Фитосанитарные и санитарные меры в Таможенном союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры относятся к комплексу мер запретов и ограничений, поэтому на территории Таможенного союза, они являются важнейшими компонентами осуществления таможенного контроля и таможенного оформления. В этом случае, государства – члены таможенного союза определяют порядок осуществления данных мер.
Целью моей курсовой работы является изучить основы технического регулирования, санитарные и фитосанитарные меры в Таможенном союзе.

Работа содержит 1 файл

текст курсовой.docx

— 64.58 Кб (Скачать)

Федеральный закон №52 «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», предусматривает, санитарно – эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующему с ними материалам, изделиям и технологиям их производства. Они должны удовлетворять физиологические потребности человека и не должны оказывать на него вредного воздействия. Санитарно – эпидемиологические требования обеспечивают безопасность среды обитания для здоровья человека. Также, в законе предусмотрено, проведение санитарно - эпидемиологических (профилактических) мероприятий.6 Которые проводятся в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний. В соответствии с санитарными правилами  и иными нормативно – правовыми актами, должны осуществляться мероприятия по санитарной охране территории, введению ограничительных мероприятий (карантинов), проведение которых, подлежит включению в разработанные федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения.

Неотъемлемой частью жизнедеятельности  человека являются продукты питания, безопасность и контроль качества, в отношении  которых регулирует Федеральный  закон №29 – ФЗ «О качестве и безопасности продуктов питания». В соответствии, с которым, Российская Федерация имеет следующие полномочия, в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов7:

  1. Проведение единой государственной политики;
  2. Разработка и реализация федерально – целевых и научно – технических программ;
  3. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;
  4. Организация и осуществление государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий;

Требования к качеству пищевых продуктов, материалов и  изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативным документам, техническим документам, системам качества устанавливается соответствующими государственными стандартами.

Продукты питания должны удовлетворять физиологические  потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать требованиям органолептических и физико – химических показателей и требованиям к допустимому содержанию химических и биологических веществ, почему они  должны подлежать санитарному контролю на таможенной территории Таможенного союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Техническое регулирование, санитарные и фитосанитарные меры в Таможенном союзе

2.1. Техническое регулирование в Таможенном союзе

После того, как 6 октября Российская Федерация, Республика Беларусия и Республика Казахстан подписали Договор о создании Комиссии Таможенного союза, которая является регулирующим органом по обеспечению функционирования и развития экономических отношений трех стран, государства – члены таможенного союза подписали Соглашение «О единых принципах и правилах технического регулирования в Российской Федерации, Республике Беларусия и Республике Казахстан. Целями данного соглашения стороны определили обеспечение благоприятных условий торговли между странами – участницами договора и другими государствами, а также развитие интеграции России, Казахстана и Белоруссии в формате таможенного союза. Стороны договора устанавливают единую таможенную территорию, единые меры регулирования торговли с государствами, не вошедшими в таможенный союз, в том числе устанавливают единый таможенный тариф. В рамках таможенного союза не применяются таможенные пошлины и ограничения, за исключением специальных мер, к числу которых относится техническое регулирование.

В части технического регулирования  сторонами было принято «Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза», в котором определены основные этапы формирования политики в области подтверждения соответствия8:

  1. Определены уполномоченные органы государств-членов таможенного союза в сфере технического регулирования. В Российской Федерации эти функции выполняет Министерство промышленности и торговли.
  2. Определен Единый реестр органов и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;
  3. Приняты Единые формы сертификатов соответствия и деклараций о соответствии;
  4. Создан Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов, который действует до вступления в силу технических регламентов на соответствующую продукцию;

Следующим важным шагом является создание технических регламентов. Комиссия Таможенного союза утвердила Положение о порядке разработки и внесении изменений в технический регламент Таможенного союза, график разработки технических регламентов. Утвержден План мероприятий по реализации Соглашения о единых правилах и принципах технического регулирования в странах – участницах Таможенного союза. В технических регламентах устанавливаются обязательные требования к продукции. Определяется минимально необходимый уровень обязательных требований к ней, обеспечивающих безопасность людей и окружающей среды. При этом технические регламенты не должны содержать способы достижения установленных обязательных требований, чтобы не ограничивать производителя в выборе технологии производства или применяемой конструкции. Кроме того, технические регламенты не должны создавать препятствия на пути модернизации продукции и инновациям. При вступлении технических регламентов в силу обязательные требования к продукции, изложенные в других документах, в том числе и ведомственных  нормативных актах, должны утрачивать свою силу. 

Другим важнейшим инструментом технического регулирования является стандартизация. Применение стандартов позволяет использовать современные методы и технологии, существенно сокращать издержки, обеспечивать унификацию продукции.

Стандарты принимаются консенсусом, когда участники рынка приходят к пониманию, что закрепленный в проекте стандарта способ реализации той или иной идеи через конструкцию или технологию соответствует уровню развития науки, техники и технологий. При этом следует отметить, что чем быстрее обновляются стандарты, тем больше появляется возможностей применять неограниченным кругом заинтересованных лиц новые, передовые технологии в практической деятельности.

Следующий инструмент технического регулирования - аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). В процессе аккредитации подтверждается компетентность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять работы по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Требования к продукции устанавливаются  как в технических регламентах (регулируемая государством сфера), так и в хозяйственных  договорах, в добровольных стандартах или добровольными системами сертификации (не регулируемая сфера).

Технические регламенты будут иметь  прямое действие на территории стран-участниц.

Зафиксированные в технических  регламентах требования без дополнительных процедур будут вводиться на территории трех стран в момент вступления в силу  технического регламента. При этом будет прекращаться действие требований к этим видам продукции в рамках национального законодательства.

Одновременно запрещается установление в национальных законодательствах стран-участниц таможенного союза обязательных требований к продукции, не вошедшей в единый перечень.

В исключительных случаях, исходя из географических, климатических или  иных особенностей, предусматривается  возможность не применения отдельных требований единого  технического регламента на территории одной или нескольких стран-участниц.

В качестве иллюстрации можно привести следующий пример. В отношении машин с «правым» рулем действует строгий запрет их постановки на учет в Республике Беларусь и в Республике Казахстан. В тоже время в Российской Федерации запрета на такие машины не существует. 

Важным также является положение, определяющее, что под  третьей стороной при декларировании соответствия понимаются органы по сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий таможенного союза.

В соответствии с «Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза» сертификацию продукции и испытания для целей подтверждения соответствия единым требованиям имеют право производить только органы по сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза (утвержден решением комиссии таможенного союза № 343 от 17 августа 2010 года).   

Работа по формированию единых технических регламентов ведется  в рамках ЕврАзЭС и таможенного  союза с проведением необходимых  процедур публичного обсуждения.

В Российской Федерации в  настоящее время  принято 23 технических регламента, 9 из которых вступили в действие. Не смотря на то, что темп принятия национальных технических регламентов существенно увеличился, значительная часть продукции все ещё остается под действием старых норм.

2.2. Санитарные меры в Таможенном союзе

Санитарные меры призваны защищать здоровье людей и животных от болезней, вредителей, а также рисков, возникающих от добавок, загрязняющих веществ и токсинов в пищевых продуктах.

В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза, санитарные меры распространяются на лиц, транспортные средства, а также подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза9. В целях сбалансированной деятельности в области санитарного контроля государства – члены таможенного союза признают результаты работ уполномоченных органов по определению соответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям. Также, принимают согласованные меры, направленные на предупреждение завоза, распространения и ликвидацию на таможенной территории таможенного союза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), опасных для здоровья человека, последствий чрезвычайных ситуаций, а также актов терроризма с применением биологических агентов, химических и радиоактивных веществ. Осуществляют санитарно-противоэпидемические мероприятия по недопущению ввоза на таможенную территорию таможенного союза и оборота опасных для жизни, здоровья человека и среды его обитания подконтрольных товаров.

Также, к ведению Правительства  Российской Федерации относится  защита санитарно-эпидемиологического благополучия населения а также, контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, которые также относится к одному из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

  1. определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  2. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  3. установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  4. ведение государственных регистров потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также отдельных видов продукции, ввоз которых впервые осуществляется на территорию Российской Федерации;
  5. обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации;
  6. введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);
  7. введение и отмена санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  8. подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;
  9. координация научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  10. международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  11. контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой

Стороны создают в пунктах  пропуска, предназначенных для перемещения подконтрольных товаров через таможенную границу таможенного союза, санитарно-карантинные пункты и принимают меры по проведению необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятий10.

Комиссия таможенного  союза определяет перечень подконтрольных товаров, перемещение которых через  таможенную границу таможенного  союза осуществляется в специально оборудованных пунктах пропуска, определяемых соответствующими Сторонами в соответствии с их законодательством.

Информация о работе Фитосанитарные и санитарные меры в Таможенном союзе