Конспект лекций по "Таможенной системе"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 05:20, лекция

Описание работы

Работа содержит конспект лекций по "Таможенной системе"

Содержание

2.1.1. Определение понятия «управление и система управления в таможенных органах»

2.1.2. Компоненты системы управления

2.1.3. Требования к управлению

Работа содержит 1 файл

Конспект лекц Мод 2.Там мнджт.doc

— 470.00 Кб (Скачать)

      Комплексная проверка осуществляется начальником таможенного органа по всему объему деятельности подразделения.

      Тематическая  проверка проводится по одному или нескольким вопросам, направлениям функциональной деятельности.

      В целом, многообразие методов контроля, применяемых в таможенных органах, можно сгруппировать в методы наблюдения, обследования и эксперимента.

  1. Метод наблюдения, означающий постоянное слежение руководителя за состоянием дел на вверенном участке или в руководимом подразделении. При этом отслеживаются все наиболее важные вопросы от начала мероприятия до его завершения или на все время действия приказа (распоряжения).
  2. Метод обследования, представляющий по форме единовременную (разовую) с четко определенными сроками и задачами комплексную проверку положения дел в подразделении, включая проверку исполнения приказов, распоряжений, изучение документов, беседы с людьми, хронометрию и т.п.
  3. Метод эксперимента, проявляющийся в создании искусственных условий, ситуаций некоторых сторон таможенной оперативно-служебной обстановки с целью проверки способностей, уровня теоретической и практической подготовки должностных лиц и подразделений, их психологической и функциональной устойчивости; выявления и устранения слабых мест и экономии ресурсов.

      Организация контроля. Наибольший эффект в деятельности таможенного органа достигается при организации планово - контрольной системы работы, что значительно упрощается и ускоряется с применением современной организационной и вычислительной техники.

      Взаимоувязка  плана контрольных проверок с  планами работы таможенного органа позволяет избежать дублирования, чрезмерной загрузки проверяющих, излишних временных  и материальных затрат.

      В основном планирование контроля начинается с определения и конкретизации  порядка достижения целей и задач  контроля (что, где, в какой очередности, когда и какими методами, силами и средствами осуществить контроль, в какой форме подготовить отчет, доложить о результатах).

      Средства  контроля согласуются исходя из объекта  контроля, его объема, периодичности  и состава проверяющих.

      Технология  контроля. Реализация функции «контроль» требует выполнения определенных управленческих работ (операций) в логической последовательности, то есть построение стройной цепи из отдельных, но взаимосвязанных звеньев, элементов - алгоритма контроля или того, что называется технологией (рис. 27).

      Следует подчеркнуть, что любая управленческая функция (планирования, организации, учета и т.п.) обязательно тесно взаимосвязана с контрольной. 

        
 
 
 
 
 
 

Рис. 27. Технология контроля 

      Поэтому функция контроля в управленческой деятельности с одной стороны, является неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления, а с другой - самостоятельной стадией, которая обеспечивает информационную прозрачность качества процесса управления на всех других стадиях.

      Тема 2.5. Методы управления в таможенных органах

 

Учебные вопросы

      2.5.1. Классификация методов управления

      2.5.2. Организационно-распорядительные (административные) методы

      2.5.3. Правовые методы

      2.5.4. Социальные и психологические методы управления

      2.5.5. Экономические методы

      2.5.6. Экономико-математические методы 

      2.5.1. Классификация методов

      Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

      Решение конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач требует применения соответствующих методов управления (рис. 28).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 28. Классификация методов  управления 

      Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.

     Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

      Методы  прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

      К методам косвенного воздействия относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы. 

      2.5.2. Организационно-распорядительные (административные) методы

      В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

      В таможенных органах применяются  три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные (рис. 29):

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 29. Организационно- распорядительные (административные) методы 

      Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов.

      Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование. Эти методы включает следующие нормативно-стабилизирующие виды: положения, общие правила инструкции, правила внутреннего распорядка, порядок, типовые и временные технологические схемы и процедуры принятия решений.

      Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатным расписаниями и должностными инструкциями.

      Нормирование – это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.

      Инструктирование - всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы. Инструкция (от лат. - устройство, наставление) — документ, регламентирующий и детализирующий какую-либо сторону таможенной деятельности или содержащий указания по использованию и применению технических средств таможенного контроля и т. д. Разрабатывается на основании и во исполнение законов, законодательных и подзаконных актов, директив и приказов вышестоящих органов. Например, «Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации».

      Второй  группой организационно-распорядительных методов правления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующейся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме.

      Директива (от лат. - направлять) — руководящее служебное указание высшего органа подчиненным. Например, разъяснение коллегии ФТС по каким-либо стратегическим или тактическим вопросам таможенного дела. В директиве излагаются цель проводимых мероприятий, задачи, порядок и сроки выполнения.

      Приказ (от лат. - располагать в порядке, руководить, правильно распределять, назначать) - наиболее распространенный вид нормативно-распорядительного акта, посредством которого осуществляется прямое воздействие на регулирование внешнеторговых обменных процессов в таможенном деле. Приказ может быть в виде письменного или устного распоряжения начальника и обязательным для исполнения подчиненными. Правом отдачи письменных приказов в таможенной службе РФ пользуются начальники таможенных органов всех уровней управления, филиалы и отдельные подразделения в соответствии с утвержденными положениями вышестоящих органов. Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения – их заместители руководители функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий.

      Указание (наставление, разъяснение как действовать) - вид нормативно-распорядительного акта, регламентирующий порядок действия таможенных органов при осуществлении тех или иных управленческих операций. Например, указанием ФТС России «О реэкспорте в Республику Беларусь» регламентировано: начальникам таможен разрешать реэкспорт товаров в Республику Беларусь только при выполнении определенных условий, при этом реэкспорт алкогольных напитков и табачных изделий допускать при наличии разрешения ФТС России.

      Письма  и телеграммы таможенных органов являются одной из разновидностей распоряжений по небольшим проблемам, несущих коррекционный характер или имеющих форму срочного ответа на тот или иной запрос информационного содержания. Например, Письмо ФТС РФ «О некоторых вопросах применения и Временной инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ».

      Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия. Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

      Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга. 

      2.5.3. Правовые методы

      Правовые  методы - это совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально- экономической системы и отношения между ними в процессе управления. Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер  и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями, рис. 30. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 30. Правовые методы 

      Основными правовыми нормами являются: Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон  «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Положение о ФТС Российской Федерации, положения о других таможенных органах РФ и ряд других.

      Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного  и некоторых других законодательств. 

Информация о работе Конспект лекций по "Таможенной системе"