Конспект лекций по "Таможенной системе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 05:20, лекция

Описание работы

Работа содержит конспект лекций по "Таможенной системе"

Содержание

2.1.1. Определение понятия «управление и система управления в таможенных органах»

2.1.2. Компоненты системы управления

2.1.3. Требования к управлению

Работа содержит 1 файл

Конспект лекц Мод 2.Там мнджт.doc

— 470.00 Кб (Скачать)

      На  принципе единоначалия управляет системой таможенных органов руководитель ФТС России.  Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками.

      На  принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений, а также руководители Российской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного центра, Центральной таможенной лаборатории и других организаций, подведомственных ФТС России.

      Принцип единоначалия реализуют в своей  управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов.

      Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих  в управлении. При этом важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.

      Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна достоверная научная информация о системе управления и о ее внешней среде.

      Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

      Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе и таможенный орган) должна  иметь четко определенную иерархическую структуру.

      Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

      Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как  это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

      Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решений, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

      Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.

      Таким образом, принципы управления определяют правила, нормы, закономерности формирования управляемой системы: ее структуру, методы управляющего воздействия, мотивацию коллектива, направленную на достижение целей организации.

 

Тема 2.4. Функции управления

 

Учебные вопросы

      2.4.1. Классификация и содержание функций управления

      2.4.2. Анализ и прогнозирование таможенной оперативно-служебной обстановки

      2.4.3. Понятие планирования в таможенных органах

      2.4.4. «Организация» как функция управления

      2.4.5. Регулирование как функция управления

      2.4.6. Сущность функций учета и контроля 

      2.4.1. Классификация и содержание функций управления

      Управленческий процесс, направленный на достижение целей таможенных органов, представляет собой последовательность управленческих действий по решению таможенных проблем. Этими действиями являются управленческие функции. На основе поставленных целей таможенные органы Российской Федерации выполняют ряд основных функций. На основе целей и функций таможенных органов сформированы основные задачи и функции отделов и структурных подразделений, а также должностные инструкции таможенных сотрудников.

      Функция (лат. — исполнение, соответствие) — это обязанность, круг деятельности. Таким образом, функции таможенных органов РФ являются особыми видами деятельности, необходимыми для организации и управления таможенной системой.

      Под функциями управления принято понимать конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие операции.

      Управленческие  функции подразделяются на общие и специфические функции (рис. 9).

      Общие функции управления отражают наиболее важные этапы организации управленческого процесса, раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют процесс управления любым объектом.

      Специфические функции управления определенными направлениями оперативно-служебной деятельности таможенных органов России.

        К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной обстановки, планирование, организация, регулирование, учет и контроль (рис. 10).

      Если  полная реализация основной функции управления приводит к тому, что оперативно-служебная деятельность переходит в новое качество, то выполнение отдельной управленческой работы еще недостаточно для того, чтобы эта деятельность получила новое качественное состояние.

      Реализация  каждой конкретно взятой общей функции  управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ.  

 

        

Рис. 9. Классификация функций управления 

 

      

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 10. Общие функции управления

      2.4.2. Анализ и прогнозирование таможенной оперативно-служебной обстановки

      Объективные возможности таможенных органов  могут быть выявлены на основе анализа  и прогнозирования оперативно-служебной  обстановки как одной из важнейших  функций управления. Расчленяя систему на части, выявляя ее структуру, анализ позволяет не только зафиксировать  состояние компонентов системы, но и выявить их взаимоотношения и взаимозависимость. При этом анализ в системе управления распространяется не только на нее в целом, но и на каждый компонент управленческого цикла.

      Анализ  и прогнозирование таможенной оперативно-служебной  обстановки неразрывно связаны с  изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том  или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.

      Под таможенной оперативно-служебной  обстановкой понимается совокупность взаимосвязанных элементов с находящимися в диалектическом развитии экономическими, политическими, социальными, правовыми, региональными и другими условиями (факторами), существенно влияющими на таможенную деятельность.

      Основными элементами таможенной оперативно-служебной обстановки являются:

      - обслуживаемые участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – российские и иностранные физические и юридические лица, виды, объемы и направления товарных потоков в зоне деятельности таможенного органа, распределение их по времени, месту, видам транспорта;

      - наличие участников ВЭД, нарушающих таможенное законодательство и их пособников; контрабандистов и их пособников; околотаможенных криминальных структур и их пособников, пытающихся осуществить отрицательное воздействие на таможенные органы; сведения об их устремлениях, планах, замыслах, времени, месте, стратегии и тактике осуществлений преступлений и нарушений таможенных правил;

      - силы и средства таможенных органов и их возможности по выполнению возложенных на них функций и задач;

      - общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов РФ;

      - наличие в зоне деятельности таможенных органов других правоохранительных органов, ведомств и организаций по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями, возможности использования их для решения задач таможенных органов;

      - среда, в которой осуществляется таможенная деятельность.

      2.4.3. Понятие планирования в таможенных органах

      Планирование  – это разработка и создание научно обоснованной программы функционирования подразделений таможенной системы, содержащей пути, методы и средства достижения целей таможенного дела, на основе закономерностей и принципов управления. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется  темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

      То  есть, планирование, как функция  управления, определяет необходимое состояние объекта управления в соответствии с поставленными целями и формирует программу действий по их достижению.

      Задачи  выработки цели, моделирования будущей  деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как:

      - определение цели управления;

      - выявление проблемы, мешающей достижению цели;

      - выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели;

      - разработка организационного плана реализации принятого решения;

      - согласование разработанного плана;

      - утверждение его старшим начальником.

      Планирование соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы - долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее ( до одного года).

      Планируемые показатели, наиболее полно отражающие главные цели функционирования таможенных органов, задаются системой более высокого ранга – Президентом и Правительством РФ.

      Основные  задачи планирования: согласование целей и задач по месту, времени, методам решения и выделенным ресурсам; обеспечение единства и согласованности действий всех элементов таможенной  системы, направленных на выполнение намеченных действий.

      Принципы  планирования отражены на рис. 11.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Окончание рис. 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 11. Принципы планирования 

      Реализация  функции планирования состоит в последовательности выполнения следующих операций (рис. 12): 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 12. Реализация функции планирования 

      На  рис. 13 и 14 представлены направления формирования планов и последовательность элементов и операций планирования.  

Информация о работе Конспект лекций по "Таможенной системе"