Таможенное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов.
Задачи работы: - рассмотреть структуру и функции таможенных органов,
- выяснить на каких правовых актах базируется правоохранительная деятельность таможенных органов,
- рассмотреть отдельные виды правоохранительной деятельности таможенных органов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Функции таможенных органов Российской Федерации ………..5
1.1. Таможенные органы Российской Федерации…………………………5
1.2. Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов……………………………………………………………………………6
Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов ……...8
2.1. Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела ……………………...8
2.2. Таможенные органы как органы дознания …………………………..18
2.3. Основы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации …………………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………….…… 31
Список литературы …………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по таможенному праву .docx

— 60.34 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава I. Функции таможенных органов Российской Федерации ………..5

1.1. Таможенные органы Российской Федерации…………………………5

1.2. Правовые основы правоохранительной  деятельности таможенных органов……………………………………………………………………………6

Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов ……...8

2.1. Деятельность таможенных  органов как органов административного  принуждения и наказания в  области таможенного дела ……………………...8

2.2. Таможенные органы  как органы дознания …………………………..18

2.3. Основы оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов  Российской Федерации …………………………………………………………26

Заключение…………………………………………………………….…… 31

Список литературы …………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Актуальность темы исследования. Последние изменения структуры исполнительной власти выявили необходимость определения понятия таможенных органов. В результате проведения в России административной реформы таможенные органы на некоторое время были лишены самостоятельности и включены в ведение Министерства экономического развития и торговли РФ, вероятно, по причине того, что основной целью таможенных органов является содействие развитию внешней торговли. Фактический контроль за деятельностью таможенных органов осуществляло также Министерство финансов РФ, что приводило к появлению в литературе мнения о подчинении таможенных органов сразу двум министерствам. В настоящее время Указом Президента РФ функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела переданы Федеральной таможенной службе. Руководство ФТС РФ, назначение и увольнение ее руководителей вновь осуществляется напрямую Правительством РФ. Согласно положениям действующего законодательства таможенные органы – это федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации (подп. 11 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Определение таможенного органа предложено и в литературе. «Таможенный орган представляет собой федеральный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия внешней торговле». Данные субъекты таможенного права наделены властными полномочиями и учеными относятся к группе субъектов управления. Этой группой охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и организаций таможенной службы. Применительно к таким субъектам, являющимся органами федеральной исполнительной власти, звеньями системы государственного управления в сфере таможенного дела, правосубъектность находит выражение в их особой установленной таможенно-правовыми нормами компетенции, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа по реализации компетенции таможенных органов. При этом, основываясь на положениях общей теории права, позволяющих рассматривать компетенцию как разновидность правосубъектности, в литературе высказывается мысль о том, что «содержание компетенции можно определить как положенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел». Специфику правоспособности таможенных органов придает признание их правоохранительными, поскольку деятельность таких органов направлена на обеспечение правопорядка, предупреждение, пресечение правонарушений и применение государственного принуждения к лицам, нарушившим законность.

Цель данной работы рассмотреть  содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов.

Задачи работы: - рассмотреть  структуру и функции таможенных органов,

- выяснить на каких  правовых актах базируется правоохранительная  деятельность таможенных органов, 

- рассмотреть отдельные  виды правоохранительной деятельности  таможенных органов. 

Объект исследования: содержание правоохранительной деятельности таможенных органов.

Предмет исследования –  специфика деятельности таможенных органов.

При решении поставленных задач автором использовался  широкий круг правовых, социологических  и иных методов научного исследования. Среди них такие методы как: формально-юридический, сравнительно-правовой, экспертных оценок, анкетный опрос, анализ документов, анализ судебно-арбитражной практики, анализ публикаций в средствах массовой информации и другие.

Глава I. Функции  таможенных органов Российской Федерации

1.1. Таможенные  органы Российской Федерации

Обязательным участником таможенных правоотношений является особый вид органов государственной власти — таможенные органы. Они являются специальным субъектом таможенных правоотношений и заслуживают особого изучения, тем более, что система таможенных органов нашей страны и их компетенция достаточно сложна1.

Термин «таможенные органы»  используется действующими законами. В Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются.

Таможенные органы могут быть определены как государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и других, связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями.

Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной  власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация  процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного  порядка осуществления такого провоза  и недопущение нарушения этого  порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные.

В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический  суверенитет и экономическую  безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в  целях борьбы с преступлениями и  административными правонарушениями в таможенной сфере.

Таможенные органы входят в структуру федеральных органов  власти, создание таможенных органов  на региональном уровне, в субъектах  Федерации не допускается. Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться  в деятельность таможенных органов  при осуществлении ими своих  функций.

 

1.2. Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями2.

Это законодательно закреплено в ч. 6 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации, где в качестве одной из функций таможенных органов определена борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации.

Функция борьбы с правонарушениями в области таможенного дела возложена  на ФТС России и принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной  таможенной службе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459, ред. от 10.03.2009 г. № 219), в котором сказано, что ФТС РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Правовую основу деятельности таможенных органов как органов  административного принуждения  и наказания в области таможенного  дела составляют Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  и Таможенный кодекс Российской Федерации.

Правовую основу деятельности таможенных органов как органов  дознания составляют Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации.

Правовую основу деятельности таможенных органов как органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, составляют ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности», Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации (как определяющие пределы компетенции таможенных органов как органов, осуществляющих ОРД).

Кроме того, все три вида правоохранительной деятельности таможенных органов детально регламентированы иными нормативными правовыми актами федерального, межведомственного и  внутриведомственного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Правоохранительная деятельность таможенных органов

2.1. Деятельность таможенных органов как органов административного принуждения и наказания в области таможенного дела

Таможенные органы, как и другие правоохранительные органы Российской Федерации, уполномочены осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, в том числе — расследование правонарушений.

В общем случае, как и  любые другие правонарушения, правонарушения в таможенной сфере составляют виновные противоправные деяния, совершаемые  вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста (в соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних).

Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные), причем к проступку относится действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью (по сравнению с преступлением)3.

Административным проступком в таможенном деле является противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, посягающее на порядок и правила перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей, а также нарушение иных, установленных законодательством Российской Федерации таможенных правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Цели административного  наказания сформулированы в ст. 3.1. КоАП РФ как установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом административное наказание не должно иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица4.

Совершение административного  правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права, приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

Документом, определяющим ответственность  за совершение административных правонарушений, является Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях (КоАП РФ).

КоАП РФ - это кодифицированный нормативный акт, имеющий статус закона, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам5.

КоАП РФ является основополагающим документом, законодательно уполномочивающим таможенные органы возбуждать, расследовать и рассматривать дела об административных правонарушениях, в области таможенного  дела (нарушения таможенных правил).

Так, в ч. 12 ст. 28.3 КоАП РФ («Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях») говорится, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.15, ч. 1 ст. 7.12, ст. 11.14, 11.15, 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч. 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.19, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ (т.е. об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов), составляются должностными лицами таможенных органов.

Немедленно после выявления  факта совершения административного  правонарушения должно быть принято  решение о возбуждении дела об административном правонарушении, которое  оформляется в виде определения. Причем в соответствии со ст. 23.8 таможенным органам предоставлено право не только возбуждать, но и в случаях, если после выявления административного правонарушения в области таможенного дела осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводить расследование по отнесенным к их компетенции делам об административных правонарушениях, а также рассматривать соответствующие дела (т.е. выносить решения по завершении расследования соответствующих дел).

Это право таможенных органов  распространяется на дела об административных правонарушениях, предусмотренных  ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2—16.23 КоАП РФ. Причем рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов при этом вправе только:

Информация о работе Таможенное право