Экономическое наследие Адама Смита в области таможенно-тарифного регулирования внешней торговли

Автор: n**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование достижений Адама Смита в области таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
Необходимо уяснить содержание таможенно-тарифного регулирования внешней торговли
Рассмотрение исторических изменений представлений сущности внешней торговли
Изучить биографию великого экономиста Адама Смита
Выявить наследие Адама Смита в области таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…3
1. Адам Смит - величайший английский ученый-экономист конца XVIII века……..5
2. Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
2.1. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности…………………...8
2.2. Понятие, виды таможенного тарифа. Методы определения таможенной стоимости товара………………………………………………………………………...12
3. Экономическое наследие Адама Смита в области таможенно-тарифного регулирования внешней торговли………………………………………………....……19
Заключение……………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

курСовая Экономическое наследие Адама Смита в области таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

       Практика международной торговли свидетельствует о том, что когда прежде изолированные страны начинают торговать, они получают большую выгоду, чем давно торгующие друг с другом государства. Так, в 50-х гг. XIX в. Япония пошла на увеличение экспорта шелка и чая в обмен на поставки риса и промышленных товаров. В результате цены на шелк и чай в Японии подскочили и их производители оказались в выигрыше, в то время как изменения цен на мировом рынке практически не наблюдалось.

     Свобода торговли является основополагающим принципом теории и практики рыночной экономики и обладает рядом преимуществ. Прежде всего, она позволяет странам специализироваться именно в той сфере, в которой они имеют предпочтения экономического, географического, природного и иного характера. Например, Япония, США, Германия обладают преимуществом в производстве товаров, которое требует высокого технического потенциала и уровня квалификации: производство автомобилей, аудиовизуальных товаров, бытовой электротехники. В страны третьего мира переместилась текстильная, кожевенная, целлюлозно-бумажная промышленность.

     Создание  массового производства определенной продукции в различных странах  позволяет производить ее высокого качества при меньших издержках  и это выгодно потребителям. В  то же время специализация стран облегчает развитие конкуренции. В конечном счете, наблюдается рост экономического развития всех стран, включившихся в международное разделение труда.

     Однако  уровень развития стран не может  быть равным и совершенной конкуренции  не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют такие аргументы, как:

     • временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать

     и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;

     • введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;

     • протекционизм может увеличить  уровень занятости и обеспечить

     развитие  отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы.

     Необходимо найти оптимальное соотношение между свободной торговлей и использованием протекционизма.

     Б) Тарифные методы

     Тарифное  регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая  в целях регулирования импорта  и экспорта, с помощью которой  государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская фискальная функции.

     Протекционистская функция связана с защитой  национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

     Фискальная  функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть  бюджета страны.

     Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

     Таможенный  тариф в ряде случаев может  быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

     В) нетарифные методы

     При использовании административных (нетарифных) средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

     Нетарифные  методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

     По  классификации ООН нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

     ·        прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;

     ·        антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п. 

       Нетарифные методы требуют больших  затрат, дают больше возможностей  для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более  простые по механизму их осуществления  экономические методы.

     К нетарифным методам регулирования  относятся:

  • Экономические санкции
  • Международные картели
  • Демпинг
  • Экспортные субсидии
  • Добровольные экспортные ограничения
  • Квотирование

     2.2. Понятие, виды таможенного тарифа и методы определения таможенной стоимости товара.

     Таможенный  тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

     Основными целями применения таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;
  • защита национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
  • пополнение доходов государства;
  • обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспортерам на рынки других стран.

     Таможенные  тарифы классифицируются по различным  признакам : характеру происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.

     Основными видами таможенных пошлин являются конвенциональные и автономные.

     Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

     Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране режимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными.

     Особые таможенные пошлины могут быть как конвенциональными,

     так и автономными.

     Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

     Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из государств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные товары, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами Международной торговли.

     По  инициативе конкурирующих с импортом фирм в случае доказательства факта демпинга может быть установлен антидемпинговый тариф.

     ДЕМПИНГ — это международная дискриминация в ценах, при которой товары на внешнем рынке продаются по ценам ниже цен на    аналогичные товары на внутреннем рынке страны-экспортера.

     Применение  антидемпингового тарифа предусмотрено  международным антидемпинговым законодательством, подписанным большинством стран — членов ГАТТ в 1967 г. Величина дополнительной импортной пошлины устанавливается в размере демпинговых ножниц цен.

     При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

     При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них — в проценте от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

     При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих их экономическое значение и применение.

     Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного  обложения пошлинами импорта. Чем  более развита экономика, тем, как  правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами. Например, в Швеции и Швейцарии они в среднем составляют 4 и 3 % соответственно, а в Венгрии — 16%, Югославии — 11 %.

     Во-вторых, структура таможенного тарифа у  основного большинства стран  построена по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста  степени обработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Так, в США и Японии средний уровень таможенных пошлин на готовые изделия составляет 5-6 %, а на сырье — менее 1 %.

     В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с  различными ставками пошлин, предназначенных  для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чащ? всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин: одна — с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая — со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин. Например, таможенный тариф Японии имеет четыре колонки — с автономными и конвенциональными пошлинами, а также с преференциальными — для развивающихся государств и с сезонными пошлинами.

     Методы  определения таможенной стоимости  товара

     Таможенная  стоимость товаров учитывается прежде всего при начислении различных таможенных платежей и при установлении стоимости товаров для применения санкций за таможенные правонарушения.

     Принципы  определения таможенной стоимости  товара были включены в текст ГАТТ в 1947 г. (статья 7 «Оценка в таможенных целях») и уточнены в ходе Токийского раунда переговоров в 1976-1979 гг.

Информация о работе Экономическое наследие Адама Смита в области таможенно-тарифного регулирования внешней торговли