Языческие представленияв русских сказках и былинах

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:18, реферат

Описание работы

Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив

Содержание

Оглавление. 2
Введение 3
1.Основные понития. 4
2. Космическое яйцо. 5
3. Космическое колесо. 6
4.Небесный мир 7
5. Земной мир. 9
6. Подземный мир. 13
7. Русские богатыри. 14
Заключение. 16
Библиография. 17

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 37.18 Кб (Скачать)

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ(ПГУПС) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: Языческие представления в русских былинах и сказках. 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка                                                                                           

Группа ЭУС 902      

Мальцева А.А.                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПБ 2011

Оглавление.

 
 

Оглавление. 2

Введение 3

1.Основные понития. 4

2. Космическое яйцо. 5

3. Космическое колесо. 6

4.Небесный мир 7

5. Земной мир. 9

6. Подземный мир. 13

7. Русские богатыри. 14

Заключение. 16

Библиография. 17

 

Введение

 

     Если  вы читаете или говорите по-русски, хотите вы этого или нет, чувствуете или нет - вы находитесь в мире славянской культуры.

А ведь многие обычаи как раз оттуда, из наших языческих времён. Там, в этом загадочном и необыкновенно интересном мире, коренится наше мировоззрение. 

      Начало славянской культуры относится к VI в. На ранних этапах развития, природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории.

     Центральное место в культуре этого периода  занимала языческая религия. Религиозные  взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Человек  жил в мифологической картине  мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив

     Важная  черта образа жизни и мысли  древних славян - представление о  неразрывном единстве-родстве живущих  с предками-праотцами и богами как условии гармонии миров: земного  и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и олицетворялась ими в битве Правды и Кривды.

     О славянской мифологии теперь можно судить только по вторичным – письменным, фольклорным и вещественным источникам.

     Сказка, а также былины в ряде случаев сохраняют языческие представления о животных, богах, духах и мироустройстве.  
 
 
 
 

1.Основные  понития.

 

      Вплоть  до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали  письменности. Этот период в истории  словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в  долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором, или устным народным творчеством.  
К жанрам русского устного народного творчества относятся  
- песни,  
- былины,  
- сказки,  
- загадки,  
- легенды,  
- пословицы и поговорки.  
Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.  

      БЫЛИНА (термин ввёл в 19 веке И.П. Сахаров) - героическая  песня эпического характера. Возникла в 9 веке как выражение исторического  сознания русского народа. Главные  герои былин - богатыри, воплотившие  народный идеал патриотизма, силы и  мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец  Садко, буян Василий Буслаев и  другие. Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния.  
 Былины следует отличать от СКАЗОК - произведений, основанных на вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные (с участием фантастических сил, с добыванием чудесных предметов и т.п.) и бытовые, в которых изображены обычные люди - крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы - в обыденной обстановке. Сказка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.
 

2. Космическое яйцо. 

      Славяне считали, что звёздное небо окружает Землю так же, как скорлупа окружает содержимое яйца. Подобно тому, как  многих людей сейчас интересует, есть ли Бог и как возник мир, так  и древних славян интересовало происхождение  космического яйца. Яйцо не возникает  само по себе, а сносится несушкой. Следовательно, и у космического яйца должен быть свой творец. Наиболее распространённым сюжетом является сотворение мира уткой, которая плавает по безбрежному  мировому океану. Иногда в роли утки выступал лебедь, гусь или курица (например, Курочка Ряба). Космическое яйцо было не простым, а золотым, и в  нём заключался целый мир (украинская сказка «Катигорошек»). В одном из мифологических сказаний подробно рассказывается, как мир вышел из яйца:  
Из яйца, из нижней части, вышла мать-земля сырая;  
Из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный.  
Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось,  
Из белка, из верхней части, ясный месяц появился;  
Из яйца, из пёстрой части, звёзды сделались на небе.  
 

      Яйцо  считалось символом жизни, поэтому  в сказке «Василиса Премудрая» смерть, а точнее, жизнь Кощея, находится  в яйце.  
С этим символом связано много обрядов. Из глубокой древности идёт обычай одаривать яйцами, окрашенными в разные цвета (писанками) и величать их в священных песнопениях. На семицко-троицкие праздники жарили яичницу, обязательно глазунью, чтобы в центре было «солнце», т.е. желток. Яйца клали в храмах, закапывали в тех местах, где предполагалось строительство.  
 Разбить космическое яйцо обычному человеку не под силу, именно поэтому в сказке «Курочка Ряба» эту роль играет мышка (она является одним из животных восточного календаря): «Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось».

3. Космическое колесо.

 

      Слово «колесо» происходит от старославянского «коло», т.е. круг. Этимологически к  слову «коло» восходят такие слова, как колесо, кольцо, околица, колодец, колобок, кольчуга. Колесо символизирует  вечный круговорот в природе (солнцеворот - весна, лето, осень, зима, смена дня  и ночи). Колесо – это модель Солнца: в центре круг, а спицы – лучи. С поклонением Солнцу связаны  многие праздники и обряды. Например, поедание блинов на масленицу. Блин –  это символ Солнца, который упоминается  в святочных песнях: он такой же круглый, жёлтый и горячий. Праздник Коляда: колядовали тогда, когда начинала увеличиваться продолжительность  дня, это был праздник «рождества Солнца». Хоровод символизировал движение Солнца.  
 С кругом в мифологии связано изготовление хлеба – бублики, баранки, калачи. Поедание этих продуктов было обрядом поклонения Солнцу. На святки во время гаданий девушки исполняли «круговые песни». Символичным было плетение венков на праздник Ивана Купалы. Изготовление всевозможных оберегов, амулетов, талисманов тоже связано с поклонением Солнцу. Солнечные знаки изображались на узорах полотенец и прялок.  
 Язычники строили храмы во славу богов (капища) тоже в форме круга. Эта традиция сохранена по сей день, и само слово «церковь» (а также слово «цирк») происходит от немецкого Zirkel – «круг».  
 
3.Дерево. 

      Это символ развития. В народном сознании берёза была символом молодости и женственности (песня «Во поле берёзка стояла»). Яблоня выступала как символ здоровья, силы и плодородия, и этот мотив сохранился в сказках «Молодильные яблоки» и «Гуси-лебеди». Дуб – дерево вечное и непобедимое (именно на дубе висит ларец, где находится смерть Кащея).  
 Дерево прорастало сквозь три главных мира (царства): небесный, земной и подземный. В каждом из трёх миров, через которые прорастало Древо, обитали свои боги. Слово «бог» происходит от санскритского Bhaga, что означает «счастье, благополучие». Древние славяне, как и все язычники, поклонялись многим богам. Однако верховным богом и родоначальником славянских богов считается Род. Его также называют прародителем мира, который создал всё живое и неживое. Не случайно корень «род» лежит в основе многих слов: народ, родина, природа, урожай, родник и др. Издревле считалось, что Род является хранителем Книги судеб (существует поговорка «Что на роду написано, того не миновать»).
 

4.Небесный  мир 

      Небесный  мир олицетворяет Сварог (в переводе с санскрита svar – «небо»), которого считали повелителем небесных стихий, и прежде всего ветра. Впоследствии Сварога стали отождествлять со Стрибогом, и в науке нет единого мнения о том, разные это боги или это два имени одного бога. В «Слове о полку Игореве», написанном в конце 12 века, автор называет ветры «внуками Стрибога».

        В небесном мире также живут  боги-мироустроители: Хорс, Дажьбог,  Перун, которые являлись тремя  ипостасями Солнца (именно поэтому  героиня «Слова о полку Игореве»  Ярославна называет Солнце «тресветлым», а в христианстве существует  постулат о триедином Боге). Хорс  олицетворял солнечный шар, поэтому  обрядом поклонения Солнцу был  хоровод. Дажьбог – олицетворение  солнечных лучей и даруемого  Солнцем плодородия. В древнегреческой  мифологии ему соответствовал  Гелиос. Перун – это русский  Зевс, бог грома, грозы, молнии  и огненной стихии, разъезжающий  по небу на огненной колеснице.  Огонь считался частицей Солнца, божьим даром, поэтому назывался  священным. Долгое время у некоторых  племён Перун играл роль бога  войны, потому что считался  покровителем князя и его дружины.  Вера в Перуна была настолько  сильной, что даже после крещения  Руси многие продолжали ему  поклоняться. Жрецами Перуна были  волхвы, упоминаемые в «Песни  о Вещем Олеге».  
 Помимо богов, в небесном мире обитали чудесные птицы. Стратим - таинственная и могущественная птица русской мифологии, прародитель всего птичьего мира, обитающая в море-океане. Стоит ей встрепенуться, и начинается буря. Она же способна укротить шторм. На ночь Стратим прячет под крыло солнце, чтобы утром вновь подарить его миру. Может спрятать под крыло и Землю, спасая её от вселенских бед.  
 Жар-птица олицетворяет огненно-световую стихию и закодированное в ней космическое начало Вселенной. Жар-птица прилетает она из-за синего моря из чудесной страны, где жизнь течёт по отличным от земных законам. Местонахождение той страны тоже закодировано в устойчивых сказочных образах и понятиях. Случается, что в сказках она является похитительницей чудесных яблок, но прилетает она из «тридесятого царства».  
 Феникс - птица, живущая много сотен лет, сжигающая себя в гнезде перед смертью. И здесь же из пепла возрождается новый Феникс. Родиной Феникса античные авторы считали Египет. В русском фольклоре известен сюжет сказки «Пёрышко Финиста Ясна Сокола», герой которой, добрый молодец-оборотень, сочетает в себе два исходных начала: 1) ясного (солнечного) сокола и 2) птицу Феникс, к которой восходит имя Финист.  
Гамаюн – вещая птица с человеческим (женским) лицом. Название этой птицы произошло от слов «гам» и «гомон», поэтому она воспринималась как вещунья, глашатай, вестник древних языческих богов. Ее считали хранительницей тайн прошлого, настоящего и будущего Вселенной.  
 Алконост и Сирин – две райские птицы с женскими лицами. Они всегда неразлучны, поэтому часто изображались сидящими на дереве друг напротив друга. Алконост – птица радости, услышавший ее человек от восторга забывает все на свете. Сирин же – птица печали, которая своим пением зачаровывает и убивает людей. Птица Алконост (по преданию) несет яйца на морском берегу, и пока не вылупятся птенцы, стоит тихая погода.  «Сирин» – русское слово, означающее сову, филина. Сова почиталась как птица мудрости.

5. Земной мир.

 
 

      Земной  мир располагался в кроне дерева. Здесь, согласно представлениям древних славян, обитали боги, связанные с земной жизнью человека, а также существа-полудухи. Отцом и матерью земных богов считались Лад и Лада. С их именами связаны такие слова, как «лад» (т.е. мир, согласие), «ладно». Лель – бог любви, славянский аналог древнеримского Амура. Согласно некоторым предположениям, Лель был сыном Лады. Бог-воин Семаргл изображался с семью мечами за поясом. Мокошь (или Макошь) – богиня-мать, покровительница человеческого рода, хранительница семейного очага. Культ Мокоши восходит к эпохе матриархата, когда женщина была главой семьи в силу того обстоятельства, что именно ей отводилась роль продолжательницы рода. Велес (или Волос – от слова «вол») – покровитель пастбищ и домашнего скота. Почитание Велеса не прекратилось даже после введения христианства: ему на «смену» пришёл святой Власий. Шести наиболее значительным богам славянского «пантеона» посвящались для поклонения определённые дни недели. Например, Мокоши отводились два дня – среда и пятница, Перуну – четверг.  

      В земном мире обитали также полудухи.  
 Домовой считался покровителем дома, поэтому его было принято всячески задабривать и ласково к нему обращаться. Если домовой покидал жилище, то хозяевам неминуемо грозили несчастья. В определённые дни полагалось кормить домового кашей, оставляя её за печкой. Домовой, как и все полудухи, был невидимым. Если же человеку довелось его увидеть, то это предвещало смерть.  
 Кикимора – жена домового, недобрый дух крестьянской избы. Живет обычно за печкой, где скрипит и стучит, пугая маленьких детей. Любит проказничать с прялкой, вязаньем, начатой пряжей.  
 Банник – маленький, беззубый старикашка с длинными волосами и всклокоченной бородой, живущий в бане. Это злой дух: он может плеснуть кипятком или запарить до смерти. Задобрить банника можно, если оставить ему веник, воды в кадушке и кусочек мыла. Банник любит мыться, но делает это после всех людей (во время четвертого пара, когда моется вся нечистая сила).  
 Русалки - это мифологические существа в образе женщин с зелеными волосами и рыбьим хвостом, живущие в озерах, прудах. Считалось, что русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви, или умершие до свадьбы невесты. Но русалки не всегда живут в воде. Летом, когда начинает цвести рожь, они выходят на землю, качаются на ветках березы и заманивают неосторожных рыбаков и одиноких путников. Это время называется «русалочья неделя». В эту пору никто не решается ходить в лес: русалки или защекочут до смерти, или на дно утащат. Чтобы как-то задобрить русалок, девушки плетут для них венки и оставляют в лесу.  
 Леший – дух леса. Это старик с зеленой бородой в звериной шкуре (иногда с рогами и копытами), которому подчиняются все дикие птицы и звери. Леший умеет хохотать, аукать, свистеть и плакать, как человек, умеет подражать голосам птиц и зверей. Леший любит шутить и проказничать: напустить тумана и сбить с пути или завести в глухую чащу («Леший кружит»). Вообще, лешие - существа не злые, но 1 раз в год (4 октября) они становятся опасными: в народе говорят, что они бесятся. Люди использовали имя лешего как ругательное («Иди к лешему», «Леший тебя забери»).  
 Водяной – злой дух вод в образе старика с длинной седой или зеленой бородой, который обитает в речных водоворотах, в омутах или болотах. Любит он также селиться под колесом водяной мельницы, поэтому в старину всех мельников считали колдунами. Днем водяной скрывается под водой, а ночью выплывает на поверхность в виде бревна или крупной рыбы. Зная, что водяной может утопить человека или порвать рыболовные сети, мельники и рыбаки пытались его умилостивить: бросали в воду хлеб, приносили в жертву какое-нибудь животное черного цвета (кошку, собаку, петуха), а рыбаки выпускали обратно в воду первую пойманную рыбу.
 

Информация о работе Языческие представленияв русских сказках и былинах