Источники трудового права

Автор: Елена Фролова, 06 Декабря 2010 в 11:40, реферат

Описание работы

Источниками трудового права являются нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Если нормы трудового права, которые содержатся в нормативно-правовых актах, имеющих низшую юридическую силу, противоречат Трудовому кодексу, то применяются нормы Трудового кодекса.

Работа содержит 1 файл

трудовое право.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

1.Источники трудового права 

Источниками трудового права являются нормативные  правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и  непосредственно связанных с  ними отношений. Если нормы трудового  права, которые содержатся в нормативно-правовых актах, имеющих низшую юридическую силу, противоречат Трудовому кодексу, то применяются нормы Трудового кодекса. Нормы трудового Кодекса не должны противоречить Конституции, так как регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами:

Трудовым  законодательством, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права

Иными нормативно-правовыми актами, содержащими  нормы трудового права 

Указами Президента РФ

Постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти

Нормативно-правовыми  актами органов исполнительной власти субъектов РФ

Коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

Нормативно-правовыми  актами органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции 

Виды  занятости перечислены в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ», согласно которой занятыми признаются следующие граждане:

работающие  по трудовому договору (контракту), в том числе временно отсутствующие на работе по уважительным причинам (например, в связи с нетрудоспособностью, отпуском, приостановкой производства и т.д.), а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временных и сезонных работников (за исключением участвующих в общественных работах);

выполняющие работы по договорам гражданско-правового  характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам;

занимающиеся  предпринимательской деятельностью;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

члены производственных кооперативов (артелей);

проходящие  военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

обучающиеся на очных отделениях образовательных  учреждений всех видов, а также проходящие обучение по направлению органов службы занятости;

являющиеся  учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Под трудоустройством в широком значении понимается совокупность мероприятий (экономических, организационных, финансовых, правовых, медицинских) по обеспечению занятости трудоспособного населения. 
Трудоустройство в узком значении рассматривается как осуществляемый, в том числе при содействии государственных органов и негосударственных организаций, процесс поиска безработными подходящей работы, устройства на нее и подбора работодателями необходимых работников.
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Правовые  мероприятия в области трудоустройства заключаются в правовом регулировании:

гарантий  реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов занятости;

особенностей  трудоустройства отдельных категорий  граждан;

круга субъектов отношений по трудоустройству  и их правового статуса;

контроля  за соблюдением законодательства в этой области и видов ответственности за его нарушение.

Основные  гарантии реализации права граждан  на труд, профессиональную ориентацию, подготовку и повышение квалификации предусмотрены ст. 40 КЗоТ РФ и ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в РФ». К ним относятся:

свобода выбора вида занятости (работа по трудовому договору, индивидуальная трудовая деятельность и иные);

бесплатное  содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны государственных органов занятости;

предоставление  работодателями в соответствии с поданными заявками работы выпускникам учебных заведений;

правовая  защита от необоснованных отказа в приеме на работу и увольнения с работы;

заключение  срочных трудовых договоров на участие  в оплачиваемых работах;

компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению государственных органов занятости;

бесплатное  обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии.

Особенности трудоустройства отдельных категорий  граждан установлены федеральным  законодательством и нормативными актами субъектов РФ (например, Законом г. Москвы от 12 ноября 1997 г. № 47 «О квотировании рабочих мест в г. Москве»). 
 
Существенной гарантией трудоустройства отдельных социальных групп населения является квотирование рабочих мест в организациях. 
 
Квотированием называется определение органами местного самоуправления в процентном отношении к среднесписочной численности предприятия, учреждения, организации минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а именно:

инвалидов;

выпускников общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования;

молодежи  из числа сирот и детей, лишенных попечения родителей, и других лиц моложе 18 лет;

граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

одиноких  и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

родителей, воспитывающих детей до 3 лет и являющихся единственными кормильцами в семье;

лиц предпенсионного  возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости);

лиц, продолжительное  время не имеющих работы;

беженцев  и вынужденных переселенцев;

лиц, освобожденных  из мест лишения свободы;

граждан, имеющих на содержании лиц, которым  по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;

граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

лиц, осужденных к лишению свободы и не обеспеченных работой по независящим от них причинам, а также некоторых других граждан.

Квотирование  осуществляется в соответствии с Законом РФ от. 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РФ», ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также согласно Рекомендациям по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденным Постановлением Минтруда России от 6 февраля 1995 г. № 9. 
 
Размер квоты и порядок ее введения определяется органом местного самоуправления ежегодно на срок не менее одного года. При этом квота инвалидов устанавливается в размере не менее 3% (с учетом работающих на предприятии инвалидов). 
 
В ряде случаев законодательством о труде (ст. 170,235,250 КЗоТ РФ и другими нормативными актами) на работодателя возлагаются обязанности по трудоустройству своих бывших работников. Данные нормы следует одновременно рассматривать и как особенности трудоустройства отдельных категорий граждан, и как дополнительные гарантии приема граждан на работу. К их числу относятся следующие обязанности работодателей по трудоустройству прежних работников:

по окончании  срочного трудового договора (контракта) с:

беременной  женщиной и женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);

одинокой  матерью или одиноким отцом, имеющими ребенка в возрасте до 14 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);

работниками, имеющими детей-инвалидов или инвалидов  с детства до достижения ими возраста 18 лет (ст. 170 КЗоТ РФ);

любыми  работниками организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 250 КЗоТ РФ);

уволенных в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. № 4892–10 «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными Действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей»);

по окончании  выборных должностных полномочий в профсоюзных органах (ст. 235 КЗоТ РФ);

депутата  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — по окончании срока его полномочий (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ);

уволенных с военной службы — в течение 3 месяцев до обращения за работой, только для государственных организаций (ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих в Российской Федерации»);

в других случаях по решению судебных органов (ст. 213 КЗоТ РФ).

Законом РФ «О занятости населения в РФ» установлен круг субъектов отношений по трудоустройству и их правовой статус. Ими признаются:

органы  и организации по содействию занятости населения (гл. 4 Закона);

безработные и иные незанятые граждане, не зарегистрированные в органах занятости (ст. 3,4 и гл. 2 Закона);

работодатели (гл. 5 Закона);

профсоюзы и иные представительные органы работников (ст. 21 Закона);

координационные комитеты по содействию занятости населения  из представителей объединений профсоюзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости  и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите (ст. Закона);

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ст. 22 Закона);

исполнительные  органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (ст. 7,15 и 21 Закона).

В законодательстве по трудоустройству органы и организации по содействию занятости населения представлены государственными органами по вопросам занятости и негосударственными организациями по трудоустройству. 
Система государственных органов по вопросам занятости населения состоит из общих и специальных органов Министерства труда и социального развития РФ. К общим органам относятся: Минтруд России; министерства управления (комитеты) по труду и социальным вопросам органов исполнительной власти субъектов РФ; управления (комитеты, отделы) по труду и социальным вопросам органов местного самоуправления. Специальными органами являются территориальные органы по вопросам занятости. По Постановлению Правительства РФ от 8 августа 1997 г. № 992 в Министерстве труда и социального развития РФ вопросами занятости населения занимаются Департамент комплексных проблем занятости и Департамент программ и услуг по содействию занятости населения. 
 
Негосударственные организации по трудоустройству оказывают гражданам услуги по содействию занятости на территории России, а также по трудоустройству граждан Российской Федерации за рубежом. В соответствии со ст. 18 и 19 Закона названные виды деятельности осуществляются на сновании лицензий юридическими лицами, причем последняя из них — только российскими организациями. 
 
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка и зарегистрированы в органах по вопросам занятости (далее — органы занятости) в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 
 
При этом безработные должны отвечать требованиям, предусмотренным ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. Согласно им безработными могут быть признаны следующие граждане:

Информация о работе Источники трудового права