Источники таможенного права. Таможенное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить официально установленные формы выражения и закрепления нормативных правовых норм в сфере таможенного дела.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие источники права. Рассмотреть их признаки и виды.
Рассмотреть источники таможенного права.
Раскрыть понятие и содержание таможенного законодательства.
Рассмотреть виды нормативных правовых актов в сфере таможенно дела.
Раскрыть изменения в таможенном законодательстве России в связи с созданием Таможенного союза.
Выявить проблемы применения таможенного законодательства Таможенного Союза.
Рассмотреть судебную практику в сфере таможенного дела и ее влияние на источники таможенного права.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, признаки и виды источников права 5
1.2 Система источников таможенного права 7
2 Таможенное законодательство: понятие и содержание 17
2.1 Виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела 18
2.2 Таможенный союз: изменения в таможенном законодательстве 20
2.3 Проблемы применения таможенного законодательства
Таможенного союза 24
3 Судебная практика и ее влияние на источники таможенного права 32
3.1 Правовой прецедент. Мнение Т.Г. Морщаковой 32
3.2 Судебная практика 35
Заключение 41
Список источников и литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая Лихачева.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Федеральная таможенная служба 
Государственное казённое образовательное учреждение 
Высшего профессионального образования 
Российская таможенная академия 
Владивостокский филиал

    ______________________________________________________________

Кафедра административного и таможенного права
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  дисциплине «Таможенное право»  
 
 

    студента: Лихачёвой Екатерины Владимировны

    группа: 132

    факультет: Таможенного дела

    на  тему: Источники  таможенного права. Таможенное законодательство. 
     
     

    Научный руководитель: А.Л. Скакун

    доцент, __________________

    Оценка:________________

    Подпись________________________

      «___»_________________2011 г. 
 
 

    Владивосток

    2011

 

Содержание

Введение 3

1 Понятие,  признаки и виды источников права  5

    1.2 Система источников таможенного  права  7

2 Таможенное  законодательство: понятие  и  содержание  17

    2.1 Виды нормативных правовых актов  в сфере  таможенного дела  18

    2.2 Таможенный союз: изменения в  таможенном законодательстве  20

    2.3 Проблемы применения таможенного  законодательства 

    Таможенного союза 24

3 Судебная  практика и ее влияние на  источники таможенного права   32

    3.1 Правовой прецедент. Мнение Т.Г. Морщаковой  32

    3.2 Судебная практика  35

Заключение   41

Список  источников и литературы  43 

 

Введение

      Образование таможенного союза между Российской Федерацией, Белоруссией и Казахстаном существенно изменило подход к регулированию внешнеэкономической деятельности. Усилия последних нескольких лет в этой области сводились к либерализации внешнеэкономической деятельности  и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу.

      В законодательных и других нормативных  правовых актах Российской Федерации  и Таможенного союза определены роль и место таможенных органов  в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе внешнеторговой деятельности, сформулированы их функции и задачи, установлены основные принципы, методы и средства их выполнения, порядок деятельности таможенных органов.

      Тема  данной курсовой работы актуальна, так как с недавнего времени сформирована практически новая правовая база таможенного дела, соответствующая общепризнанным мировым стандартам, предусматривающая прямое регулирование правоотношений в сфере таможенного дела. А правильное  регулирование правоотношений в сфере таможенного дела, создание соответствующих нормативных правовых актов таможенного законодательства и выявление проблем  необходимо с целью с создания благоприятных условий для развития экономики государств-членов Таможенного союза.

      Источниками таможенного права как отдельной правовой отрасли являются правовые акты, в которых содержатся нормы таможенного права.

      Объект исследования -  источник права как официально установленные формы выражения и закрепления нормативных правовых норм.

      Предмет исследования – источники таможенного права и таможенное законодательство.

      Цель исследования – изучить официально установленные формы выражения и закрепления нормативных  правовых норм в сфере таможенного дела.

    • Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
    • Раскрыть понятие источники права. Рассмотреть их признаки и виды.
    • Рассмотреть источники таможенного права.
    • Раскрыть понятие и содержание таможенного законодательства.
    • Рассмотреть виды нормативных правовых актов в сфере таможенно дела.
    • Раскрыть изменения в таможенном законодательстве России в связи с созданием Таможенного союза.
    • Выявить проблемы применения таможенного законодательства Таможенного Союза.
    • Рассмотреть судебную практику в сфере таможенного дела и ее влияние на источники таможенного права.

      

 

1 Понятие, признаки и виды источников права

     Источники права - это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. 

     Источник  права характеризуется следующими признаками:

  1. Он состоит из правовых норм. Во всех источниках права содержится набор определенных правил поведения в той или иной сфере общественных отношений, регулируемых правом.
  2. Правовые нормы в источниках права имеют соответствующие формы выражения и закрепления. Правовые нормы находят закрепление либо в четко структурированной форме, т.е. в документах, имеющих деление на разделы, главы, статьи, параграфы и т.д., либо в форме неформализованного отчета о решении того или иного спора, либо в иной форме.
  3. Влияние государства на формирование круга источников права. Государство и его органы могут самостоятельно разрабатывать те или иные источники права и вводить их в действие.
  4. Обязательность исполнения. Беспрекословное осуществление правовых предписаний всеми субъектами права обусловлена их защитой со стороны государства и возможностью применения мер государственного принуждения к нарушителю содержащихся в них правовых норм.
  5. Формально-определенный характер выражения и закрепления. Этот признак указывает, во-первых, на четкость и определенность формулировок субъективных прав и юридических обязанностей, санкций за их нарушение, во-вторых, на документальный характер закрепления в источниках правил поведения субъектов.
  6. Доступность источников. Здесь имеется ввиду, во-первых, свободный доступ всех субъектов права к получению информации о содержании источника, основанному на определенном порядке его обнародования, официального опубликования и, во-вторых, доступный, понятный язык изложения источников права [15].

     В истории развития права различают  несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права  неодинаково. В период становления  права преобладающее значение имел правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу его повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного.

     Следует отметить, что на основе правового  обычая могут быть сформулированы нормы  права.

     Правовой  прецедент – это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем [13].

     Нормативно-правой акт является одним из самых распространенных и ведущих источников права в различных правовых системах мира, в том числе и в РФ.

     Нормативно-правовой акт - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования [16].

     Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами. Такие акты, регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на неперсонифицированный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно независимо от исполнения.

     Нормативный договор - это соглашение двух и более субъектов права, регулирующее между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей.

     Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение [9].

     Другой  отличительной особенностью этого  источника права является то, что  он направлен на создание, изменение  и прекращение таких прав и  обязанностей, которые либо дополняют  и развивают действующие нормы права, либо вводят новые правила, которые не могут противоречить действующим законам (за исключением международных договоров) и не должны выходить за границы той сферы, которая определена законодателем. Положения договоров распространяются только на круг адресатов, определенных в договоре. Юридическую силу нормативному договору придает закон, в котором устанавливаются виды договоров, их юридическая сила, круг субъектов, имеющих право на их заключение, исполнения и взаимной ответственности за их выполнение.

1.1 Система источников таможенного права

     Под источниками таможенного права  России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть, только нормативные акты федерального уровня.

     В систему источников таможенного права входят (рисунок 1) [11]:  
 
 

       

     Рисунок 1. Источники таможенного права 

     
  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Международные договоры и соглашения имеют особое значение для формирования национального таможенного законодательства, образуют особую группу источников таможенного;
  3. Федеральные законы как источники таможенного права делятся в науке на две группы:
  • кодифицированные законы (Таможенный кодекс Таможенного союза,  Налоговый, Бюджетный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др.);
  • иные текущие законы (например, федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», федеральные законы «Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О валютном регулировании и валютном контроле»).
  1. Наиболее многочисленную группу источников таможенного права образуют подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Минэкономразвития России, Минфина России, ФТС России.
  1. Правовой обычай и правовой прецедент.

     Конституция Российской Федерации 

     Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

     Конституция является юридической базой для  развития всех отраслей права, в том числе и таможенного права. Конституция РФ, будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченное число юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву.

Информация о работе Источники таможенного права. Таможенное законодательство