Ярмарка в XVII - первой половине XIX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:50, доклад

Описание работы

Волга издавна служила торговым целям и являлась местом обмена товаров между русскими и восточными купцами. Еще в середине IX века на средней Волге сложился, как отмечает автор "Очерков Нижегородской ярмарки" В.П.Безобразов, "коммерческий центр", просуществовавший до нашествия монголо-татар на Русь. Впервые крупная ярмарка проводилась в Нижнем Новгороде во второй половине XIV века.

Работа содержит 1 файл

Ярмарка.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

Александро-Невский  собор. Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века.

Однако этот проект, направленный Далем для получения звания профессора

Александро-Невский  собор.

Фото  М.П.Дмитриева.

Конец XIX века.

архитектуры в  Академию художеств, не был одобрен. Таким образом, авторство окончательного проекта Александро-Невского собора не принадлежит ни Килевейну, ни Далю. Г.В.Барановский, исследователь истории архитектуры второй половины XIX века, создателем собора считает петербургского архитектора И.С.Вишневского.

     Однако никаких архивных материалов, говорящих об участии в проектировании собора этого архитектора, не обнаружено, как и самого подлинного проекта.

     В 1867 году Килевейн был назначен производителем работ по возведению собора. Помощником архитектора был Даль, проработавший на постройке собора до начала 1874 года, когда еще не были завершены даже основные каменные работы.. Торжественная церемония закладки Александро-Невского собора состоялась 18 августа 1868 года, а окончание всех работ было осуществлено к открытию ярмарки 1881 года.

      Кроме культовых строений, располагавшихся на набережной Оки, на ярмарке была построена в 1869 году по проекту Л.В.Даля недалеко от железнодорожного вокзала еще одна часовня. В начале 1870-х годов оно было перестроено в Александро-Невскую церковь. Одновременно со строительством культовых зданий менялся архитектурный облик и рядовой застройки вокруг гостиного двора. С начала 1870-х годов здесь происходила замена деревянных сооружений каменными зданиями. Причиной послужили огромные пожары 1864 и 1872 годов и указ о переходе вновь построенных каменных зданий в собственность владельцев.

    Трактиры были приметными местами на ярмарке. Не случайно сюда приезжали известные на всю Россию рестораторы: Никита Егоров, поварское искусство которого сравнивалось с французским, П.Барбатенков и другие. Несмотря на существование биржи, которая действовала лишь в качестве биржи труда) вся торговля держалась на честном купеческом слове и торговые сделки по-прежнему совершались в трактирах, ресторанах и чайных.

     Значительные преобразования произошли в районе Театральной улицы, которая получила новое официальное название - Нижегородская. В 1878 году на ней было закончено под руководством и по проекту Килевейна строительство каменного театра на 1600 мест, который назывался Большим театром.

     В 1860 - 70-е годы были проведены значительные работы по благоустройству территории ярмарки. В 1868 году ярмарочное купечество "выразило желание устроить водопровод", и к 1870 году все работы под наблюдением Р.Я.Килевейна и по проекту инженера Н.М.Бруннера были закончены. Для этого около Крестовоздвиженской часовни по проекту Килевейна была построена высокая водонапорная башня.

     В 1860-е годы нижегородский купец Э.Шмит выполнил освещение ярмарки 650 фонарями, а к 1885 году было введено электрическое освещение зданий, а впоследствии и улиц, устроенное по инициативе инженера Н.В.Рюмина.

   Ярмарка в 1860 - 70-е годы представляла собой своеобразный торговый город с высоким уровнем благоустройства и использованием современных достижений строительной техники.

     Архитектурный ансамбль ярмарки конца XIX - начала XX века.

       Конец XIX - начало XX века можно охарактеризовать, как период экономического расцвета Нижегородской ярмарки. Наивысшего уровня он достиг в 1909 году. Этот период был отмечен дальнейшим уплотнением застройки ярмарки и повышением комфортности проживания и обслуживания ее посетителей.

      В 1886 году был утвержден последний план Нижегородской ярмарки, по которому предполагалось осуществить обширное каменное строительство на свободной северо-западной территории, простиравшейся до села Гордеевки. Около армянской церкви проектировался большой прямоугольной формы пруд.

     Также намечалось сооружение каменных складов на Сибирской пристани и территории гостиного двора вдоль Бетанкуровского канала и набережной Оки. К важным изменениям, предусмотренным планом, надо отнести расширение зоны, приспособленной для развлечений. Ей отводилось обширное место около Мещерского озера. На ее территории находилось две плошали - Самокатная и Новосамокатная - для увеселительных балаганов. Главным зданием этой зоны должен был стать цирк. По этому плану ярмарка застраивалась до 1917 года.

        Самым важным событием 1880 - 90-х годов в развитии ярмарки, как архитектурного комплекса явилось строительство новых зданий и реконструкция отдельных старых в районе гостиного двора.

Спасский  собор и колокольня.

Фасады. Проект.

Арх. П.Малиновский, Е. Мичрин. 1901 г.

         К середине 1880-х годов Спасский собор и административные корпуса требовали полной перестройки. Вопрос о сохранении классицистического ансамбля в центре ярмарки не ставился, и председатель Московского архитектурного общества Н.В.Никитин высказал мнение о необходимости его разрушения. Основной причиной этого он считал не столько конструктивную неустойчивость здания, сколько несоответствие его архитектурным вкусам данного времени. Но собор было решено не разрушать, и в 1886 - 1889 годах были проведены работы по его укреплению под руководством Килевейна. Благодаря своему инженерному таланту, Килевейну удалось спасти и сохранить это прекрасное творение Монферрана.

       Когда в 1899 году угроза разрушения нависла над колокольней при Спасском соборе, его близость потребовала от архитекторов П.П.Малиновского и Е.М.Мичурина создать новую колокольню, стилистически сходную с ним по своей архитектуре.

      В 1906 году колокольня была выстроена. Подобная перестройка ожидала и мечеть. Тенденция разрушения целостности архитектурного ансамбля, созданного Бетанкуром в 1824 году, в значительной степени проявилась при перестройке Главного дома. В конце 1880-х годов в докладе комиссии по перестройке Главного дома говорилось, что "никаким ремонтом нельзя достичь того, чтобы дом и флигеля были приспособлены к современным требованиям ярмарки... Сочли более рациональным разобрать существующее здание".На конкурс было прислано 26 проектов из десяти городов.

       Выбор жюри был остановлен на проектах, выполненных в формах древнерусской архитектуры XVII века.

 

Вид на Главный дом  с площади.

Фото  М.П.Дмитриева. Конец XIX века.

      Первую премию получил проект, выполненный архитекторами А.И. фон Гогеном, Г.А.Трамбицким и К.В.Трейманом. Для строительства дома была образована комиссия из числа богатых нижегородских купцов: Н.А.Бугрова, Я.Е.Башкирова, М.П.Курбатова и других. Закладка здания состоялась 22 июня 1889 года. Главным строителем дома был К.В.Трейман, его помощником - ярмарочный архитектор Н.П.Иванов.

       Строительство велось около года, и 15 июля 1890 года, в день открытия ярмарки, произошло торжественное освящение нового Главного дома. Здание имело грандиозные размеры и входило в число крупнейших пассажей России. Центральная часть второго этажа была отдана под зал общественных собраний, который получил название Гербового, поскольку решетка его балкона была украшена гербами губерний Российской империи.

      Наряду с богатым архитектурным обликом здание имело техническое оснащение и благоустройство, соответствовавшие самым высоким требованиям того времени. Помещения его освещали 500 электрических ламп и 15 больших фонарей. Для этого рядом с Главным домом было построено здание электрической станции, впоследствии обслуживавшей всю ярмарку. Имелись телефон, водопровод, канализация, проезды к зданию были замощены, вокруг него были разбиты скверы с газонами, а площадь перед главным входом украшал чугунный фонтан, установленный в 1869 году.

   В это же время на берегу Бетанкуровского канала было закончено строительство около 20 каменных мануфактурных складов в соответствии с планом ярмарки 1886 года.

    В 1880 - 90-е годы на ярмарке было предпринято каменное строительство народных столовых ( деревянные постройки их существовали с 1871 года). Наиболее архитектурно оформленным являлось здание двухэтажной столовой, выстроенное в 1894 году на набережной Оки между Макарьевской и Крестовоздвиженской часовнями. К интересным архитектурным сооружениям относились также многочисленные пожарные депо.

      В 1888 году в соответствии с последним планом ярмарки завершилось строительство каменного цирка. Поставленный в конце Нижегородской улицы, он вместе со зданием театра являлся основным местом культурного развлечения публики. Цирк, именовавшийся цирком братьев А.А. и П.А. Никитиных, состоял из основного зала на 1000 зрителей, имевшего план в форме круга диаметром 42 метра, и прямоугольного выступающего объема, в котором размещались подсобные помещения (архитектор Н.П.Иванов).

Блиновский пассаж.

Фото  М.П.Дмитриева. Конец XIX века.

       В связи с развитием капиталистических форм торговли в 1880 - 90-е годы на ярмарке были открыты отделения восьми крупнейших банков России: Государственного, Сибирского торгового, Казанского купеческого, Волжско-Камского коммерческого, Московского торгового, Московского торгово-промышленного товарищества, Московского купеческого и Московского Азовского.

    На ярмарку прибывало огромное количество людей, и поэтому интенсивное развитие получила сеть гостиниц и зданий гостиничного типа. В период проведения ярмарки Рождественская улица и Окская набережная становились как бы частью огромного ярмарочного организма. На Рождественской улице, на всем ее протяжении, сложилась сплошная линия гостиниц, ресторанов, и т. д., а в начале XX века на этой улице был образован деловой центр с многочисленными пароходными и нотариальными конторами и крупными, престижными зданиями банков.

     Одним из наиболее значительных сооружений на Рождественской улице стал доходный дом купцов Блиновых, так называемый Блиновский пассаж, выстроенный Килевейном в 1878 году по проекту петербургского архитектора А.К.Бруни. Громадный объем этого здания вместил в себя многие магазины и склады, конторы, гостиницу, ресторан, телеграф, в том числе и пассаж, примыкавший к зданию со стороны откоса.

    Важнейшими планировочными элементами являлись пристани. На ярмарке главной пристанью оставалась Сибирская. Если до конца XIX века она была застроена деревянными складами и конторами, то в 1905 году на ней были построены каменные громадные склады и вся ее территория была приведена в образцовый порядок. Сибирская пристань была разделена на участки, на которых размещались конторы крупнейших пароходных обществ страны. К концу XIX века ярмарку обслуживали не только пристани, находившиеся на ее территории, но и пристани, расположенные на городских набережных Оки и Волги. Такое положение способствовало объединению ярмарки с городом и созданию единого крупного экономически развитого центров. Проведение в Нижнем Новгороде Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки 1896 года способствовало появлению на ярмарке новых зданий и сооружений. Выставочные павильоны разместились на обширной территории недалеко от ярмарки и вблизи от железнодорожного вокзала.

        Для связи города и ярмарки с территорией выставки была проведена электрическая железная дорога и построен новый понтонный мост.

      Несмотря на некоторое замедление строительства ярмарки в начале XX века, в это время разрабатывались проекты, которые закладывали основы для ее дальнейшего экономического развития, а также лучшего ее благоустройства. Эти проекты оказались неосуществленными. К наиболее крупным замыслам относились: сооружение постоянного металлического моста через Оку для соединения ярмарки с железной дорогой южного и восточного направлений, создание гавани в Мещерском озере, строительство ночлежного дома на 1000 человек и новой мечети. Значительные работы намечались в 1908 - 1910 гг. по инженерному благоустройству, в том числе проведение канализационной сети на всей территории ярмарки. Предусматривалась биологическая очистка сточных вод.

 

Вид с Главного дома на песчаный остров и  мост.

Фото  М.П.Дмитриева. Конец XIX века.

         Значительные изменения произошли в районе Китайских рядов, которые с двух сторон завершались пластичными объемами армянской церкви и мечети. Культовые строения теперь стояли на площадях и были окружены двух- и трехэжтажными каменными зданиями.

Вид на сквер по 1-й  Сибирской улице.

Фото  М.П.Дмитриева.

Конец XIX века.

          Необходимо отметить, что озеленению ярмарочной территории придавалось большое значение. Скверы существовали перед Главным домом (к Спасскому собору вел широкий бульвар, ограниченный двумя рядами высоких тополей), на Пушной набережной, к западу от Главного дома, около цирка, а также на 1-й Сибирской улице. Так в конце XIX века выглядела Нижегородская ярмарка, которая являлась чутким регулятором экономического благополучия в стране.

            Роль Нижегородской ярмарки в культурной жизни страны.

      Стечение на ярмарку огромного количества людей и удаленность ее от центра города сделали необходимым создание развлекательных и зрелищных сооружений. Значительную роль в культурной жизни ярмарки играл театр, котором до конца 30-х годов XIX века выступала крепостная труппа князя

     Шаховского - основателя нижегородского театра. Как отмечает современник, "...все лучшие артисты обеих столиц, особенно Москвы, ежегодно посещали ярмарку, начиная со Щепкина, Шумского, Мартынова и других". Драматург А.Н.Островский, посетивший ярмарку в 1845 году, писал, что ярмарочный театр не уступает московскому.

Информация о работе Ярмарка в XVII - первой половине XIX веков