Экспортный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой «в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общие положения экспортного контроля и его развитие в России и за рубежом. 6
1.1 Понятие, основные цели и принципы экспортного контроля в РФ 6
1.2 Международный опыт развития экспортного контроля 9
1.3.Российское законодательство об экспортном контроле и полномочия государственных органов в этой области 13
Глава 2. Система экспортного контроля в Российской Федерации 17
2.1 Идентификация контролируемых товаров и технологий в системе экспортного контроля 17
2.2 Разрешительный порядок осуществления и валютный контроль внешнеэкономических операций 18
2.3 Таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из РФ контролируемых товаров и технологий в системе экспортного контроля 21
2.4 Применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших или пытавшихся нарушить законодательство об экспортном контроле 24
Глава 3 Проблемы и перспективы экспортного контроля 26
3.1 Пути повышения эффективности экспортного контроля 26
3.2 Совершенствование законодательства об экспортном контроле 29
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

курсовая по таможенному праву.docx

— 84.52 Кб (Скачать)

     Принципы  государственной политики в области  экспортного контроля нашли свое закрепление в ст. 5 Федерального закона «Об экспортном контроле», ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ст. 4 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» и включают:

  1. добросовестность выполнения международных обязательств в Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
  2. взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности,;
  3. гармонизацию процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
  4. осуществление единой политики экспортного контроля и единство таможенной территории Российской Федерации;
  5. приоритет безопасности государства; недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
  6. осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;
  7. подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно-техническом сотрудничестве;
  8. законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля4.

     Повысилась значимость экспортного контроля в решении вопросов международной и национальной безопасности, предотвращения распространения ОМУ, средств его доставки, других наиболее опасных видов оружия.

1.2 Международный опыт развития экспортного контроля

     Определение технологий для целей экспортного  контроля в новейшей истории получило свое первое закрепление в законодательстве Соединенных Штатов Америки. Первые экспортные процедуры контроля появились  в конце XVIII столетия, когда была сформирована американская независимость.

     Механизм  экспортного контроля функционирует  за рубежом более полувека. В конце 40-х годов в США Законом о  контроле над экспортом было введено  лицензирование при продаже товаров  и технологий в страны социалистического  лагеря. В это же время был образован  Координационный комитет по многостороннему  экспортному контролю (КОКОМ) - Coordinating Committee (CoCom), начавший функционировать с 1 января 1950 г. в соответствии с секретным «джентльменским соглашением», заключенным по инициативе США и предусматривавшим контроль над экспортом так называемых стратегических товаров в СССР и другие социалистические страны.

     На  долгие годы КОКОМ стал одним из символов «холодной войны».

     Государственный контроль над экспортными операциями осуществлялся посредством выработки  экспортных программ, установления контингентов и выдачи лицензий на вывоз определенных товаров, наблюдения за торговлей отдельными странами или группами стран и  контроля за экспортом отдельных товаров5.

     В рамках КОКОМ экспортный контроль был  организован следующим образом. Формировались три списка товаров: 1) оружие и боеприпасы, а также  товары, материалы, технологии для их производства; 2) оборудование, связанное  с использованием атомной энергии; 3)промышленное оборудование так называемого двойного назначения, которое в принципе может быть применимо в военных целях6.

     Экспорт в социалистические страны товаров, включенных в первые два списка, был полностью запрещен. Товары, перечисленные в третьем списке, на которые приходилась значительная часть внешней торговли промышленным оборудованием, разрешалось вывозить в порядке исключения после рассмотрения в КОКОМ каждого конкретного случая.

     Механизм  экспортного контроля постоянно  развивался с учетом изменения мировой  политической ситуации и новых достижений научно-технического прогресса. Если первоначально  экспортный контроль был направлен  против социалистических стран, то впоследствии он распространился на развивающиеся  страны, а также на отдельные капиталистические  государства. Экспортным контролем  охватывается реэкспорт товаров  и технологий их тех стран, куда они  первоначально были экспортированы, экспорт продукции, производимой в  третьих странах по американским лицензиям и лицензиям других стран - участниц КОКОМ, а также продукции, содержащей запасные части или отдельные компоненты, произведенные в странах КОКОМ.

     Кардинальные  изменения мирового политического  климата, несомненно, повлияло на многостороннюю систему экспортного контроля. С  распадом СССР прекратил свое существование  КОКОМ. Однако актуальность экспортного  контроля не исчезла.

     В последнее десятилетие США принимали  меры к тому, чтобы восстановить экспортный контроль и сформировать новые списки товаров, принципиально  придерживаясь в этом формировании тех же групп, в соответствии с которыми списки экспортного контроля формировались в 40-50-х годах прошлого века.

     13 ноября 2000 г президент США Б.  Клинтон подписал распоряжение, обеспечивавшее временное восстановление  действия Экспортного закона  США до 20 августа 2001 г. В заявлении,  сделанном по поводу подписания  этого распоряжения, Б. Клинтон  подчеркнул, что экспортный закон  США, действовавший в период  «холодной войны» и ставший  недействительным 20 августа 1994 г., должен  быть пересмотрен в соответствии  с новыми внешнеполитическими  условиями, сложившимися после  распада СССР и краха социалистического  лагеря в целом. Президент США указал на то, что в экспортном законодательстве США вновь возникла потребность в формировании правового регулирования экспортного контроля, поскольку именно такие средства управления, которые характерны для экспортного закона США, отражают ситуацию на быстро развивающемся мировом конкурентном рынке и гарантируют национальную безопасность путем установления экспортного контроля за исключительно быстро меняющимися категориями и видами товаров двойного назначения7.

     Администрация Б. Клинтона поднимала этот вопрос еще  в 1994 г., но Конгресс США в ТОО момент был не в состоянии принять Экспортный закон США в новой, прогрессивной редакции. В этой связи Президент США в течение всего срока своих полномочий принимал меры экспортного контроля за товарами двойного назначения путем временного продления действия некоторых положений Экспортного закона США в рамках принадлежащих ему как президенту полномочий.

     Политическая  ситуация в целом указывала на то, что администрация Президента Буша возвратится к вопросу о  восстановлении Экспортного закона США в новой редакции, принимая во внимание важность этого акта для  проведения США принятого внешнеполитического  курса. Этот закон является важным юридическим  инструментом, при помощи которого регулируется экспорт американских товаров, произведенных на основе высоких технологий. Вашингтон широко использует этот механизм, чтобы достигать целей своей внешней политики.

     В январе 2001 г группа конгрессменов  инициировали принятие Сенатом США  новой редакции Экспортного закона США, содержавшей в себе современные  правовые механизмы экспортного  контроля.

     Средства  экспортного контроля всегда играли важную роль в американской системе  управления внешней торговлей, контроль за осуществлением которой согласно Конституции США возложен на Конгресс США, который должен принимать соответствующие  законы.

     Экспортный  контроль в США осуществляется в  настоящее время путем лицензирования экспорта товаров, включенных в списки военных товаров, оборудования для атомной энергетики товаров для двойного назначения, содержащих в себе технологии, которые могут быть использованы для производства оружия или боеприпасов, а также других товаров военного назначения. Лицензирование обеспечивает запрет на вывоз таких технологий в недружественные государства, которые могут использовать их для того, чтобы развить производство ядерного, химического, биологического и ракетного оружия. Поскольку товары двойного назначения составляют большую долю всего американского экспорта, администрация и Конгресс США принимают самые решительные меры к тому, чтобы избежать противоречий между приоритетами национальной безопасности и внешней политики и интересами американских фирм, особенно военно-индустриального комплекса. Однако в США выбор делается всегда в пользу национальных интересов. И любой производитель может быть привлечен к уголовной и гражданской ответственности, а также теряет право вести внешнюю торговлю в случае нарушения условий лицензирования, установленных в соответствии с Экспортным законом США8.

1.3.Российское законодательство об экспортном контроле и полномочия государственных органов в этой области

 

     Формирование российской системы экспортного контроля началось с издания Президентом РФ Указа от 11 апреля 1992 г. № 338 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России». Действующая нормативно-правовая база экспортного контроля включает в себя:

     а) федеральные законы;

     б) принимаемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами подзаконные акты:

     - указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 26 августа 1996 г. № 1268 «О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения» и др.);

     -постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. № 1157 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» и др.);

     -. нормативные правовые акты, издаваемые  иными федеральными органами  исполнительной власти в пределах  их компетенции (ВЭК России, ГТК  России и др.).

     В механизме экспортного контроля задействован целый ряд государственных органов (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, ВЭК России, ГТК России и др.), а также различные промышленные и научные организации, их ассоциации и союзы.

     В ст. 9 Федерального закона «Об экспортном контроле» предусмотрено создание межведомственного координационного органа по экспортному контролю. Положение об этом органе и его персональный состав утверждаются Президентом РФ. Межведомственный орган участвует в реализации государственной политики в области экспортного контроля, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации. Он, в частности, принимает решение о безлицензионном вывозе контролируемых товаров и технологий в случае, предусмотренном в ст. 19 Федерального закона «Об экспортном контроле», выдает разрешение на совершение внешнеэкономических операций, предметы которых не включены в контрольные списки, но могут быть использованы иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки (ст. 20 того же Закона) и т.д.

     МИД России, Министерство обороны РФ, ГТК России, Минторг России, Минюст России и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти также участвуют в пределах своей компетенции в функционировании системы экспортного контроля. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере экспортного контроля являлась до недавнего времени Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России). На ВЭК России возлагалась непосредственная реализация государственной политики в области экспортного контроля, организация работы по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля9.

     Федеральные органы законодательной и исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля, наделяются правом запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для целей экспортного контроля. В свою очередь, российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по первому требованию предоставить такую информацию и несут ответственность за ее достоверность10.

     Мировая практика последних лет убедительно  свидетельствует, что цели экспортного  контроля не могут быть в полной мере достигнуты, если опираться только на государственные органы. Так, с конца 80-х годов по инициативе США начали создаваться системы внутрифирменного экспортного контроля. Со временем наличие внутрифирменной программы экспортного контроля стало обязательным признаком «надежности». Министерство торговли США разработало для иностранных фирм - импортеров американской стратегической продукции и технологий специальные документы, которые они должны предоставлять экспортеру. Если покупатель американской технологии впоследствии продает ее, то он становится ответственным за то, как в дальнейшем распорядится ею конечный потребитель. В компаниях образуются соответствующие отделения или отделы контроля стратегических товаров11.

     Американский  опыт внутрифирменного экспортного контроля был использован при формировании организационно-правовых основ аналогичных российских систем. Федеральный закон «Об экспортном контроле» (ст. 1, 16) предусматривает создание в организациях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, внутрифирменных программ экспортного контроля, под которыми понимаются «мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля».

     Внутрифирменные программы экспортного контроля создаются в организациях на добровольных началах. Обязательное создание таких  программ предусмотрено в отношении организаций, осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд, в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями.

     Организации, создавшие внутрифирменные программы  экспортного контроля, проходят аккредитацию в порядке, определяемом Правительством РФ12.

Информация о работе Экспортный контроль