Конспект лекций по "Таможенной системе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 05:20, лекция

Описание работы

Работа содержит конспект лекций по "Таможенной системе"

Содержание

2.1.1. Определение понятия «управление и система управления в таможенных органах»

2.1.2. Компоненты системы управления

2.1.3. Требования к управлению

Работа содержит 1 файл

Конспект лекц Мод 2.Там мнджт.doc

— 470.00 Кб (Скачать)

Модуль 2. Методологические основы управления в  таможенных органах

Тема 2.1. Понятие  управления в таможенных органах

 

      Учебные вопросы

      2.1.1. Определение понятия «управление и система управления в таможенных органах»

      2.1.2. Компоненты системы управления

      2.1.3. Требования к управлению 

      2.1.1. Определение понятия  «управление и система управления в таможенных органах»

      Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных  исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего. Системы управления  таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуются четкое управление внутри нее.

      В литературе имеется множество определений  понятия «управление», в том числе  социально экономическими системами, к которым относится и система  таможенных органов. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих управлению в таможенных органах, ему можно дать следующее определение.

      Управление - это непрерывный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

      Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие  субъекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом  организованных  прямых и обратных связей между ними.

      В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между  ними образуют систему управления в  таможенных органах.

      Таким образом, управление является относительно непрерывным процессом. Непрерывный  характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них, что можно представить в виде схемы (рис 1).

      Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т.е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются различными звеньями управления и в разных формах. 

 

Рис.1. Система взаимосвязи элементов управления в звене «РТУ - таможня» 

      2.1.2. Компоненты системы  управления

      Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: 1) механизма управления, 2) структуры управления, 3) процесса управления и 4) механизма совершенствования  системы управления (рис 2).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 2. Компоненты системы управления 

      Механизм  управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.

      Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления.

      Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.

      Механизм  совершенствования  системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления. 

      2.1.3. Требования к управлению

      Анализ  сложившихся в системе таможенных органов управленческих отношений позволяет сформировать следующие требования к управлению (рис. 3).

 

а) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

б)

 

   в) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 г) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3. Требования к управлению 

      Выполнение  указанных требований позволяет  системе управления обеспечить своё целевое назначение.

Тема 2.2. Законы управления в таможенных органах

 

Учебные вопросы

      2.2.1. Классификация законов управления в таможенных органах

      2.2.2. Сущность и проявление законов управления 

      2.2.1. Классификация законов  управления в таможенных органах 

      Законы управления в таможенных органах в отличие от универсальных (всеобщих) и общих, относятся к специфическим (частным) законам, знание и применение которых предопределяют необходимость строго учета их требований и принципов при организации и функционировании любой системы управления на каждом ее уровне.

      В управлении таможенной системой РФ действуют  следующие законы (рис. 4):

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 4. Законы управления в таможенных органах 

      Законы  управления определяют:

  • теорию управления;
  • основные функции управления;
  • методы управления;
  • особенности процесса управления.

      Поэтому в управленческой деятельности очень  важен системный подход к использованию  законов управления и единую систему принципов управления.

      2.2.2. Сущность и проявление  законов управления

      Закон управления - это сущностное, устойчивое, объективное и повторяющееся в процессе или явлении, которое не зависит от субъекта наблюдения. Знание и исполнение законов управления позволяет многократно повысить результативность управленческих воздействий, избежать субъективизма, произвола и волюнтаризма.

      Действие  закона единства системы управления проявляется в наличии объективно необходимых элементов системы, связей и отношений, согласованных с целью управления и сопутствующими факторами. Цель управления едина и неразрывна от высших органов государственной власти до самого низшего звена при соблюдении единства технологического и правового поля.

      Закон пропорциональности управленческой деятельности диктует обязательное обеспечение рационального пропорционального взаимодействия управляющей и управляемой подсистем, придание согласованных действий всем звеньям управления и технологическим звеньям при обязательном выделении необходимых для этого ресурсов.

      Закон оптимального соответствия централизации требует такого структурно – функционального построения системы управления, при котором не сковывается инициатива нижних звеньев управления, но при этом обеспечивается устойчивость и твердость управления, исходящая от вышестоящего звена управления.

      Закон соответствия управляющей и управляемой подсистем требует, прежде всего, чтобы уровень компетенции и организации работы высшего звена управления соответствовали уровню организации и напряженности работы подчиненного звена управления.

      Тема 2.3. Принципы управления

 

Учебные вопросы

      2.3.1. Классификация принципов управления  в таможенных органах

      2.3.2. Общие принципы управления

      2.3.3. Частные принципы управления

      2.3.4. Организационно-технологические принципы управления 

      2.3.1. Классификация принципов  управления в таможенных органах

      Решение разнообразных задач в таможенном деле невозможно без концептуальных знаний, направленных на создание общих принципов, то есть общих положений по управлению, которые можно применить в каждом таможенном процессе.

      Принципы  носят объективный характер и  выражают вполне определенные закономерности. Принципы - это руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, лежащие в основе управляющей системы.

      В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и  организационно-технологические принципы (рис. 5).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Классификация принципов управления в таможенных органах 

      2.3.2. Общие принципы управления

      Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе.

      Определение общих принципов управления в таможенном деле направлено на подготовку к быстрой ориентировке в постоянно изменяющихся, сложных ситуациях, к которым нужно приспособить таможенное решение (рис. 6).

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 6. Общие принципы управления

      В таможенной системе в управленческой деятельности имеют применение и  другие общие принципы, такие как: соответствия, соподчиненности, правовой защищенности и др. 

      2.3.3. Частные принципы управления

      Частные принципы управления в таможенных органах  подразделяются на две большие группы, рис. 7:

      1) принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности;

      2) принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 7. Частные принципы управления 

      2.3.4. Организационно-технологические  принципы управления

      Организационно-технологические  принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов (рис. 8).

      Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он  предполагает с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой – установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело. 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 8. Организационно-технологические принципы управления 

      В таможенных органах на всех уровнях  руководства принцип единоначалия выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых  для решения поставленных задач  перед данной структурой; наличии  законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей – единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственной гарантии социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

Информация о работе Конспект лекций по "Таможенной системе"