"Золотое правило нравственности" в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Культура понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других.

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     Различие  между негативной и позитивной формулировками золотого правила не является существенным. Они вполне конвертируемы, без труда  переводятся друг в друга. И в  том и в другом случае мерой  является действующий индивид в качестве субъекта, который сам задает себе закон поведения. В случае негативной формулировки это более очевидно, ибо здесь сам действующий индивид возвышается до всеобщего нравственного субъекта: он свои желания и оценочные каноны распространяет на других. В случае позитивной формулировки это менее очевидно, ибо здесь всеобщий нравственный субъект низводится до уровня действующего индивида: желания и оценочные каноны других он примеряет на себя, чтобы выяснить, могут ли они стать его собственными желаниями и оценочными канонами.

     Таким образом, золотое правило есть правило  взаимности. Это значит:

     а) отношения между людьми являются нравственными тогда, когда они  взаимозаменяемы в качестве субъектов  индивидуально-ответственного поведения;

     б) культура нравственного выбора заключается в способности ставить себя на место другого;

     в) необходимо совершать такие поступки, которые могут получить одобрение тех, на кого они направлены.

     Золотое правило обязывает взвешивать поступки с точки зрения критерия взаимности – того, не ведут ли они к разрывам, подрывающим доверительные, солидарные отношения с теми, кто вовлечён в ситуацию поступка.

     "Золотое правило" не ориентирует индивида на поиск всеобщих нравственных формул. Оно нацелено не на выработку нравственно адекватных требований, которые индивид может предъявлять другим и выставлять в качестве критерия оценки их поступков. Его нацеленность совсем иная. Оно призвано помочь индивидам найти правила поведения, которые они могут предъявить самим себе. Оно предлагает человеку механизм взаимности, который можно считать неким механизмом ограниченной универсализуемости, выявления потенциальной всеобщности максим своих поступков, для того, чтобы он мог удостовериться в их нравственном качестве. Словом, это – не формула, по которой индивид оценивает поведение других, это – формула, которой он руководствуется для того, чтобы найти для самого себя нравственно правильное решение в затруднительных случаях. "Золотое правило" отвечает не на вопрос, что делать другим или людям вообще, оно отвечает на вопрос, что делать, как поступать мне самому. И только в этой связи и с этой целью оно обязывает взглянуть на ситуацию глазами других.

     "Золотое правило" (и это специфично для нравственности в целом) представляет собой единственное в своем роде сопряжение повелительной и сослагательной модальностей, что лингвистически зафиксировано в его формуле. С одной стороны, оно содержит категорическое и безусловное "Поступайте!", которое адресовано тому, кто действует. С другой стороны, мы в нем слышим условное, сугубо сослагательное "как вы хотите (хотели бы)", предметом которого является желательное, мыслимое поведение других.

     Что касается нравственного смысла поведения  других, мы можем только мысленно предполагать, хотеть, желать, ибо это – вне нашей власти. Что касается нравственного смысла своих собственных действий, то он полностью зависит от нас, и здесь вполне уместна категоричность. От себя мы можем и должны безусловно требовать. От других требовать (речь идет, разумеется, о нравственных требованиях) мы не можем и не должны. Единственное серьезное и ответственное нравственное требование, которое мы можем и должны предъявлять другим – это наши поступки. И ничего более.  

 

      5 "Золотое правило нравственности" в современном обществе 

     Нравственность  с момента ее возникновения и  закрепления в сознании людей  составляет стержень, основу всякого  общества. Люди, оценивая поведение  других, руководствуются принципами нравственности.

     В настоящее время часто говорится  о падении нравственности в современном обществе. На первое место поставлены материальные ценности, а нравственные уходят на второй план.

     То, что люди в своих поступках  все реже руководствуются "золотым  правилом нравственности", объективно заметно и выражается в неуважении друг к другу, межличностных конфликтах, небрежном отношении к чужому труду и памятникам культуры.

     Все меньше и меньше людей прислушиваются к голосу совести, руководствуются  принципами честности и порядочности.

     Выживает  тот, кто хитер, нагл и может без  угрызений совести переступить через интересы других.

     Все это влечет за собой негативные последствия  во многих областях жизни общества.

     Так, если человек вовлечен в сферу  экономики, хозяйства, бизнеса, вообще деловой практики, – совершенно естественно доминирование в  его деятельности выгоды, успеха, полезности, практичности, разумности. Поскольку это так, то высоконравственный бизнес, высоконравственная торговля – практически невозможны.

     Для того, чтобы нравственность в этой сфере вообще проявилась, нужно, чтобы  ее проявления были полезными. Нужно, чтобы честность, порядочность, милосердие были выгодны тому, кто их проявляет, чтобы их реализация содействовала успеху в делах. При нормальной цивилизованной экономической жизни, при нормальных деловых отношениях так оно и есть. Ибо при устойчивый деловой жизни обман потребителя и партнера, даже конкурента, жестокость в отношении к ним, – обычно вредны для дела.

     Еще сложнее обстоит дело в политике, где наглость и хитрость являются основным методом достижения цели. Современные политики забыли о морали и нравственности, считая что им никогда не придется нести ответственность за свои слова и поступки.

     А ведь политикам в первую очередь, следовало бы не ограничиваться общими фразами о необходимости повышения  нравственного, духовного и культурного уровней народа, а сделать это одним из центральных пунктов своих программ и разработать конкретные пути и методы их осуществления.

     Будущее человечества зависит от того, сумеем ли мы сохранить наши духовные ценности, нравственные идеалы, народные традиции. Будем ли мы в отношения с другими людьми следовать "золотому правилу" сила и мудрость которого проверена веками и поколениями.

     Из  этого следует вывод, что надо активно содействовать повышению  нравственного уровня и духовного  роста народа, содействовать тому, чтобы государственная власть поняла и осознала, что она может только тогда завоевать настоящий авторитет, устойчивую популярность и истинное доверие народа, когда своими действиями не будет нарушать общечеловеческие моральные принципы.

     Поэтому необходимо особенно заботиться о повышении  духовности общества, так как в  подобных вопросах только достаточно высокий ее уровень сможет обеспечить надежную стабильность общества в отношении  взаимопонимания и терпимости людей  различных национальностей и вероисповеданий.

     Пренебрежение же вопросами нравственности может  оказаться гибельным для будущего людей.

 

      Заключение 

     "Золотое правило нравственности", появившееся в эпоху Древнейших цивилизаций, – важный показатель уровня развития человека и культуры.

     Нравственное  требование заложенное в нем содержит в себе возможность для индивида выбирать основания своего действия самостоятельно, а, следовательно, дает возможность проявить творчество. Не просто исходить из существующих норм, но и отнестись критически к тому, что есть и двинуться дальше.

     "Золотое правило нравственности" в содержит представление о человеке, как самостоятельном субъекте действия. Оно предполагает в индивидах способность действовать в соответствии с собственными желаниями, требует от человека поступать в соответствии с обязанностями, которые он сам на себя накладывает. Действовать не по внешнему принуждению, а из внутренней необходимости.

     Норма, содержащаяся в "золотом правиле  нравственности", не просто обеспечивает возможность совместного существования людей, но она настаивает на уважительном отношении к человеку, ибо субъектом нравственного требования выступает сам человек.

     Заключенная в нем схема нравственного мышления и поведения обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих отношений. Она является действенной, работающей схемой, которую каждодневно и весьма успешно практикуют люди, в том числе и те из них, кто никогда не слышал о "золотом правиле". Когда мы хотим объяснить и оправдать наш поступок, который неприятен другому, мы говорим: "Войдите в мое положение". Когда мы видим, как человек попадает в яму, которую он рыл другому, мы находим это. Все это – примерные случаи, когда мы мыслим и поступаем по логике "золотого правила нравственности". Именно такая глубокая укорененность в реальном опыте межличностных отношений в качестве его универсальной нравственно ограничивающей схемы и определяет как историческое долголетие золотого правила, так и его особое место в человеческой культуре.

Информация о работе "Золотое правило нравственности" в современном обществе