибо его произведения пользовались широчайшей популярностью. Босх выступал как моралист, страстный проповедник, бичующий зло и пороки погрязшего в грехах мира. Свои картины на темы ада, рая, Страшного суда искушения святых художник населял легионами фантастических тварей, у которых самым невероятным образом сочетаются части различных животных, растений, предметов, а иногда и человека. Полные злобной активности, эти существа объединяются с маленькими беспомощными фигурками людей, с птицами, рыбами, зверями, порождая ощущение низменного, суетного, лишенного разумной основы существования («Страшный суд», «Сад наслаждений», «Воз сена»).

     Творчество  Босха, подвластное его глубоко  пессимистическому мировоззрению, обнажало наиболее страшные, трагические  стороны человеческого существования. Но, как бы наперекор стремлениям художника, его произведения обладают и жизнеутверждающей силой, имеющие свои истоки в народной фантазии, устрашая - смешат, а юмор всегда несет элемент здоровья. Изумительный колорит, живописное мастерство придают картинам Босха, несмотря на их содержание, немеркнущую красоту.  
 

     Питер Брейгель Старший (Мужицкий) (1525/30-69 гг.) - последний художник нидерландского Возрождения. Такой широты в изображении жизни народа, такой бесстрашной трезвости в подходе к ней искусство еще не знало.

     Брейгель находился под влиянием как народной культуры, так и Босха. В центре его внимания - жизнь народа в не показном, а деятельном и повседневном состоянии. Брейгель жил в тяжелое для его родины время. Маленькая, но богатая страна находилась под властью Габсбургов, которые её жестоко грабили. В Нидерландах, как дома, распоряжалась свирепая испанская инквизиция. Когда правил герцог Альба, установился режим кровавого террора. Источник силы и надежды художник видел в природе и трудовой жизни человека. Картина "Слепые" - самая трагическая картина Брейгеля.

     Возникновение культуры Возрождения запоздало в Германии, типичной средневековой раздробленной стране. Поворот наметился в 30-е гг. ХV в. Реформация в Германии и Великая крестьянская война вызвали в стране культурный подъем - возникновение гуманизма, развитие наук, обновление литературы и искусства.

     Главным для немецких художников было не овладение  новыми, жизнеподобными формами изображения  само по себе, а стремление с их помощью  придать религиозному содержанию новую силу и близость к жизни, выразить мысли и чувства, тревожившие людей в это трудное и сложное время. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

     1. Борисов О.С., Свечникова Н.О. Культурология. Учебное пособие. Санкт-Петербург , 2008.

     2. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

     3. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения: Наука XIV – XVI веков в свете современной науки. – М.: Наука, 1979.

     4. Маккай Л. Мир Ренессанса. – Будапешт: Прогресс, 1984.

     5. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. – Л.: Наука, 1976.

     6. Соколов М.Н. Вечный Ренессанс: лекции о морфологии культуры   Возрождения. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. 
 

Информация о работе Великие Живописцы Эпохи Возрождения