Экспортный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой «в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения экспортного контроля и его развитие в России и за рубежом. 6
1.1 Понятие, основные цели и принципы экспортного контроля в РФ 6
1.2 Международный опыт развития экспортного контроля 9
1.3.Российское законодательство об экспортном контроле и полномочия государственных органов в этой области 13
Глава 2. Система экспортного контроля в Российской Федерации 17
2.1 Идентификация контролируемых товаров и технологий в системе экспортного контроля 17
2.2 Разрешительный порядок осуществления и валютный контроль внешнеэкономических операций 18
2.3 Таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ контролируемых товаров и технологий в системе экспортного контроля 21
2.4 Применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших или пытавшихся нарушить законодательство об экспортном контроле 24
Глава 3 Проблемы и перспективы экспортного контроля 26
3.1 Пути повышения эффективности экспортного контроля 26
3.2 Совершенствование законодательства об экспортном контроле 29
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

курсовая по таможенному праву.docx

— 84.52 Кб (Скачать)

     Если  разрешительный документ отсутствует, то проводится дополнительная проверка в целях принятия решения о  необходимости независимой идентификационной  экспертизы товара для целей экспортного  контроля или решения о выпуске  товаров без ее проведения.

     В ходе проведения дополнительной проверки используются коммерческие документы, техническая документация на товар, информация, поступающая по линии  правоохранительных и контролирующих органов.

     Проведение  дополнительной проверки включает в  себя несколько этапов и на основании  обобщения результатов, полученных на всех этапах проверки, принимается  одно из следующих решений:

  • о необходимости подтверждения сведений, заявленных о товаре, посредством представления одного из разрешительных документов. Данное решение принимается, если наименование декларируемого товара соответствует общетехническому наименованию товара, включенного в контрольные списки, при соблюдении условий, перечисленных в пункте 18 Инструкции №1545;
  • о возможности выпуска товара;
  • о необходимости представления заключения специально уполномоченного органа исполнительной власти в области экспортного контроля о возможности осуществления внешнеторговой сделки. Данное решение принимается при наличии в таможенном органе информации о возможном использовании декларируемого товара при создании оружия массового поражения средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также возможной причастности конечного пользователя товара или отправителя к нарушениям законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля.

2.4 Применение мер  государственного  принуждения (санкций)  в отношении лиц,  нарушивших или  пытавшихся нарушить  законодательство  об экспортном  контроле

     За  нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле организации привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 30 и 32 Федерального закона «Об экспортном контроле». ВЭК России обладала правом взыскивать штрафные санкции в размере:

     а) стоимости товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, явившихся непосредственными объектами следующих правонарушений: осуществление внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подпадающими под действие экспортного контроля, без лицензий или разрешений; получение лицензий или разрешений посредством представления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения; нарушение требований и условий лицензий и разрешений;

     б) 100-кратного минимального размера оплаты труда за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний ВЭК России, а также за создание препятствий для выполнения своих функций должностными лицами ВЭК России.

     Наряду  со штрафом законодательство предусматривает и такую административно-правовую санкцию, как лишение права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет. Такая санкция налагается за нарушение лицензионного порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, подпадающими под действие системы экспортного контроля, если такое нарушение совершено повторно или если оно повлекло за собой причинение существенного ущерба политическим и экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства. Решение о лишении организации права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности принимается Правительством РФ по представлению межведомственного координационного органа по экспортному контролю.

     Уголовная ответственность предусмотрена за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль18.

Глава 3 Проблемы и перспективы  экспортного контроля

3.1 Пути повышения  эффективности экспортного  контроля

     Дискуссии по повышению эффективности экспортного  контроля начались с момента создания соответствующих режимов и некогда не прекращались. В годы биполярного мира и конфронтации военно - разведывательные ведомства США, обосновывая эффективность анализируемой политики, ставили во главу угла следующие вопросы: каковы дополнительные расходы СССР на поддержание военно-промышленного потенциала, растет ли разрыв в технологическом уровне по линии Восток-Запад в результате установления барьеров на трансферты передовых технологий страны Варшавского договора и, как следствие, какова экономия на оборонные расходы стран НАТО? Однако уже во второй половине 80-х гг в исследования, проведенной специальной комиссией под эгидой Американской наук было подчеркнуто, что при оценке эффективности системы экспортного контроля следует учитывать общее воздействие ограничений на экономику США, принимая во внимание сокращение объема экспорта.

     Сегодняшней актуальной задачей режимов экспортного контроля является предотвращения распространения ОМУ и его носителей,- то при ее решении еще трудней выработать количественные критерии эффективности режимов. Можно говорит лишь о замедлении процесса распространения ОМУ19.

     Существует  ряд объективных факторов экономического характера, подрывающих результативность систем экспортного контроля и подводящих к необходимости пересмотра многих элементов этой политики. Во-первых, интернационализация научно-технических  знаний и производства приводит к  тому, что на мировой рынок выходят  новые поставщики высокотехнологичных  товаров, что облегчает получение  аналогов нужных товаров и технологий на расширяющихся рынках товаров и технологий двойного назначения. Ограничения и санкции заставляют контрагента развивать собственное производство чувствительных товаров, используя знания национальных или иностранных специалистов, получивших образование в лучших университетах мира. Во-вторых, в условиях глобализации растет значение так называемых неосязаемых форм передачи технологий, которые очень трудно проконтролировать. Грань между ужесточением контроля в этой области и подрывом демократических свобод очень зыбка. В третьих, гражданский сектор добился первенства в разработке ряда новейших технологий, имеющих одновременно важное военное значение. Поэтому ограничения и санкции захватывают практически всех производителей наукоемкой продукции. В современных условиях лоббирование делового сообщества в направлении смягчения правил экспортного контроля активизировалось. Вопрос конкурентоспособности страны на мировых рынках оказывает огромное влияние и на позиции делегаций при обсуждении внесения изменений в международные контрольные списки в рамках многосторонних режимов экспортного контроля20.

     Ужесточение контроля не тождественно усилению ее эффективности. Гармонизация национальных систем экспортного контроля рассматривается как магистральное направление повышения эффективности экспортного контроля в целях предотвращения распространении ОМУ. И этот резерв еще не исчерпал себя.

     Роль  режимов невозможно рассматривать  изолированно от более широкого политического  контекста отношений между государствами. В нестабильных политических условиях сложно рассчитывать на достижение юридически обязывающих соглашений, что показали дискуссии в ходе принятия Международного кодекса поведения за предотвращения распространения баллистических ракет, а также дискуссии вокруг инициированной Россией инициативы «Глобальная система контроля за распространение ракет и ракетных технологий». Неформальные многосторонние формы в среднесрочной перспективе останутся необходимыми.

     Также одна из самых чувствительных областей системы экспортного контроля - контроль за технологиями. Доступ к мировой копилке знаний становится критическим элементом как национальной конкурентоспособности, так и национальной безопасности. Очень трудно найти оптимальный баланс между взаимоисключающими стратегическими задачами продвижения национальных товаров на мировые рынки сбыта и введения ограничений по соображения национальной и международной безопасности, между поддержанием академических свобод, свободой доступа к информации и задачами в области безопасности. В этой сфере есть большое поле для международного сотрудничества.

     На  данном этапе видна объективная тенденция к гармонизации основных положений Руководящих принципов. В долгосрочном плане это объективно создает возможности для слияния режимов.

     Вероятно, наиболее целесообразно совершенствовать правила в рамках каждого режима, имея долгосрочную задачу их слияния в будущем. Следует активизировать наметившуюся тенденцию вовлечения нечленов режимов в обсуждении наиболее актуальных проблем, в частности, вопросов контроля над неосязаемыми формами передачи технологий, санкций21.

     Представляется  важным одновременно начать работу над  новым универсальным документом, который более четко определил  бы критерий современных угроз и  объединил государства вокруг задачи предотвращения распространения ядерного оружия (особенно попадания ОМУ в  руки террористов), установил возможные  меры проверки выполнения договоренностей  по экспортному контролю и принуждения  для государств, физических и юридических субъектов, вовлеченные в незаконные поставки и приобретения связанных с ОМУ материалов, оборудования, технологий. Более реально в ближайшее время разработать такой документ в виде кодекса поведения, доведя его впоследствии до статуса юридически обязывающего договора-Конвенции по экспортному контролю.

3.2 Совершенствование  законодательства  об экспортном  контроле

     Правовое  обеспечение экспортного контроля и направления его развития касались в основном товаров и технологий и порядка обращения с ними. Действующее законодательство во многом оставляет открытым вопрос правового регулирования отношений, возникающих между физическими и юридическими лицами («носителями секретов» и «специальных знаний») и государством.

     Позитив развития сложившегося положения следует сосредоточить на выделении бюджетных средств для исследований в области приоритетных направлений. К их числу в нашей стране относятся: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника; космические технологии; перспективные вооружения, военная и специальная техника; перспективные производственные технологии; биомедицинские технологии; топливо и энергетика; транспорт; экология и рациональное природопользование и др. Для этого нужно внести определенные изменения в ч.3 ст. 21 бюджетного кодекса, расшифровав строку 2прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов», и значительно увеличить ассигнования, предусмотренные для финансирования этих областей Законом о бюджете.

     Необходимо  также внести соответствующие поправки в законодательство, касающееся госзаказа, предусмотреть налоговые льготы научным организациям на имеющееся у них имущество, снизить таможенные пошлины на ввозимое специализированное оборудование.

     Системных поправок требует Федеральный закон  «Об экспортном контроле». В нем  следует закрепить следующие положения: механизм формирования списка технологий, по которым Российская Федерация занимает передовые позиции, с целью обеспечения в этой сфере наиболее жесткого и эффективного контроля; обязательность независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий двойного назначения; упорядоченность процедуры передачи части основных контрольных функций от внутрифирменных программ независимой государственной организации; строгая юридическая ответственность за незаконную передачу ( в любой форме) иностранным лицам и организациям товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю.

     Государственный контроль за экспортом технологий призван учитывать позитивный зарубежный опыт сочетания различных видов юридической ответственности, применяемых к нарушителям законодательства РФ об экспортном контроле, и распространяться кА на российских граждан, так и на иностранцев и лиц без гражданства.

     Вносимые  в законодательство поправки ориентированы  на унификацию действующего нормативного правового обеспечения экспортного контроля в странах Содружества Независимых Государств с учетом того, что характер и перспективы отношений между странами-членами СНГ весьма различны и на будущее обозначена задача вступления Российской Федерации в ВТО.

Заключение

     Целью данной курсовой работы состояло в том, чтобы комплексно, системно изучить понятие экспортного контроля, проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Для достижения данной цели в ходе написания данной работы решался ряд задач, описанных во введении. При поэтапном изучении вопроса аттестационные и квалификационные испытания при прохождении государственной службы были сделаны следующие выводы:

     Экспортный  контроль - это крупный международный  политический и стратегический вопрос. Позитивная роль международной системы  экспортного контроля состоит в  предотвращении распространения оружия массового уничтожения, ибо это  является одним из наиболее важных факторов поддержания международной  стабильности, а вследствие этого  - приоритетным элементом политики национальной безопасности любой страны.

Информация о работе Экспортный контроль