Экспортный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой «в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения экспортного контроля и его развитие в России и за рубежом. 6
1.1 Понятие, основные цели и принципы экспортного контроля в РФ 6
1.2 Международный опыт развития экспортного контроля 9
1.3.Российское законодательство об экспортном контроле и полномочия государственных органов в этой области 13
Глава 2. Система экспортного контроля в Российской Федерации 17
2.1 Идентификация контролируемых товаров и технологий в системе экспортного контроля 17
2.2 Разрешительный порядок осуществления и валютный контроль внешнеэкономических операций 18
2.3 Таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ контролируемых товаров и технологий в системе экспортного контроля 21
2.4 Применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших или пытавшихся нарушить законодательство об экспортном контроле 24
Глава 3 Проблемы и перспективы экспортного контроля 26
3.1 Пути повышения эффективности экспортного контроля 26
3.2 Совершенствование законодательства об экспортном контроле 29
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

курсовая по таможенному праву.docx

— 84.52 Кб (Скачать)

     Механизм  экспортного контроля опирается на установление особых требований к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями. В соответствии с одним из них внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки (ст. 18 Федерального закона «Об экспортном контроле»). Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные требования к подобным внешнеэкономическим сделкам, включая осуществление проверок использования иностранным лицом полученных по сделкам товаров и технологий в соответствии с принятыми обязательствами.

     Российское  законодательство об экспортном контроле во многом строится с учетом многогранного  опыта США в этой области.

     В тоже время Россия при осуществлении  экспорта и проведении экспортного  контроля придерживается требований международных  договоров в области  нераспространения  оружия массового поражения, средств  его доставки, а также в области  контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения.

Глава 2. Система экспортного контроля в Российской Федерации

2.1 Идентификация контролируемых  товаров и технологий  в системе экспортного  контроля

 

     Этот  метод предполагает установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий. Такие списки разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с привлечением представителей Федерального Собрания РФ, различных промышленных и научных организаций. Они утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Соответствующие указы Президента РФ вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.

     На  товары и технологии, содержащиеся в таких списках, действие системы экспортного контроля распространяется в обязательном порядке. Объектами экспортного контроля могут стать также товары и технологии, не включенные в контрольные списки. Это происходит, когда российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основание полагать, что данные товары и технологии могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки (ст. 20 Федерального закона «Об экспортном контроле»).

     Идентификация контролируемых товаров и технологии является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности. Он, в свою очередь, вправе поручить проведение идентификации экспертной организации, получившей в установленном порядке право на осуществление данного вида деятельности. С такой экспертной организацией заключается договор, после чего ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

2.2 Разрешительный порядок  осуществления и валютный контроль внешнеэкономических операций

     Внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и услугами подлежат государственной экспертизе, которая проводится федеральными органами исполнительной власти и заключается в анализе документов и информации, имеющих отношение к внешнеэкономическим сделкам, в целях определения их соответствия международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам и требованиям экологической безопасности (ст. 21 Федерального закона «Об экспортном контроле»). Результаты государственной экспертизы являются основанием для выдачи либо отказа в выдаче лицензии или разрешения на совершение внешнеэкономической сделки.

     Разрешение  выдается межведомственным координационным органом по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономической сделки, предметы которой не включены в списки (перечни) контролируемых товаров и технологий, но могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки (п. 2 ст. 20 Федерального закона «Об экспортном контроле»).

     Что касается внешнеэкономических операций, предусматривающих передачу иностранному контрагенту товаров и технологий, которые содержатся в контрольных списках (перечнях), то такие операции подлежат обязательному лицензированию (ст. 19 Федерального закона «Об экспортном контроле». Такие лицензии, выдаваемые Минторгом России, могут быть разовыми (на одну конкретную внешнеэкономическую операцию) и генеральными (лицензии с указанием количества товаров без определения конкретного покупателя). Генеральная лицензия может быть выдана на экспорт отдельных видов контролируемых товаров в иностранные государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике общепризнанных принципов и норм международного права в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки. Перечень иностранных государств и виды контролируемых товаров, на экспорт которых разрешается выдача генеральных лицензий, устанавливается Правительством РФ. Получателем генеральной лицензии может быть только российское юридическое лицо, создавшее внутрифирменную программу экспортного контроля, подтверждением чему служит свидетельство о государственной аккредитации.

     Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии или разрешения принимается Минторгом России (для лицензии) или межведомственным координационным органом (для разрешения) в течение не более чем 45 дней со дня получения соответствующего заявления и иных предусмотренных документов (ст. 22 Федерального закона «Об экспортном контроле»). За рассмотрение заявления о выдаче лицензии или разрешения взимается плата в размере, устанавливаемом Правительством РФ.

     Государственный орган, принявший решение о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии или разрешения, обязан уведомить об этом заявителя в течение трех дней после принятия соответствующего решения.

     Основаниями для отказа в выдаче лицензии или разрешения могут стать:

     - наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной, искаженной или неполной информации;

     - отрицательное заключение государственной экспертизы;

     - осуществление внешнеэкономической операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности на условиях, при которых наносится ущерб или возникает угроза причинения ущерба интересам Российской Федерации13.

     Разрешительный  порядок совершения внешнеэкономических операций предусматривает возможность установления запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Такие запреты и ограничения устанавливаются в целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств Российской Федерации в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и ст. 25 Федерального закона «Об экспортном контроле».

     ВЭК России в рамках своей компетенции обеспечивала контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации. В этих целях она была наделена полномочиями органа валютного контроля (ст. 11 Федерального закона «Об экспортном контроле»). Свои полномочия по валютному контролю ВЭК реализовывала, как правило, в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями14.

     При проведении таких проверок должностные лица ВЭК имела право: требовать безвозмездного предоставления любых документов (в том числе банковских и таможенных) и информации, необходимых для выполнения указанными должностными лицами своих функций, и знакомиться с такими документами и информацией;

     -получать от лиц, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется, справки, объяснения в письменной и устной формах;

  • получать документы, которые могут свидетельствовать о нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;
  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • вносить предписания, обязывающие лица, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется, устранить выявленные нарушения, а также устанавливать сроки устранения таких нарушений;

     - осуществлять иные предусмотренные  законодательством Российской Федерации полномочия15.

     Полученная  в ходе таких проверок информация является конфиденциальной.

     В целях повышения эффективности проверок финансово-хозяйственной деятельности российских участников операции устанавливается требование обязательного учета внешнеэкономических сделок с товарами и технологиями для целей экспортного контроля (ст. 23 Федерального закона «Об экспортном контроле»). Все документы, относящиеся к таким сделкам, должны храниться в течение трех лет, если более длительный срок не установлен российским законодательством.

2.3 Таможенный контроль  и таможенное оформление  вывоза из РФ  контролируемых товаров  и технологий в  системе экспортного  контроля

 Порядок вывоза товаров и технологий, подпадающих  под действие системы экспортного  контроля, устанавливается Правительством РФ (ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ст. 8 Федерального закона «Об экспортном контроле»). После принятия соответствующих постановлений Правительства РФ ГТК России издает приказы, в которых приводятся особенности таможенного контроля и таможенного оформления контролируемых товаров и технологий. Таможенное оформление товаров, являющихся объектом экспортного контроля, может быть завершено только после осуществления этого вида государственного контроля16.

     Приказом  ГТК РФ от 26 декабря 2003 года №1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля» утверждена Инструкция о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятии решения в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля (далее Инструкция №1545).

     Инструкция  устанавливает принципы и последовательность действий, совершаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении  признаков, указывающих на то, что  заявленные при декларировании товаров  сведения, влияющие на применение к  товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, должным  образом не подтверждены.

     Принадлежность  товаров к контролируемым определяется соответствием их технических параметров и описания товарам контрольных  списков.

     Идентификация товаров для целей экспортного  контроля, а также получение лицензий на осуществление внешнеэкономических  операций с товарами, включенными  в контрольные списки, или разрешений на их вывоз из Российской Федерации  без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеторговой деятельности17.

     Порядок проведения уполномоченным должностным  лицом таможенного органа документального  контроля утвержден разделом 2 Инструкции №1545.

     Документальный  контроль в соответствии с пунктом 5 Приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 года №1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров», является одной из форм таможенного контроля. Заключается документальный контроль в проверке документов и сведений и при его проведении уполномоченное должностное лицо таможенных органов проводит анализ сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации и приложенных к ней документах, для выявления у декларируемых товаров признаков контролируемых товаров.

     При обнаружении таких признаков  проверяется наличие одного из следующих  документов:

  • лицензии специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;
  • разрешения межведомственного координационного органа по экспортному контролю;
  • заключения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, подтверждающего правомерность осуществления безлицензионного вывоза контролируемых товаров;
  • заключения организации, получившей в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров, либо специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля о непринадлежности декларируемого товара к объектам экспортного контроля.

Информация о работе Экспортный контроль