Борьба с контрабандой редких видов растений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение мировой практики борьбы таможенных органов с незаконным перемещением редких видов растений.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие незаконного перемещения объектов дикой флоры через таможенную границу;
– изучить понятие объекта дикой флоры как предмета незаконного перемещения через таможенную границу;
– выявить формы таможенного контроля объектов дикой флоры;
– проанализировать противодействие незаконному перемещению редких видов растений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общая характеристика незаконного перемещения объектов ……….. дикой флоры через таможенную границу………………………… 6
1.1. Понятие незаконного перемещения товаров через …….......... таможенную границу…………………………………………….. 6
1.2. Понятие объекта дикой флоры как предмета незаконного ………….. перемещения их через таможенную границу………………...… 9
Глава 2. Противодействие незаконному перемещению объектов ……….. .дикой флоры………………………………………………...……... 14
.2.1. Международные конвенции и соглашения о контроле над ………….. трансграничным перемещением объектов флоры и их роль ………...... в борьбе с незаконным перемещением...…………………….… 14
. 2.2. Выявление и пресечение контрабанды объектов флоры в …….......... процессе деятельности таможенных органов РФ……………... 17
Заключение…………………………………………………………………… 25
Список использованных источников……………………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Декоративные  растения перемещаются в западные регионы  страны для последующего вывоза за рубеж, орхидные виды – в США, Канаду, Японию.

Ввозимые на территорию России объекты флоры исходя из целей ввоза можно подразделять на следующие группы:

– дикорастущие виды флоры, их части и дериваты, ввозимые в научных, культурно-просветительных целях;

– дикорастущие лекарственные растения и их части;

– готовая лекарственная продукция из отдельных частей дикорастущих растений;

– изделия декоративно-прикладного искусства из древесины пород, охраняемых международным законодательством;

– биологические активные добавки (БАД), включающие в свой состав части дикорастущих растений;

– декоративные виды дикорастущих растений;

– дикоросы как пищевые продукты, плоды дикорастущих растений.

Исходя из статуса  ввозимых объектов флоры, их можно подразделять на:

– виды растений, охраняемые международным законодательством;

– виды растений, сбор, заготовка и экспорт которых разрешен.

Особенностью  дальневосточного региона является то, что тропические виды диких животных и растений, их части и дериваты, как правило, ввозятся из стран азиатско-тихоокеанского региона.9

Декоративные  растения и цветы незаконно ввозятся в Россию из Китая, Вьетнама, Республики Корея, Голландии, Эквадора, Боливии. Коммерческие партии декоративных цветов и растений доставляются в Россию воздушным транспортом из Китая, Республики Корея, транзитом из Голландии через Москву, Сеул; автомобильным транспортом из Китая.

Лекарственные препараты, изготовленные из частей диких животных и растений, часто незаконно ввозятся на Дальний Восток России из КНДР, Вьетнама, Китая, реже – с Филиппин.

Наиболее интенсивно осуществляется сбор дикорастущего женьшеня, ландыша Кейске, кедровых орехов (однако экспорт кедровых орехов осуществляется в виде пищевого сырья), корней элеутерококка, родиолы розовой, частей лимонника, диоскореи ниппонской, бархата амурского, всех аралиевых, тимьяна, аира, солодки голой, бадана.

Таким образом, В связи с массовыми незаконными заготовками лекарственных растений в настоящее время наиболее высока вероятность исчезновения следующих видов: женьшень дикорастущий, заманиха высокая, кирказон маньчжурский, диоскорея ниппонская, родиола розовая.

Таким образом, всего по итогам 2011 года таможенными органами Российской Федерации на линии борьбы с контрабандой объектов дикой флоры, включенных в списки СИТЕС, возбуждено 5 уголовных дел по ч.1 ст. 226 УК РФ и 28 дел об административном правонарушении ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

В августе и  сентябре Дальневосточной оперативной  таможней возбуждено 2 уголовных дела по фактам контрабанды корней дикорастущего  женьшеня. Еще одно дело по факту контрабанды 25 корней дикорастущего женьшеня возбуждено Уссурийской таможней рыночной стоимостью 673 тысячи рублей.  Экологический ущерб куда более значителен.

15 мая 2011 года  Пограничным районным судом Приморского  края был приговорен к четырем  годам лишения свободы (колония поселение) организатор контрабандного канала в Китае дикорастущего женьшеня гражданин России В. Денищенко. Исполнители контрабандного перемещения, водители автобусов  приговорены к 3 и 2 годам заключения условно.

Но, к сожалению, нынешняя судебная практика такова, что реальные сроки заключения судами назначаются редко.

Если говорить в целом, то устранение одного из основных лиц, контролирующих скупку и переправку в Китай объектов флоры и фауны, является очень важным моментом в работе таможенных органов. Ведь таким образом пресекается контрабандный канал, посредством которого через таможенную границу перемещаются редкие и исчезающие виды флоры и фауны в течение длительного времени.

В связи с  этим основной задачей оперативно-розыскных  подразделений таможен является выявление и пресечение деятельности организованных преступных групп, организующих такие каналы, а не задержание мелких партий дериватов, перемещаемых физическими лицами для личных целей. Это задача для таможенников-досмотровиков в пунктах пропуска.

Вместе с  тем, в условиях действующего законодательства государственные органы ограничены в эффективном пресечении уже достигшей  катастрофических масштабов противоправной деятельности преступных группировок, ведущей к неотвратимому уничтожению диких видов растений и животных и их незаконному вывозу за пределы территории России.

В этой связи следует  отметить, что приведенные данные не учитывают те выявленные таможенными  органами факты задержания контрабанды  объектов дикой фауны и флоры, которые не регулируются положениями  Конвенции СИТЕС.

 Более того, скупые  данные правоохранительной деятельности таможенных органов не всегда свидетельствуют о масштабах проблемы защиты биологического многообразия в мире, в том числе в России, и реальном вкладе российской таможенной службы в борьбу с преступлениями и правонарушениями по линии СИТЕС. А они огромны, достаточно вспомнить только ряд задержаний, проведенных подразделениями ФТС России в 2006-2007 годах. Однако сохранение биологического многообразия в мире, включая Россию, охрана редких видов животных и растений, занесенных в списки Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, и Красную Книгу, – не единственная задача российского таможенного ведомства при реализации своей деятельности по пресечению контрабанды объектов СИТЕС. В не меньшей степени она обусловлена решимостью таможенных органов по недопущению угрозы ввоза на территорию Российской Федерации инфицированных и зараженных животных и растений, способных вызвать серьезные заболевания среди населения страны. Многоплановость решаемых таможенными органами задач требует постоянного внимания к повышению уровня профессиональной подготовки таможенников. В настоящее время их обучение ведется на базе Российской таможенной академии в рамках специальных тренинг-семинаров с привлечением экспертов неправительственных природоохранных организаций, в том числе Всемирного фонда дикой природы.10

 Учитывая международный  характер преступлений и правонарушений, связанных с несоблюдением требований  СИТЕС, ФТС России активно расширяет  сотрудничество со своими зарубежными коллегами. Так, одним из каналов такого сотрудничества является Региональный узел связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации (ВТО) по странам Содружества Независимых Государств (СНГ) «RILO – Москва», который был создан в сентябре 2001 года. Он взял на себя функции координирующего органа национальных таможенных структур на обширном пространстве государств-членов Содружества в сфере обмена информацией правоохранительного характера, в том числе в вопросах предотвращения, выявления и пресечения попыток нелегального трансграничного оборота исчезающими видами животных и растений, а также их дериватами.

Таким образом, деятельность таможенных органов по выявлению и пресечению незаконного перемещения через таможенную границу ТС редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов флоры имеет большое экологическое, экономическое и социальное значение. Поэтому для повышения эффективности деятельности таможенных органов на данном направлении крайне важно сочетать формы и методы как таможенного оформления и таможенного контроля, так и оперативно-розыскной деятельности.

В связи с  тем, что бизнес, связанный с добычей  и торговлей объектами животного  и растительного мира в настоящее  время крайне криминализирован и  находится под влиянием организованных преступных групп, требуется повышение роли оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в предупреждении, выявлении и пресечении контрабанды видов фауны и флоры, охраняемых российским и международным законодательством.

В целом, что касается противодействия незаконному перемещению объектов дикой флоры, то нужно отметить, что ни одна страна не может самостоятельно заниматься данной деятельностью, поэтому многие страны, в том числе и Россия, заключают соглашения о сотрудничестве с другими странами, вступают в различные конвенции по охране природы.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Международная торговля дикими животными и растениями обширный и бурно развивающийся  бизнес. Продукция, изготовленная из диких животных и растений, обеспечивает важные отрасли промышленности – такие как деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, фармацевтическая, легкая и т.д. Миллионы живых растений и животных ежегодно развозятся по всему миру для обеспечения потребностей зоомагазинов и торговли декоративными растениями. Такое потребительское отношение к природным ресурсам приводит к снижению численности многих видов животных и растений.

В 1973 г. была подписана  Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Однако вскоре после организации и начала работы Конвенции СИТЕС стало ясно, что усилий одних органов Конвенции недостаточно. В целях более полного информационного обеспечения деятельности органов СИТЕС в 1976 году Всемирный фонд дикой природы и Всемирный союз охраны природы разработали и осуществляют совместную программу ТРАФИК.

В апреле 1995 года было открыто Российское представительство ТРАФИК. Этому предшествовало исследование ситуации в торговле дикими видами на территории РФ и некоторых стран бывшего СССР. Выяснилось, что этот вид бизнеса бурно развивается. Из-за этого не только редкие, но вполне благополучные еще несколько лет назад виды растений резко сократили свою численность. Бурному развитию торговли растениями способствовали политическая и экономическая либерализация, открытие государственных границ, поиск людьми альтернативных заработков. Российское представительство ТРАФИК:

– осуществляет постоянный мониторинг торговли дикими видами, с привлечением широкого круга  источников информации;

– проводит специальные исследования торговли животными и растениями, при этом акцент может быть сделан как на торговлю в отдельном регионе, так и как на виды, пользующиеся повышенным спросом и несущие от этого наибольший урон;

– использует всю  собираемую информацию для оказания действенной помощи административному органу СИТЕС в России и другим в деле контроля над торговлей дикими видами и пресечении нелегальной или экологически необоснованной деятельности в этой области;

– оказывает  консультативная помощь государственным органам в деле повышения эффективности выполнения обязательств, вытекающих из участия России в Конвенции СИТЕС.

Для достижения поставленных целей сотрудники Российского  представительства ведут постоянный сбор появляющейся в прессе информации о торговле дикими видами животных и растений, проводят широкомасштабное анкетирование специалистов-биологов и работников природоохранных учреждений, вступают в контакт с торговцами «живым товаром», регулярно посещают соответствующие места торговли. Проводятся и специализированные детальные исследования.

Также деятельность таможенных органов по выявлению и пресечению незаконного перемещения через таможенную границу ТС редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов флоры имеет большое экологическое, экономическое и социальное значение. Поэтому для повышения эффективности деятельности таможенных органов на данном направлении крайне важно сочетать формы и методы как таможенного оформления и таможенного контроля, так и оперативно-розыскной деятельности.

Крайне важно обеспечение сотрудников таможенных органов современными техническими средствами таможенного контроля. К сожалению, в настоящее время технических средств поиска и обнаружения контрабанды объектов дикой фауны и флоры не существует, поэтому обнаружение крупных партий данных объектов имеет, как правило, интуитивный, случайный характер либо является результатом оперативно-розыскных мероприятий. Необходимо уделять больше внимания вопросам взаимодействия таможенных органов с иными правоохранительными и контролирующими органами. Практика показывает, что проведение совместных мероприятий таможенных, иных правоохранительных и международных природоохранных органов всегда приносит положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

       Нормативно-правовые акты:

  1. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от  03.12.1973. Заключена в Вашингтоне // Собр. Законодательства  Рос. Федерации. – № 32. – Ст. 4810.
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 № 17-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 50. – Ст. 6615.
  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Рос. газ. – 1993. – № 237.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 1364. – Ст. 76.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2002. – № 1. – Ст.2.
  6. О животном мире: федер. закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ  // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1995. - № 52. – Ст. 1462.
  7. О ввозе и вывозе культурных ценностей: федер. закон от 15.04.1993 № 4804-1  // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1993. – № 57. – Ст. 1042.
  8. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ  // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
  9. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 2. – Ст. 133.

10. О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения: постановление Правительства Рос. Федерации от 13.09.1994 № 1051 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 21. – ст. 2396.

Информация о работе Борьба с контрабандой редких видов растений